Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:39, реферат
Первый этап.
1) Определение спроса на поставляемые на рынок товары, его объема и динамики.
2) Определение показателей эластичности спроса относительно цены по каждой группе товаров на конкретных рынках сбыта.
При фиксации в контракте цены товара большое значение имеет определение базиса поставки.
Определение валюты цены является очень важным условием контракта. Валюты не равноценны по своему качеству: есть сильные, устойчивые валюты со стабильной покупательной способностью, малоизменяемые во времени по своему содержанию, и слабые валюты, курс которых колеблется. Поэтому от выбора валюты цены зависит риск валютных потерь, т.е. возможность не получить эквивалент стоимости, предусмотренный в момент предложения цены и подписания контракта.
Так, импортер выиграет при установлении цены в слабой валюте, курс которой имеет тенденцию к снижению. В этих случаях он сможет рассчитаться за товар тем же числом, но обесценившихся денежных единиц. Экспортер же, наоборот, стремится к наиболее сильной валюте или валюте, которая имеет тенденцию к повышению.
По согласованию сторон цены фиксируются в валюте одной из стран-контрагентов либо в валюте третьей страны. На массовые товары при выборе валюты цены имеют значение торговые обычаи. Так, например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину – в американских долларах.
В международной торговле практикуется несколько способов фиксации в контракте цен. Различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.
Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению входе его исполнения.
Подвижная цена – зафиксированная при подписании цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если изменится рыночная цена к моменту поставки. Отговорка об этом носит название оговорки о повышении и понижении цены. Оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (2-5%), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится.
Скользящая цена – цена, устанавливаемая во время исполнения контракта, применяется в контрактах на товары, требующие длительного срока изготовления (крупное промышленное оборудование, суда, строительные объекты). Первоначально в контракте устанавливается исходная цена, стороны оговаривают ее структуру, то есть процентную долю в ней постоянных расходов (прибыль, накладные расходы, амортизационные отчисления и др.) и переменных расходов на сырье, материалы и оплату труда. Именно последние и определяют скольжение цены, так как с изменением цен на сырье, налоговой политики государства, уровня оплаты труда в отрасли и будут связаны дополнительные расходы на выполнение данного контракта. В контракте указывается только общий порядок фиксации цены; например, делаются такие оговорки: "если к моменту поставки товара изменятся фактические затраты изготовителя, о чем он в письменном виде уведомит покупателя, с приложением документов, подтверждающих увеличение затрат". В контракте также оговаривается предельный уровень отклонения окончательной цены от исходной. Цена с последующей фиксацией или подвижная применяется при поставках товаров, требующих больших сроков изготовления, товаров, стоимость которых ставится в зависимость от их качества (в основном при продаже металлов или химикатов с определенной долей примесей или полезных веществ), а также товаров, цена которых подвержена значительным конъюнктурным колебаниям.
В контракте указывается, что при исполнении договора, например, при поставке очередной партии или вообще после поставки цена может измениться, и указывается, на основании чего будет установлена цена, какие факторы будут учитываться при ее фиксации.
Установленная в контракте цена за проданный товар не должна быть ниже определенного лимита в составленном и утвержденном руководством документе "Обоснование цены", а при закупке – выше лимита, определенного в документе "Конкурентный лист".
Валютные условия контрактов имеют важное значение. Неправильный выбор валют, в которых устанавливаются цены (а это предмет договоренности сторон в процессе переговоров) и ведутся расчеты между партнерами, может в конечном итоге превратить выгодный контракт в убыточный. Логика экспортера и импортера при формировании валютных условий контрактов противоположна, но она не должна преследовать цель наживы за счет другой стороны, а выполнять задачу защиты экономических интересов сторон на основе взаимности.
Следует иметь в виду, что для международной торговли характерна множественность цен. Один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от места и времени его продажи, а также от взаимоотношений между продавцом и покупателем. Цены могут различаться в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Для каждого конкретного рынка характерна своя цена, которая может быть названа рыночной ценой.
При осуществлении внешнеторговой деятельности на мировом рынке различают следующие виды цен:
1. экспортные цены
фас или фоб. По этим ценам
фирма-экспортер передает
2. импортные цены сиф включают в себя, кроме цен фоб, затраты на страховку и транспортировку грузов до границы страны-экспортера или импортера;
3. контрактные цены,
которые устанавливаются по
4. цены биржевых котировок, аукционов и торгов. Биржевые котировки – цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах /натуральный каучук, хлопок, некоторые цветные металлы и ряд других/. Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и срока поставки, валюты платежа и т. д. Цены биржевых котировок чутко реагируют на изменение конъюнктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов;
5. цены предложений
крупных фирм и цены
6. внутренние оптовые
цены стран, участвующих в
Оптовые цены в мировой торговле – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям. В. международной торговле преобладают операции, осуществляемые по экспортным (импортным) оптовым ценам, уровень которых несколько ниже внутренних оптовых цен. Это необходимо учитывать при расчетах и обосновании внешнеторговых цен.
Оптовая цена – согласно ГОСТ Р 51303-99 – цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю, с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.
В международной торговле преобладают операции, осуществляемые по экспортным (импортным) оптовым ценам, уровень которых несколько ниже внутренних оптовых цен.
Внутренняя стоимость экспортного товара – отпускная стоимость продукции в оптовых ценах без налога с оборота, но с учетом надбавки за экспортное исполнение и транспортных расходов по доставке товара от предприятия-изготовителя до границы.
Итак, во внешнеторговых операциях используются следующие виды цен:
Цены базисные, в
основу которых кладутся цены, публикуемые
в различных справочниках – справочные
цены и прейскурантах –
Цены биржевые или
биржевые котировки – цены на товары,
действующие на биржах. Обычно биржи
публикуют котировки на начало и
конец утреннего и вечернего
биржевого торга (сессии), котировки
продавцов и покупателей
Цены закупочные – вид оптовых цен, по которым в ряде стран осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у государственных, кооперативных и частных сельскохозяйственных предприятий.
Цена каталога (проспекта) – разновидность цен, применяемых во внутренней и внешней торговле, в особенности готовыми изделиями, машинами и оборудованием. Эти цены относятся к справочным ценам, близким к ценам производителя, публикуются нерегулярно, как правило продавцом (экспортером).
Цены монопольные
– разновидность рыночных цен
товаров в международной
Цены нетто – чистые цены товара на месте купли-продажи, не включающие скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий контракта, субсидии и т.п. Для покупателя – это сумма, фактически уплаченная за продукцию, для продавца – фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с исполнением сделки.
Цены оптовые – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям. В. международной торговле преобладают операции, осуществляемые по экспортным (импортным) оптовым ценам, уровень которых несколько ниже внутренних оптовых цен. Это необходимо учитывать при расчетах и обосновании внешнеторговых цен.
Цены покупателя – фактическая денежная сумма покупки продукции на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупатель готов приобрести товар. Эта цена отражает интересы покупателя, стремящегося приобрести товар дешевле на данном рынке и в данный момент, что необходимо учитывать и при работе с информацией о ценах: цена, которую обосновывают или на которую соглашаются импортеры в результате уторгования, как правило, ниже цены экспортера.
Цены продавца –
цены, запрашиваемые продавцом, или
фактическая сумма цен от реализации
товара на рынке, по которым осуществляется
сделка купли-продажи в условиях
превышения спроса над предложением.
Эти цены отражают экономические
интересы продавца, стремящегося продать
товар дороже. Это необходимо учитывать
при работе с информацией о ценах: цена,
на которую соглашается продавец (экспортер)
в результате уторгования, а тем более
объявляемая до заключения сделки, как
правило, выше цены покупателя (импортера).
Цены производителя – цены, определяемые предприятием – изготовителем продукции на стадии начала производства и ориентирующаяся на затраты по производству и реализации. Эти цены, как правило, не совпадают с рыночными ценами и отражаются в ценах каталога, проспекта, прейскуранта.
Цены розничные – цены, по которым продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителем. Они включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги (в том числе акцизы, налог на добавленную стоимость и т.п.) и складываются с учетом ситуации на рынке, оценки товара конкретным потребителем. Розничные цены обычно выше оптовых, так как включают затраты розничной торговой сети (торговую скидку), те или иные прямые и косвенные налоги.
Цены скольжения
– разновидность цен и способ
согласования их в контракте, предусматривающем
корректировку ранее
Мировые – совокупность
цен, действующих на мировых рынках.
Они характеризуются
Цены фактических сделок (контрактов) – цены купли-продажи продукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. По экономическому содержанию эти цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации продукции и являются важной, достоверной информацией для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку это цены реальных операций. Такие цены являются коммерческой тайной.