Концепция полезности и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

В условиях совершенной конкуренции на рынке постоянно встречаются продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара. При этом учитываются затраты продавца или производителя на производство, хранение, транспортировку товара, ценность и полезность этого товара для потребителя, а также многие другие факторы, влияющие на цену.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Концепция полезности………………………………………………..3
1.1.Полезность и её виды……………………………………………………….3
1.2.Закон убывающей предельной полезности. Количественный (кардиналистский) подход. Законы Госсена…………………………………………3
1.3.Порядковый (ординалистский) подход полезности……………………....8
Глава 2. Рыночное равновесие…………………………………………...........11
2.1.Рыночное равновесие спроса и предложении. Равновесная цена………11
2.2.Экономический кругооборот……………………………………………...13
Глава 3. Практическая работа…………………………………………………16
Задача 3.1………………………………………………………………………..16
Задача 3.2………………………………………………………………………..19
Задача 3.3………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Конт раб по ценообразованию.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     Фундаментальное свойство количественно измеримых величин можно записать так: количественная измеримость предполагает не только возможность сравнения, например, длины или веса различных объектов наблюдения, но и возможность сравнения разницы, в весе и длине объектов. Иными словами, мы можем не только определить, что Эверест выше нашей комнаты, но ответить на вопрос: насколько он выше?

     Как уже отмечалось ранее, ординалистский (порядковый) подход основан на значительно  менее жестких допущениях, чем  кардиналистский, - отказываемся от предположения  о том, что потребитель способен "измерять полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, и предполагаем, что потребитель просто может сравнить и упорядочить различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом, естественно, более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности.

     Заметим, что порядковый подход вовсе не исключает  возможности присвоения полезностям  наборов благ некоторых численных  значений.

     Пусть, например, потребитель, столкнувшись с  тремя наборами благ, сумел сравнить эти наборы и расположить их в  порядке возрастания полезности следующим образом: X`, X``, X```. Тогда ничто не мешает нам принять порядковый номер набора благ в этом упорядоченном множестве за численное выражение полезности данного товарного набора, т. е.  

      

     U(X`) = 1, U(X``) = 2, U(X```) = 3.       

          

           Предположим теперь, что появился еще один набор благ, равноценный с точки зрения потребителя набору. Как определить полезность этого набора? Понятно, что полезности равноценных наборов должны быть равны, т. е.:      

     U(X```) = U(X``) = 2       

       

     Очевидно, однако, что численные значения, присвоенные нами полезности наборов  благ, не внесут в этом случае никакой  информации, помимо ответа на простой вопрос: является ли некоторый набор благ более предпочтительным, менее предпочтительным или равноценным какому-либо другому набору. По этой причине функцией порядковой полезности может служить любая функция U(X), отвечающая следующему требованию: эта функция принимает большие значения для тех наборов благ, которые предпочтительнее ("лучше") с точки зрения потребителя, и одинаковые значения для равноценных наборов благ.

     В табл. 1 приведены несколько вариантов, отвечающих этому требованию функций полезности для рассматриваемого нами примера.

     Таблица 1.

     Функции полезности различных наборов товаров

     Набор благ      U1(X)      U2(X)      U3(X)
     X`

     X``

     X```

     X````

     1

     2

     2

     3

     1

     90

     90

     100

     1

     4

     4

     50

 

     Из  табл. 1 легко увидеть важнейшее  различие между кардиналистским и ординалистским подходами. Функция порядковой полезности в противоположность количественной позволяет лишь судить о том, какой из наборов благ предпочтительнее, и отнюдь не дает возможности оценивать и сравнивать разницу в полезности наборов (насколько один набор предпочтительнее другого), что, кстати, и делает бессмысленным при ординалистском подходе понятие предельной полезности.

     Вообще  говоря, если U(X) - ординалистская функция полезности, а Т(U) - любая монотонно возрастающая функция, то функция вида      

     V(X) = T(U(X))      (6)
             

     также является функцией полезности.

     Как видим, по сравнению с кардиналистским  ординалистский подход допускает значительно  больший произвол в присвоении числовых значений различным полезностям: функция  T(U) не обязательно должна быть линейной.

     Важно лишь, чтобы большим значениям  ее аргумента соответствовали большие  значения функции. 

     2. Рыночное равновесие 

     2.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

     Установление  равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. На рис. 2 показаны в наиболее общем виде динамичные процессы, которые происходят в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена - это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается   в результате уравновешивания спроса и предложения    как

     

     Рис. 2. График рыночного равновесия спроса и предложения

денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.

     Точка пересечения Е - это точка равновесия спроса и предложения. Как показано на графике равновесия, любой избыток товара, доставленный на рынок, «теснит» цену товара вниз, к точке равновесия. И наоборот, если на рынке ощущается дефицит, нехватка каких-либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая «теснит» цену недостающих товаров вверх, по направлению к той же точке равновесия. В конечном итоге установится равновесная цена Ре, по которой будет продаваться Qe товаров на данном рынке в каждый данный момент времени. В каждый последующий момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие может установиться как некое новое значение равновесной цены и количества продаж товара по этой цене. Вместе с тем равновесие - это такое состояние рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (Qd > Qs) или излишек товаров на рынке (Qs < Qd).

     Уравновешивающую функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и «разгружая» рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем предложения товаров. И наоборот, снижение спроса ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема предложения (рис. 3, а, б). 
 
 
 

     

     Рис. 3. а). Уровень равновесия при изменяющемся спросе и неизменном  предложении      Рис 3. б). Уровень равновесия при изменяющемся предложении и неизменном спросе
 

     Уравновешивающая  функция цены

     Как видно из графика, уравновешивающая функция цены обнаруживает свое влияние как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при неизменном спросе.

     При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения, установится равновесие на более высоком уровне с меньшим количеством продаж товаров.

     Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка, который позволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом. 

     2.2. Экономический кругооборот.

          Экономический кругооборот – это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов.

          Основными субъектами рыночной  экономики являются домохозяйства  и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей, условности схемы кругооборота она отражает главное – в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

 
 
 
 
 
 
 
 

          Кругооборот спроса и предложения  может быть конкретизирован с  учетом ресурсов, потребительских  благ и доходов. Спрос домохозяйств  выражается в расходах, которые  осуществляются на рынках потребительских  благ и услуг. Продажа этих  благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов. 
 

       
 
 
 
 
 
 

          Эта модель может быть уточнена  при помощи включения оборотов  внутри секторов. Простая модель  кругооборота несколько идеализирует  реальную действительность. Во-первых, она не учитывает накопления как экономических благ, так и денежных ресурсов, а так же то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита.

          Домашние хозяйства и фирмы  платят в пользу государства  налоги, получая от него в свою  очередь трансфертные платежи и субсидии. Кроме того, правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера. В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли.

          Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем. 

     3. Практическая работа 

     Задание 3.1 Проблемы анализа полезности и спроса

                Вариант 8 
 

     
Функция предельной

полезности  MU

Пределы

потребления блага Q

Начальные условия  при Q=0
12 –  2Q 0 - 12 5
 

     Определить  общую полезность блага для потребителя,  функция предельной полезности задана аналитически  MU=12-2Q.

     Требуется:

     а)  построить расчетную таблицу общей и предельной полезностей;

Информация о работе Концепция полезности и рыночное равновесие