Методология ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что лежит в ее основе, какие объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен. В отличии от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар и услуги.
В основном имеют место две системы ценообразования :
Централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения.
Рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………3
Методология ценообразования………………………………….…….4
Принцип ценообразования…………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………10
Список используемой литературы…………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Ценообразование1.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

 

Введение…………………………………………………………….…………3

  1. Методология ценообразования………………………………….…….4
  2. Принцип ценообразования…………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………10

Список используемой литературы…………………………………………..12

 

 

 

Введение

 

 

Ценообразование  является одним из основных звеньев в рыночной экономике и выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления. В данной контрольной работе необходимо рассмотреть методологию ценообразования, ее сущность и составные элементы.

Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что лежит в ее основе, какие объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен. В отличии от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар и услуги.

В основном имеют  место две системы ценообразования :

  1. Централизованное, которое предполагает  формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения.
  2. Рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Для того чтобы  продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить  на них цены, которые были бы приемлемы  покупателям, иначе их невозможно будет продать на рынке. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику. Правильный выбор цены является залогом хорошего финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия.

 

  1. Методология ценообразования

 

Методология ценообразования - это совокупность принципов и методов образования структуры и динамики цен, совокупность наиболее общих приёмов формирования цены, связанных в основном с макроэкономическими особенностями хозяйственной системы, а также с разными сферами ценообразования.

Основные положения  и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены, т.е. методология едина для всех уровней установления цен. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике страны.

Но нельзя ставить знак равенства между методологией и методикой. Они существенно отличаются друг от друга: на основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии на практике. Методологии так же присущ и такой признак как: разработка на долгосрочную перспективу. Основной же задачей методологии механизма ценообразования, как правило, является обеспечение конкурентоспособности товара. Отсюда следует, что методики - это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Есть, например, методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Таким образом, методики являются первым важнейшим элементом методологии. Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик).

Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.

При переходе к  рынку методология ценообразования  должна оставаться единой, что сделает  возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам системы  цен, адекватной рыночным отношениям.

Методология механизма  ценообразования включает в себя следующее:

1. Политика цен  - общие цели, которые продавец  собирается достичь с помощью  реализации товара по установленным  ценам.

2. Стратегия  ценообразования – это согласованный  общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.

На основе методологии  разрабатывается стратегия ценообразования. При выборе ценовой стратегии  фирма должна руководствоваться  следующими принципами:

- не всегда покупатель привлекается низкими ценами;

-минимальная  часть товаров реализуется в  порядке распродажи;

- цены на  продукцию пересматриваются не  очень часто.

На основе стратегии  разрабатывается тактика ценообразования.

Тактика ценообразования  – это система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.

Практика деятельности предприятий в условиях рыночной экономики выработала определенные стратегии в области установления цен. Наиболее распространенные, типичные ценовые стратегии предприятия:

- сохранение  стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности и достаточно удовлетворительных других показателях деятельности предприятия;

- ценовая стратегия,  направленная на расширение экспортных  возможностей предприятия. При  проведении данной стратегии  предприятию необходимо учитывать особенности ценообразования на внешнем и внутреннем рынках страны:

- расширение  доли рынка, на котором предприятие  реализует свои товары;

- поддержание  и обеспечение ликвидности - платежеспособности  предприятия. Надежная и своевременная платежеспособность заказчиков на товары предприятия - важное условие делового партнерства. Поэтому в ценовой стратегии необходимо выбирать заказчиков с учетом их платежеспособности, идти на выгодные формы расчетов, в частности, предоплату, предоставляя безупречным в платежах заказчикам льготы по ценам, избегать завышения цен на поставляемые товары;

- максимизация  прибыли, повышение уровня рентабельности. Цели максимизации прибыли, повышения  рентабельности могут быть поставлены  как в части текущей политики цен, так и в перспективной стратегии ценообразования;

- завоевание лидерства  на рынке и в определении  цен - наиболее активная и престижная  стратегия ценообразования крупных  предприятий и объединений. Конечно,  для того чтобы занять лидирующее  положение на рынке, предприятие должно обладать достаточными возможностями и потенциалом.

Также с целью  реализации выбранной стратегии  ценообразования определяется методика формирования цен - это совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств  и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования.

Методика – это составной  элемент методологии, который объединяет целый ряд методов формирования цен: рыночный, затратный, административный, параметрический.

Метод (от греч. methodos) совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.

Проблема выбора метода ценообразования  решается с учетом трех важнейших  условий:

1) каждое предприятие  должно экономически обеспечить  свое существование, т.е. цена должна покрывать затраты (краткосрочные и долгосрочные), связанные с деятельностью предприятия;

2) в условиях конкуренции  цена, которую потребитель готов  платить за товар, существенно  зависит от цен конкурентов;

3) наряду с покрытием  затрат предприятие нацелено на получение максимальной или достаточной прибыли, поэтому необходимо уточнять цены отдельных сегментов рынка.

 

 

  1. Принципы ценообразования 

 

Важным элементом  методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами формирования цен.

Принципы  ценообразования - это постоянно действующие основные положения (направления),  характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования цеп состоит в необходимости познания и изучении влияния на ценообразование объективных экономических законов развития рыночной экономики и прежде всего законов стоимости, спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в национальной экономике системы цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в том числе экономическую, при установлении цен.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен могут изменяться на каждом этапе развития национальной экономики страны.

Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдение цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства и др. В каждой отрасли национальной экономики имеются свои особенности формирования цен и тарифов; применения к ценам налога на добавленную стоимость, акцизов, надбавок, наценок, скидок; соблюдения уровня рентабельности и себестоимости продукции; формирования себестоимости с учетом утвержденных нормативов, налогов, сборов, платежей и отчислений.

 В связи  с этим выполнение всех общих  принципов, правил, рекомендаций, положений  по ценообразованию, предусмотренных в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. Государственный контроль за ценами осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных (договорных) цен.

 

Заключение

 

Установление окончательного уровня цены наиболее ответственный момент в области ценообразования. Предприятие должно учитывать целый ряд аспектов. Например, психологическое восприятие цены покупателями, его роль важна потому, что покупатели зачастую увязывают цену с таким показателем товара, как его качество, и могут предпочесть более дорогой товар как лучший и престижный. Одним из распространенных приемов является установление "психологической" цены – дробная или некруглая цифра, например не 300, а 299. Покупатель воспринимает ее как более обоснованную и близкую не к 300 м, а к 200 м. Эти особенности важны при установлении цены на новые товары, а если принимается ценовое решение о товарах, уже находящихся на рынке, то надо учитывать реакцию на изменение цены, т.к. ее повышение или понижение может восприниматься потребителями по разному, и совсем не обязательно, что уменьшение цены вызовет рост спроса, а повышение – снижение.

Покупатели  могут воспринимать снижение уровня цены как наличие в товаре недостатков, изъянов, его моральное старение. В этом случае вместо ожидаемого роста продаж может произойти его снижение. Увеличение цены, наоборот, может расцениваться как то, что этот товар пользуется спросом и надо его приобрести, пока он не очень дорог, что приведет к ажиотажному спросу и резкому росту объема продаж. Так же необходимо учитывать реакцию конкурентов. Они могут предпринимать те же действия, т.е. повышать или понижать цены, а могут никак не воспринимать действия предприятия. Поэтому очень важно предугадать их поведение, т.к. если они предпримут такие же меры, то предприятию нет смысла менять цены, на экономических показателях деятельности это скажется отрицательно. Предприятие должно знать и учитывать законы, касающиеся установления цен, и быть уверенным в правомочности своих действий. Составной частью процесса ценообразования является система скидок, применяемых при установлении окончательной цены.

Скидка –  это доля цены конечной продажи, которую  получает предприятие, обеспечившее эту  продажу. Основная цель предоставления скидок, это - стимулирование сбыта снижение затрат на хранение, привлечение новых покупателей и сохранение постоянных клиентов, ответные действия на снижение цен конкурентов. На установление окончательной цены могут повлиять инфляционные ожидания. Предполагаемый рост цен может побудить предпринимателей закладывать в цену более высокий уровень рентабельности. Это объясняется тем, что предприниматели ждут повышения стоимости ресурсов, что потребует больших вложений в будущем, и пытаются создать резерв средств. То же самое происходит в торговле (оптовой и розничной) – предполагая более высокие цены закупок, они повышают цены уже сейчас, чтобы повысить запас финансовой прочности. Таким образом, ожидание роста цен подстегивает этот рост уже в настоящий момент, инфляция как бы стимулирует саму себя, что оказывает негативное влияние на экономические процессы. Тем не менее, в условиях инфляции предприятие должно учитывать и оценивать инфляционные ожидания для обоснования цен на продукцию и товары, т.е. реальные условия функционирования рынка.

 

Список используемой литературы

 

  1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. Дело и сервис. 2002г. 256с.
  2. Алгазина Ю. Г., Беляев В. В., Бутакова М. М., Порошина Е. Е. Практикум по ценообразованию. КноРус., 2009 г. 296 с.
  3. Герасименко В.В. Ценообразование. учеб. Пособие. М. ИНФРА-М. 2007г. 422 с.
  4. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов, 3-е изд. СПб: Издательство "Питер", 1999. 464с.
  5. Желтякова И. А., Маховикова Г. А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс /Учебное пособие. — СПб: Издательство "Питер", 1999.— 112с.
  6. Куломзина Е. Ю., Магомедов М. Д., Чайкина И.И. Ценообразование. Дашков и Ко., 2009 г. 256 с.
  7. Лысова Н. А., Чернева Л. Ф. Управление ценами. КноРус., 2010 г. 240 с.
  8. Пунин. Е.И. Ценообразование и рынок: Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. Е.И. Пунина и С.Б. Рычкова. – М.: Прогресс,1992. – 320с.
  9. Салимжанова И.К. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. М.: ЗАО "Финстатинформ", 2001. – 304 с.
  10. Слепнева. Т.А. Цены и ценообразование. М. Инфра-М, 2001. 200с.
  11. Чудаков А. Д..Цены и ценообразование. Учебник для вузов. РДЛ. 2002г. 376 с.
  12. Шевчук Д.А.Ценообразование.учеб. Пособие. М. ГроссМедиаРОСБУХ. 2008. 240 с.

 

 


Информация о работе Методология ценообразования