Методы ценообразования, основанные на показателях издержек производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Одним из наиболее распространенных методов ценообразования, ориентированных на издержки производства является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:
Ц = С + П + Н,
где С - себестоимость единицы товара;
П - прибыль в расчете на единицу товара;
Н - косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 24.25 Кб (Скачать)

Методы ценообразования, основанные на показателях издержек производства.

 

Одним из наиболее распространенных методов ценообразования, ориентированных  на издержки производства является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:

Ц = С + П + Н,

где С - себестоимость единицы товара;

      П - прибыль в расчете на единицу товара;

      Н - косвенные налоги и неналоговые  платежи в цене товара.

Пример. Производственное объединение "Горизонт" производит телевизоры. Нормальные условия для работы предприятию  обеспечивает прибыль на вложенные  затраты в размере 15 % . Косвенные  налоги, установленные законодательством, составляют 20 % цены, по которой продукция  реализуется потребителю. Себестоимость  новой модели телевизора - 200 тыс. р. Исходная цена, рассчитанная затратным  методом, составит 287,5 тыс. р.

Цена = [200 тыс. р. + (200 тыс. р. * 15 / 100)] /(100 – 20) * 100 = 287,5 тыс. р.

Затратный метод является достаточно популярным в практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше  осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается  достаточно простым. Во-вторых по мнению специалистов этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной деятельности. Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. Поэтому в отечественном ценообразовании затратный метод применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой и недостаточно известен спрос; продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некоторых других случаях.

Агрегатный  метод применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат на их сборку или компоновку.

Пример. Минский фарфоро-фаянсовый завод производит чайные сервизы, состоящие из заварного чайника, сахарницы и шести чашек с блюдцами. Цена такого набора будет складываться из цен, входящих в набор компонентов, которые рассчитываются отдельно на основе затратного метода, описанного выше.

Метод структурной аналогии эффективен в производствах и сферах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, услуг или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров). Для того чтобы установить цену на новый вариант изделия, определяют структурную формулу цены по ее аналогу. С этой целью используют фактические (или статистические) данные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичного товара. Если имеется возможность точно определить по новому товару один из основных элементов затрат (материальные затраты по рабочим чертежам и нормам расхода, оплата труда), то используя структуру аналогичного товара, не сложно рассчитать ориентировочную цену. При этом можно использовать следующую формулу:

Ц (или С) = Зо / Дз.о,

где Ц, или С - цена, или себестоимость нового изделия, р.;

      Зо - абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, р.;

      Дз.о - доля основного вида затрат в цене (или себестоимости) нового изделия, коэффициент.

Пример. Производство нового подшипника потребует 300 тыс. р. затрат на материалы. Поскольку в цехе подшипников  выпускается однотипная продукция, структура цен которой практически  одинакова (60 % — материальные затраты, 30 % — заработная плата, 10 % — остальная  часть цены), определим возможную  цену нового изделия, которая составит 500 тыс. р. (300 тыс. р. / 60 • 100).

Метод стоимости  изготовления. Цена формируется из полной суммы затрат (на единицу продукции) на сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты, суммы (процента или нормы прибыли), соответствующей собственному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия.

Преимущества метода заключается  в том, что благодаря этому  методу собственный вклад предприятия  можно учесть в стоимости единицы  изделия.

Недостатки метода проявляются  в том, что метод не пригоден принятия ценовых решений на длительную перспективу  и только дополняет затратный  метод (метод полных издержек).

Метод стоимости изготовления используется в специфических условиях при принятии решений:о наращивании массы прибыли за счет увеличения объема производства; об изменении ассортиментной структуры производства и изменении структуры продаж; по одноразовым (индивидуальным, малосерийным) заказам.

Пример. Фирме необходимо установить цену на новую модификацию  традиционного продукта. Бухгалтерией собраны следующие данные (руб.):

Наименование затрат

На единицу

Общая сумма

Прямые затраты на материалы

6

 

Прямая заработная плата

4

 

Переменные накладные  расходы

3

 

Постоянные накладные  расходы (на 10000 единиц продукции)

7

70 000

Переменные сбытовые и  административные расходы

2

 

Постоянные сбытовые и  административные расходы

1

10 000


Установить предельную цену реализации.

Решение:

При расчете за основу себестоимости  берется производственная себестоимость. Сбытовые и административные издержки в эту базу не включаются, а предусматриваются  в надбавке. Себестоимость производства единицы товара равна:

Прямые затраты на материалы

6 руб.

Прямая заработная плата

4 руб.

Накладные расходы (3 руб. –  переменные и 7 руб. – постоянные, или 250% от прямой заработной платы)

10 руб.

Итого

20 руб.


Предположим, что для расчета  продажной предельной цены фирме  необходима надбавка в размере 50% производственной себестоимости. Часть издержек, которая  связана со сбытом и административными  расходами, будет скрыта в этой надбавке, тогда предельная цена реализации составит:

Прямые затраты на материалы

6 руб.

Прямая заработная плата

4 руб.

Накладные расходы

10 руб.

Итого производственная себестоимость

20 руб.

Надбавка на покрытие сбытовых и административных расходов и желаемая прибыль – 50% производственной себестоимости

10 руб.

Предельная цена реализации

30 руб.


 

Метод маржинальных издержек. Цена формируется из переменных издержек на единицу продукции, суммы (процента), покрывающей постоянные затраты и обеспечивающей достаточную норму рентабельности.

Данный метод предоставляет  более широкие возможности для  ценообразования, а именно, полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Использование метода облегчается  официальным внедрением в учетную  практику и отчетность классификации  затрат на условно-переменные и условно-постоянные.

Метод маржинальных издержек применим практически для любых  предприятий, что является еще одним  его преимуществом.

Пример. Предприятию по производству предметов домашнего обихода  необходимо установить цену на новое  изделие. Прогнозируемый годовой объем  производства – 10 000 штук. Предположительно затраты составят:

прямые затраты на сырье  и материалы на единицу изделия, руб.

1000

прямые затраты заработной платы на единицу изделия, руб.

400

Итого переменные затраты  на единицу изделия, руб.

1400


Фирма планирует, что сумма  постоянных издержек составит 2000000 руб. в год и прибыль – 4000000 руб. Рассчитать цену.

Решение:

Прогнозируемый результат  от реализации после возмещения переменных издержек

(постоянные издержки + прибыль)

2 000 000 руб. + 4 000 000 руб. = 6 000 000 руб.

Прогнозируемый результат  от реализации после возмещения переменных затрат на единицу изделия

6 000 000 руб. : 10 000 штук = 600 руб.

Цена (переменные издержки на единицу изделия + желательный результат  от реализации после возмещения переменных затрат на единицу изделия)

1400 руб. + 600 руб. = 2000 руб.


 

Метод рентабельности инвестиций. Метод основан на том, что любой производственный проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.

Это единственный метод, учитывающий  платность финансовых ресурсов, необходимых  для производства и реализации товара. Однако его применение усложняется  высоким уровнем ставок за кредит и их относительной неопределенностью  во времени в условиях инфляции.

Метод рентабельности инвестиций может применяться: на предприятиях с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих  переменных затрат; для традиционно  производимых товаров с устоявшейся  рыночной ценой и для новых  изделий; при принятии решений о  величине объема производства нового для предприятия товара с известной  рыночной ценой.

Пример. Фирма устанавливает  цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства – 40 000 штук, предполагаемые переменные затраты  на единицу продукции – 30 руб. Общая  сумма постоянных затрат – 800 000 руб. Проект потребует дополнительного  финансирования (кредита) в размере 1 000 000 руб. под 20% годовых. Рассчитать цену.

Решение:

Переменные затраты на единицу продукции

30 руб.

Постоянные затраты на единицу продукции

800 000 руб.: 40 000 шт.  = 20 руб.

Суммарные затраты на единицу  изделия

30 руб. + 20 руб. = 50 руб.

Прогнозируемая прибыль

(1000000 руб х 0,20) :  40 000 шт. = 5 руб. (не ниже)

Цена

Не ниже 55 руб.


 

 

 

 


Информация о работе Методы ценообразования, основанные на показателях издержек производства