Организация ценообразования на предприятии и методы её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты ценообразования на предприятии 3
1.1 Виды цен 3
1.1.1 Классификация цен по сферам торговли 3
1.1.2 Классификация цен по способам и степени регулирования 3
1.1.3 Другие способы классификации цен 3
1.2 Способы ценообразования 3
1.2.1 Ценообразование по издержкам 3
1.2.2 Ценообразование, основанное на спросе 3
1.2.3 Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию 3
1.3 Стратегии ценообразования 3
1.3.1 Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара 3
1.3.2 Стратегия следования за спросом 3
1.3.3 Стратегия проникновения 3
1.3.4 Стратегия устранения конкуренции 3
Глава 2. Мероприятия по совершенствованию ценообразования на предприятии 3
Глава 3. Анализ процесса ценообразования на предприятии на примере ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………………..3
3.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «РЖД»…………………...21
3.2 Ценовая политика предприятия ОАО «РДЖ»……………………………..……24
3.3 Факторы, влияющие на уровень цен в ОАО «РЖД»…………………………...27
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc (2).docx

— 62.79 Кб (Скачать)

     Главные цели деятельности общества - обеспечение  потребностей государства, юридических  и физических лиц в железнодорожных  перевозках, работах и услугах, оказываемых  железнодорожным транспортом, а  также извлечение прибыли. Стратегические цели компании:

     1 Увеличение масштаба транспортного  бизнеса; 

     2 Повышение производственно-экономической  эффективности; 

     3 Повышение качества работы и  безопасности перевозок; 

     4 Глубокая интеграция в Евроазиатскую  транспортную систему; 

     5 Повышение финансовой устойчивости  и эффективности.

     Учитывая  важность роли железнодорожного транспорта в экономике страны, а также  необходимость формирования инновационной  политики отрасли была разработана "Белая книга ОАО "РЖД" - документ, описывающий основные направления  научно-технического развития Компании до 2015 года.

     Виды  деятельности ОАО "РЖД":

     - грузовые перевозки; 

     - пассажирские перевозки в дальнем  сообщении; 

     - пассажирские перевозки в пригородном  сообщении; 

     - предоставление услуг инфраструктуры;

     - предоставление услуг локомотивной  тяги;

     - ремонт подвижного состава; 

     - строительство объектов инфраструктуры;

     - научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы;

     - содержание социальной сферы. 

     C учетом миссии и корпоративных ценностей Компании разработан "Кодекс деловой этики ОАО "РЖД", который устанавливает принципы и нормы поведения должностных лиц и других работников Компании, а также определяет правила взаимоотношений РЖД с акционером, органами власти, юридическими и физическими лицами. Железнодорожный транспорт выполняет в экономике России особую роль, которая обусловлена большой территорией государства, отдаленным расположением природных ресурсов от основных центров обрабатывающей промышленности и массовых потребителей, сложными климатическими условиями.

     ОАО “РЖД” – крупнейшая транспортная компания, осуществляющая около 80% всех железнодорожных перевозок. Поскольку  ОАО “РЖД” коммерческая организация, то в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ основной целью ее деятельности является получение прибыли. На величине прибыли отражаются все стороны  финансово-хозяйственной деятельности этой организации.

     Прибыль является важнейшим источником осуществления  капитальных вложений и пополнения собственных оборотных активов. Экономическая основа формирования прибыли – доходы и затраты. При  одинаковом объёме перевозок чем  выше уровень доходов и меньше уровень затрат, тем эффективнее  деятельность ОАО “РЖД”.

     Доходы  определяются действующими тарифами на перевозки. Поскольку ОАО “РЖД”  в соответствии с Федеральным  законом от 17.08.95 № 147-ФЗ “О естественных монополиях” является субъектом  естественной монополии, тарифы регулируются федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, возможности  повышения прибыли за счет гибкого  тарифного регулирования ограничены.

     Снижение  затрат, напротив, во многом зависит  от результатов деятельности и является внутренним резервом ОАО “РЖД”.

     Поэтому управление затратами как составляющая системы управления ОАО “РЖД”  в значительной мере способствует повышению  эффективности его работы. 
 

     3.2 Ценовая политика  предприятия ОАО  «РДЖ»

     Ценовая политика, проводимая железнодорожным  транспортом, является одним из важнейших  факторов достижения целей, стоящих  перед ним.

     Для повышения конкурентоспособности  и финансовой устойчивости железнодорожного транспорта в длительной перспективе  можно выделить следующие виды целей:

     - максимизация рентабельности продаж, т.е. отношения прибыли (в процентах)  к общей величине выручки от  продаж;

     - максимизация рентабельности чистого  собственного капитала предприятия,  т.е. отношения прибыли к общей  сумме активов по балансу за  вычетом всех обязательств;

     - максимизация рентабельности всех  активов предприятия, т.е. отношение  прибыли к общей сумме бухгалтерских  активов, сформированных за счет  как собственных, так и заемных  средств;

     - стабилизация цен, прибыльности  и рыночной позиции, т.е. доли  предприятия в общем объеме  продаж на данном товарном  рынке 

     - достижение наиболее высоких  темпов роста продаж.

     Политика  и стратегия ценообразования  должны разрабатываться в соответствии с определенной маркетинговой стратегией предприятия. Такой стратегией, например, может быть:

     - проникновение на новый рынок  продукции;

     - развитие рынка продукции, выпускаемой  предприятием;

     - сегментация рынка продукции,  т.е. выделение из общей массы  покупателей и отдельных групп,  различающихся требованиями к  свойствам продукции и чувствительности  к уровню его цены;

     - разработка новых видов продукции  или модификация уже существующей  для завоевания новых рынков.

     Основные  направления повышения доходности железнодорожного транспорта при действующей  тарифной системе заключаются в  обеспечении наиболее полного сбора  денежных средств от грузовладельцев, налаживании тесных партнерских  экономически взаимовыгодных отношений  с регионами и отраслевыми  предприятиями, отказе от чрезмерного  увлечения льготами, совершенствовании  транспортно-экспедиционной деятельности и др. Исследование проблем ценообразования  на железнодорожном транспорте и  возможных путей их решения, в  сочетании с проведением экономически эффективной тарифной, региональной и структурной политики, безусловно будет способствовать созданию благоприятных  условий для успешной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

     Железнодорожные грузовые и пассажирские тарифы по своей экономической природе  являются ценами реализации продукции  железнодорожного транспорта, являющейся перемещением грузов, пассажиров, багажа и почты.

     Различия  грузовых и пассажирских перевозок  заключаются в том, что грузовые перевозки осуществляются для производственных либо торговых предприятий. Пассажирские перевозки выполняются в основном для личного потребления населения (за исключением производственных и  служебных). Поэтому грузовые тарифы являются оптовыми, а пассажирские тарифы – розничными ценами перевозки.

     Принципиальным  отличием железнодорожного транспорта от других отраслей экономики является, то, что с использованием одних  и тех же производственных мощностей, он перевозит большое количество наименований грузов, не являющихся взаимозаменяемым, в разных условиях, а также осуществляет несколько видов пассажирских перевозок. Таким, образом, железнодорожный транспорт  является сложным многоотраслевым  производством. Кроме того, уровень  железнодорожных грузовых тарифов  самым непосредственным образом  определяет эффективность размещения производства в разных регионах страны, а также эффективность производства уже действующих предприятий, так  как от уровня тарифов зависят  объем, области сбыта и цена их продукции в пунктах потребления. Это предъявляет повышенные требования к обоснованию величины тарифов, в том числе при определении, факторов, учитываемых при установлении тарифов.

     Так же, как и цены в других отраслях экономики, тарифы и получаемые железнодорожным  транспортом доходы должны полностью  покрывать его издержки, обеспечивать его развитие, финансовую устойчивость и конкурентоспособность в длительной перспективе.

     В основе железнодорожных тарифов  лежит стоимость (цена) перевозки, состоящая  из трех частей: 

     Ц=с+v+т, (1) 

     где с - затраты овеществленного труда (топливо, электроэнергия, материалы, амортизация  основных средств);

     v - затраты живого труда (фонд оплаты труда с отчислениями);

     т - прибавочная стоимость, созданная  живым трудом.

     При установлении тарифов железнодорожный  транспорт и государство проводят определенную ценовую политику. При  этом под ценовой политикой понимаются общие принципы, которых железнодорожный  транспорт придерживается при установлении цен на свою продукцию. Набор методов, позволяющих осуществлять эту политику на практике, называется ценовой стратегией. Набор практических конкретных мер, позволяющих оперативно решать поставленные задачи с помощью управления ценами, называется ценовой тактикой.

     Ценовая политика, проводимая железнодорожным  транспортом, является одним из важнейших  факторов достижения целей, стоящих  перед ним. Для повышения конкурентоспособности  и, финансовой устойчивости железнодорожного транспорта в длительной перспективе  можно выделить следующие виды целей: максимизация объемов перевозок, максимизация темпов обновления основных средств  и максимизация прибыли от основной деятельности. Одной из важнейших  целей является максимизация прибыли, так как отсутствие нормальной прибыли  не позволяет успешно решать другие задачи за счет максимального использования  собственных средств.

     В разные периоды деятельности железнодорожного транспорта проводимая государством ценовая  политика в области железнодорожных  тарифов решала различные задачи. Тарифы грузовых перевозок (Приложение Д) отличаются от пассажирских поскольку  имеют абсолютно разное значение.

     В основе пассажирских тарифов лежит  себестоимость пассажирских перевозок, уровень которой более чем  в два раза выше себестоимости  грузовых перевозок. При этом, в отличие  от грузовых, пассажирские тарифы несут  высокую социальную нагрузку, что  в условиях современного низкого  уровня жизни населения не позволяет  повышать их теми же темпами, что и  грузовые.

     Низкий  уровень пригородных пассажирских тарифов позволяет, с одной стороны, обеспечивать относительно дешевый  проезд жителей пригородов, работающих в крупных городах, к месту  работы и обратно. С другой стороны, это позволяет заметной части  городского населения достаточно свободно про водить выходные дни и отпуска  в пригороде, в том числе на дачных и садовых участках.

     Относительно  низкие пассажирские тарифы в дальнем  следовании позволяют повысить подвижность  населения, что является чрезвычайно  важным в условиях формирования рыночных отношений, рынка труда. Кроме того, невысокий уровень пассажирских перевозок в дальнем следовании способствует более рациональной организации  отдыха населения. 

     3.3 Факторы, влияющие  на уровень цен  в ОАО «РЖД»

     Теперь  рассмотрим методы построения тарифов  на перевозки и их дифференциацию.

     В основе тарифов лежит среднесетевая  себестоимость соответственно грузовых и пассажирских перевозок. При этом тарифы дифференцируются с учетом влияния  ряда факторов, определяющих различия в себестоимости их перевозок.

     К числу факторов, определяющих различия в уровне грузовых тарифов, относятся, тип используемых для перевозки  вагонов, степень использования  вместимости и грузоподъемности вагонов, расстояние и скорость перевозки; масса и объем партии единовременно  перевозимого груза, вид собственности  на используемый для перевозки подвижной  состав и др.

     Применение  для перевозок отдельных видов  грузов разных типов вагонов обусловлено  различием свойств перевозимых  грузов. Например, каменный уголь, лес, руда могут перевозиться в открытом подвижном составе (полувагонах, платформах). Продукция отраслей легкой промышленности, пищевой и ряда других отраслей перевозится, как правило, в крытых вагонах, контейнерах, рефрижераторном подвижном составе. Перевозки ряда грузов выполняются  в особых условиях и требуют использования  специализированного подвижного состава, который не может применяться  для перевозок других грузов (например, перевозка сжиженного газа).

     Себестоимость перевозок в разных типах вагонов  отличается вследствие различий цен  на вагоны (что отражается на величине амортизационных отчислений), расходов на их ремонт и техническое обслуживание, технических норм загрузки вагонов  при перевозке разных грузов, особенностей переработки вагонов в пути следования. Применение специализированных вагонов  дополнительно увеличивает себестоимость  перевозок вследствие повышенного  порожнего пробега таких вагонов. В результате себестоимость перевозок, а также и грузовые тарифы на перевозку  разных, видов грузов отличаются в  несколько раз.

Информация о работе Организация ценообразования на предприятии и методы её совершенствования