Разработка ценовой политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели ценообразования, применяемые в российской экономической практике;
2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия в условиях как развитой рыночной, так и переходной экономики;
3) исследовать реальную практику политики ценообразования на примере производителя нитроаммофоса (распространенного азотного удобрения) ОАО «Мосаммиак».

Содержание

Глава 1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы …………………….…..3
1.1. Виды цен ………………………………………………………………………….….3
1.1.1.Классификация цен по сферам торговли …………………………………….….. 3
1.1.2. Классификация цен по способам и степени регулирования …………………... 4
1.1.3. Другие способы классификации цен ………………………………..…….…….. 6
1.2.Способы ценообразования …………………………………………………..…..….. 8
1.2.1 Ценообразование по издержкам ………………………….…………………….. 10
1.2.2. Ценообразование, основанное на спросе ……………………………………… 11
1.2.3.Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию ……….12
1.3. Стратегии ценообразования ……………………………………………………….12
1.3.1. Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара ……………..….12
1.3.2. Стратегия следования за спросом …………………………………………….. 13
1.3.3. Стратегия проникновения ………………………………………………….….. 13
1.3.4. Стратегия устранения конкуренции …………………………………….…… 13
1.4. Ценовые стратегии ……………………………………………………………..….. 14
1.4.1. Ценообразование на разных типах рынков и на разных этапах жизненного
цикла продукции …………………………………………………….…………… 15
1.4.2. Анализ рыночных цен ……………………………………..…………………….. 18
1.4.3. Выбор метода ценообразования. Цена равновесия ……………………………..19
1.4.4 Стратегия предоставления скидок …………………………………….………… 20
1.4.5. Установление окончательной цены …………………………………….………. 22
Глава 2. Предприятие ОАО «Мосаммиак»: характеристика деятельности и особенности функционирования ……………………………………………………………………………….. 22
2.1. Анализ рынка азотных удобрений ………………………………………………… 22
2.2. Производство нитроаммофоса в России ……………………………………….…. 28
Глава 3. Ценообразование на предприятии ОАО «Мосаммиак» на примере
производства нитроаммофоса …………………………………………………………………… 31
3.1. Ценообразование нитроаммофоса ………………………………………………… 31
3.2. Политика ценообразования ОАО «Мосаммиак» …………………………………. 38
Заключение …………………………………………………………………………………………40
Список литературы ……………………………………………………………………..………….43

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 105.66 Кб (Скачать)
 Наименование  статей расхода  В руб.  В  %
1. Амортизация  оборудования и транспорт. ср-в 186 845,00  19,26 
2. Содержание  машин и станков 11 452,00  1,18 
 Зарплата  рабочих  4  409,00  0,45 
 Начисления  на зарплату 35 000,00 3,61 
3. Текущий  ремонт оборудования    
 Зарплата  рабочих 45 621,00 4,70 
 Начисления  на зарплату 17 564,00     1,81 
 Вспомогательные  материалы 40 000,00 4,12 
 Услуги  РМЦ 70 000,00 7,22 
 Услуги  электроцеха 16 000,00 1,65 
 Услуги  цеха КИПиА 24 644,00 2,54 
 Лаборатория  диагностики 7 700,00 0,79 
 Услуги  ЦЦР-2 11 000,00 1,13 
 Электроэнергия 7 954,00 0,82 
4. Транспортные  расходы 40 000,00 4,12 
5. Износ,  ремонт и возобн. МБИ 9 000,00 0,93 
6. Пар  на мелкие произв. расходы 56 400,00 5,81 
7. Услуги  ЦРБ – воздух КИП 161 000,00  16,60 
8. Капитальный  ремонт оборудования 225 410,00  23,24 
 Всего: 969 999,00  100,00 

Таб.7. Цеховые  расходы цеха 3 А

 Наименование  статей  В  руб.   В % 
1. Зарплата  мастеров 7559  0,93091 
 Отчисления  на соц. Нужды   2910  0,358374 
2. Зарплата  аппарата упр-я цеха 30843  3,798394 
 Отчисления  на соц. страхование 11874  1,462313 
3. Зарплата  прочего цех. персонала 4596  0,566009 
  1770  0,21798 
4. Амортизация  зданий, сооружений 80905  9,963658 
5. Охрана  труда    
 Спецодежда 11300  1,391624 
 Спецжиры 9678  1,19187 
 Вспомогательные  материалы 600  0,073892 
 Пар 133333  16,4203 
 Электроэнергия 99417  12,24346 
 Расходы  по технике безопасности 167  0,020566 
 Услуги  ЦПП 9033  1,112437 
 Вода  артезианская 3704  0,456157 
6. Содержание  зданий, сооружений    
 Зарплата  рабочих 7685  0,946427 
 Отчисления  на соцстрах 2959  0,364408 
 Вспомогательные  материалы 6300  0,775861 
 Пар 163333  20,11488 
 Электроэнергия 34925  4,301103 
7. Текущий  ремонт зданий, соор    
 Зарплата  рабочих 576  0,070936 
 Отчисления  на соцстрах 222  0,02734 
 Вспомогательные  материалы 40000  4,926102 
 Услуги  АХР 7700  0,948275 
8. Прочие  расходы 8000  0,98522 
 Пар  на мелкие произв. расходы 4000  0,49261 
  4200  0,517241 
  124412  15,32166 
  812001  100 

 

  ОАО «Мосаммиак» использует затратный метод ценообразования (метод, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров), т.е. все затраты, подтвержденные  документами бухгалтерии, включаются в себестоимость. До недавнего времени формирование ценовой политики предприятия было пассивным, существовал огромный разрыв между нужной величиной продаж и величиной средних затрат.  
  У предприятия существовали следующие проблемы, ограничивающие сбыт и не способствующие получению прибыли: 
1.                                   Не полное использование мощностей предприятия. Как было описано выше, главным сырьем для производства нитроаммофоса является аммиак, производимый самим заводом, а тот, в свою очередь производится из природного газа. Предприятие обладает двумя установками для производства аммиака, до недавнего времени работала только одна из них, обе установки потребляют газа примерно столько же, сколько одна. А продукции от двух установок получается в 1,5 раза больше.  
2.                                   Предприятие страдает от эффекта масштаба. Не включение второй установки обуславливалось боязнью достичь перепроизводства и затоваривания, то есть отсутствием платежеспособного спроса. 
3.                                   Важную роль для завода играет сезонность. Так, в сельскохозяйственный сезон (май-сентябрь) наблюдается дефицит удобрений, в то время как декабре наблюдается проблемы со сбытом. 
4.                                   Большое влияние на спрос на удобрения оказывает Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1999 г. № 1405 «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и средствами защиты растений». Оно предусматривает, что предприятиям – производителям средств химизации выплачивается дотация в размере 40 процентов отпускной цены (без налога на добавленную стоимость) средств химизации, поставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации настоящего постановления. Сельскохозяйственные производители оплачивают поставленные средства химизации по ценам, сниженным на сумму указанной дотации. 
            Данные проблемы существенно подорвали финансовое положение предприятия, которое на данный момент характеризуется следующими показателями: 
-                                                  непокрытый убыток прошлых лет – 854090 тыс. руб. 
-                                                  балансовая прибыль на 01.05.00 – 64768 тыс. руб. 
-                                                  кредиторская задолженность на 01.05. 00 – 1548865 тыс. руб. 
-                                                  задолженность федеральному бюджету на 01.05.00 – 47862 тыс. руб. 
-                                                  задолженность областному бюджету – 44000 тыс. руб. 
-                                                  местному бюджету – 17187 тыс. руб. 
-                                                  пенсионному фонду – 82832 тыс. руб. 
-                                                  по налогу на пользователей автодорог – 44915 тыс. руб. 
            Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, руководством ОАО «Мосаммиак» было заключено соглашение с ООО « Межрегионгаз» о дополнительных поставках газа на завод. По этому соглашению завод получает природный газ для производства, при этом рассчитывается с газовиками своей продукцией (нитроаммофоса, карбамид, аммиак) при чем дополнительные объемы своей продукции реализует по каналам ООО «Межрегионгаз». 
 
Рис. 1. Динамика производства нитроаммофоса по месяцам 2000 года 
Примечание: январь –1; февраль-2; март-3;апрель-4; май-5;июнь-6 
            С момента начала реализации Программы реструктуризации задолженности и основ взаимоотношений ОАО «Мосаммиак» и ООО «Межрегионгаз» ситуация начала изменяться коренным образом. Как видно из диаграммы 1, объем выпуска амселитры возрос с 40000 т до 60000 т, т.е на проектную мощность. 
           Газоснабжение осуществляется на согласованном уровне, что позволило предприятию выйти впервые за последние годы в режим рентабельной работы, за 4 месяца 2002 г. получена балансовая прибыль 64768 тыс. руб. Объем товарной продукции к соответствующему уровню прошлого года вырос в 2 раза. Стабилизация работы предприятия позволила коренным образом изменить возможности оплаты за потребленный природный газ.   
Рис. 2. Динамика себестоимости производства нитроаммофоса  
    
Примечание: январь-1, февраль-2, март-3, апрель-4, май-5, июнь-6. 
            Как можно увидеть из диаграммы 2, увеличение объема производства положительно сказалось на себестоимости продукции. Полная загрузка мощностей цеха (включение обеих установок по производству) позволила существенно снизить себестоимость. Чтобы проследить полученный от увеличения масштаба производства эффект, необходимо сравнить калькуляцию производства нитроаммофоса на 40000 тонн в месяц (при одной включенной установке) и на 60000 тонн. 
Таб.8. Калькуляция на нитроаммофос гранулированнный (на единицу)

 Наименование  статей расхода  На объем  40000  
              тонн
 На объем  60000 
              тонн
 Полуфабрикаты  собств. выработки 442.75 442.75
 Вспомогательные  материалы 0.06 0.06
 Технологическое  топливо 29.97 29.97
 Основная з/п. произв. рабочих 2.67 1.78
 Отчисления  на соц. страх 1.03 0.68
 Расходы  на сод-е и экспл-ю оборуд-я 24.25 16.17
 Цеховые  расходы 20.30 13.53
 Цеховая  себестоимость 521.03 504.94
 Общезаводские  расходы 15.64 10.43
 Итого  себестоимость производства 536.68 515.37
 Внепроизводственные  расходы 20 20
 Полная  себестоимость продукции 556.68               535.37

 

            Как можно  увидеть, снижение себестоимости  составляет 556.68-535.37=21.31 руб. При таком  объеме производства данное снижение  себестоимости является очень  значительным. Экономический эффект  от данного увеличения выпуска  –  
(556,68-535,37)*60000= 1278600 руб. 
3.2. Политика ценообразования ОАО «Мосаммиак»  
            Для того, чтобы иметь представление о ценообразовании на ОАО «Мосаммиак», необходимо описать структуру управления отдела цен и ценовой политики: 

Директор  по                                                финансам и  
экономике 

  

 

                                                      
                                                
                      

Экономист  
2 категории 

  

Экономист 

  

Экономист 1  
категории 

  

Начальник отдела                                                      цен и ценовой  
                                                       политики 

  

 

            
              Главной задачей отдела цен и ценовой политики ОАО «Мосаммиак» является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций,  расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. Основные обязанности начальника отдела цен и ценовой политики состоят в том, чтобы давать предложения об изменении цен в зависимости от эластичности спроса на данный вид продукции и уровня конкуренции, корректировать ценовую политику в зависимости от изменения политических, экологических, социальных и других внешних факторов, прогнозировать цены на сырье, материалы, работы и услуги, анализировать влияние цен на отклонения фактической себестоимости от расчетной (по видам продукции). 
            Так, ценовая политика ОАО «Мосаммиак» строится следующим образом: 
1.                                               Цены исходя из фактической себестоимости, с учетом цен конкурентов, применяющиеся для внутреннего рынка. 
2.                                               Экспортные цены, корректирующиеся в зависимости от мирового рынка азотных удобрений и цен на нем. 
3.                                               Государственно-регулируемые цены, предназначенные для сельскохозяйственных товаропроизводителей. 
4.                                               Зачетные цены, формируемые по принципу «все равно возьмут», учитывающие неблагоприятное положение покупателей.  
5.                                               Цены, направленные на политику вытеснения конкурентов, т.е. которые на первом этапе могут быть убыточными, с дальнейшим достижением рентабельности за счет объемов поставок. 
Заключение 
      Анализ ценообразования на предприятии ОАО «Мосаммиак» наглядно показывает, что система цен - это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие. Формированию эффективному ценообразования в России мешает ряд факторов, таких, как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий, отсутствие квалифицированных специалистов в этой области на предприятиях. Российская система цен еще не сформирована, поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных коллег. 
      Пока для подавляющего большинства отечественных компаний актуальна задача овладения грамотными методами затратного ценообразования в сочетании с жестким управление этими затратами. И здесь отечественным экономистам вполне можно воспользоваться опытом зарубежных фирм,  в практике которых затратное ценообразование применяется пока довольно широко. На первый взгляд для стран с развитыми рыночными механизмами подобная ситуация удивительна, так как с точки зрения современной экономической теории такой подход к обоснованию цен совершенно неприемлем, так как: не обеспечивает учет условий формирования спроса и экономической ценности товара (цена определяется исходя из заданного объема продаж, хотя этот объем в силу законов спроса сам зависит от цены); опирается на бухгалтерские, а не экономические (полные) затраты и использует как основу определения цен средние переменные, а не предельные затраты. Но затратное ценообразование продолжает широко использоваться, и для этого есть следующие веские причины: 
1. Затратное ценообразование  опирается на реально доступные данные- Всю информацию, необходимую для установления цен по такой методике, можно получить внутри самой фирмы на основе бухгалтерской отчетности и документов, регламентирующих величину наценок. Не нужны никакие исследования рынка или опросы покупателей. Поэтому решения о ценах можно принимать быстро.  
2. Не всегда у фирмы есть специалисты и менеджеры, которые владеют более совершенными методами ценообразования. Современные подходы к обоснованию цен (некоторые из которых рассмотрены в предыдущих главах) сочетают в себе как научные элементы, так и творчество. У многих фирм (в том числе у подавляющею большинства российских фирм) просто нет специалистов такого типа и менеджеров, которые говорят с ними на одном языке- Но любой менеджер понимает, что такое затраты и что цена должна быть больше затрат на величину «приемлемой прибыли".  
3. Затратное ценообразование может быть общепринятым в данной отрасли. Если ситуация именно такова, то менеджеры действующей в ней фирмы и не считают нужным осваивать иные подходы к обоснованию цен, зная, что лидеры рынка тоже идут от затрат и наценки. Это характерно пока и для большинства отраслей российской экономики. Что касается цен на импортную продукцию, то они воспринимаются как данность, рожденная некими «мировыми рынками».  
4. Затратное ценообразование часто воспринимается менеджерами фирм как наиболее обоснованное  и справедливое. Формирование цен на основе затрат уходит корнями в глубокую древность, так что это традиция; освященная веками коммерции. Более того, в основе затратного ценообразования лежит вполне разумная для повседневного мышления идея о том, что «честный производитель» должен иметь возможность возместить свои затраты и получить нормальную прибыль в вознаграждение за его усилия. Поэтому, используя затратный метод ценообразования, менеджеры фирм (в том числе особенно директора российских предприятий, имеющие, как известно, преимущественно техническое образование) воспринимают его как метод не просто закономерный, но и имеющий куда более реальную основу, чем методы, основанные на идеях маркетинга.  
             Проанализировав ценовую политику на ОАО «Мосаммиак», в качестве рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию, необходимо сделать следующие выводы: 
-ценовая политика ОАО «Мосаммиак» на данном этапе разработана в правильном направлении. Основными целями маркетинга, являются  обеспечение  выживаемости, максимизация  прибыли, завоевание  лидерства  по  показателям качества 
-в ценообразование предприятия  применяется затратный метод, однако учитывается существующая конъюнктура рынка 
-для дальнейшего снижения себестоимости продукции путем снижения стоимости закупок может способствовать ликвидация монополизма менеджера, ответственного за номенклатуру комплектующих, независимый конъюнктурный анализ внутренних и внешних предложений 
-целесообразно организовать постоянный динамический пересчет себестоимости, проводить ежемесячный анализ зависимости проданного объема продукции и цены продажи для последующего нормативного планирования. 
                                                                     Список литературы  
1. «Экономика предприятия» Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2001. 
2.  «Предпринимательство» Под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка, В.А.Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2001. 
3. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 1999.  
4. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1998. 
5. Зайцев И. Л. «Экономика промышленного предприятия» – М.: Инфра-М, 1998. 
6. Липсиц И. В. «Коммерческое ценообразование» – М.: БЕК, 1997. 
7. Котлер Ф. «Основы маркетинга» – М.: Ростинтер, 1996. 
8. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа-М: Финансы и статистика,1996 
9. «Академия рынка: Маркетинг» – М.: Экономика, 1993. 
10. «Рыночная экономика. 1000 терминов» – М.: Крон-Пресс, 1993. 
11. Ноздрёва Р. «Маркетинг: как побеждать на рынке». – М.: Инфра-М, 1992. 
12. «Химическая промышленность» Справочник. –М.: Прогресс, 2002. 
13. «Химия и бизнес», №1-12, 2002.  
14. «Химия и бизнес», №11,12, 2001. 
15. «Химия и бизнес», №12, 2001.

Информация о работе Разработка ценовой политики предприятия