Регулирование цен в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или тарифы.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики.

Содержание

Регулирование цен в Российской Федерации-стр.2-9;
Задача-стр.9-10;
Тестовые задания-стр.10;
Список литературы-стр.11.

Работа содержит 1 файл

Ценообраз.Настя.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

Содержание: 

  1. Регулирование цен в Российской Федерации-стр.2-9;
  2. Задача-стр.9-10;
  3. Тестовые задания-стр.10;
  4. Список литературы-стр.11.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1) Регулирование цен в Российской Федерации. 

Государство в условиях рыночной экономики может  оказывать прямое или косвенное  воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную  собственность или налоговую  систему, процентную ставку или тарифы.

Воздействие государства на процессы ценообразования  стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической  политики.

Сложившаяся система государственного регулирования  цен наряду с другими формами  отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия  на стоимостные пропорции и распределение  национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения  страны. Роль этой формы регулирования  в последние десятилетия резко  усилилась в связи с развитием  инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической  деятельности государства.

Важнейший инструмент государственного регулирования - финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние  хозяйственной конъюнктуры отдельных  товарных рынков с помощью регулирования  цен.

В прошлом  государственное регулирование  цен в зарубежных странах проводилось  главным образом в военные  периоды. Основной причиной прямого  вмешательства государства в  ценообразование в период войны  становится резкое нарушение механизма  воспроизводства.

В этих условиях государственное регулирование  в области цен обычно преследует следующие цели:

  1. затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;
  2. достигнуть необходимые соотношения в развитии производства;
  3. затруднить рост заработной платы пропорционально росту цен;
  4. субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции; содействовать внешнеэкономической деятельности;
  5. мобилизовать бюджетные средства, необходимые для обеспечения социально-экономических мероприятий.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Система цен - один из важнейших элементов  рыночной экономики, и она взаимосвязана  с другими элементами рыночного  механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

В России роль государства заключается в  создании рыночных структур в целях  обеспечения нормальных условий  развития рынка: развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государством антимонопольной  политики должно обеспечить снятие искусственных  ограничений и развертывание  конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое  поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении  политики ценообразования. Она заключается  не в установлении конкретных цен, а  в воздействии с помощью экономических  мер на принятие товаропроизводителями  оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Цели  государственного регулирования заключаются  в том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого роста  цен на эксплуатируемое сырье  и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности  приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Меры  воздействия на производителей со стороны  государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения).

Разработка  цен в рыночных условиях производится товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных  норм экономического поведения в  отработанной системе рыночных отношений  легко может быть обнаружено в  процессе взаимодействия производителя  со своими партнерами либо через финансово-кредитную  систему, налогообложение.

В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос.

Кроме того, в рыночной экономике возрастание  затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая  ситуация, когда растет и спрос, и  сбережения - дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму  денег, которую покупатель накопил  на данный момент времени.

В России за последние годы спрос значительно  превышал предложение. Эта проблема решалась путем увеличения импорта  товаров. Радикально не перестраивающаяся  экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они  не заинтересовывают производителей в  изготовлении необходимой продукции  в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Различают методы: прямого регулирования цен; косвенного регулирования цен.

При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.

К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

Наиболее  оптимальным является гибкое сочетание  государством прямых и косвенных  методов регулирования цен.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Система ценообразования, создаваемая в  России в ходе реформы, должна быть, как и в современной рыночной экономике, с одной стороны единой и реализовывать ведущую роль принципов конкуренции и свободы  рыночных колебаний цен, а с другой - иметь регулируемый, разнорежимный характер. Для решения главной задачи - предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления, необходимо государственное установление и регулирование цен не только на продукцию естественных монополий, но и на продукцию других монополий, сохраняющихся в значительном количестве.

Прямое  государственное регулирование  предполагает необходимость корректировки  рынка и дополнения рыночного  механизма централизованной политикой  государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, что и имеет место в России, возникающая равновесная цена не удовлетворяет оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.

Государство путем активной ценовой политики может обеспечить прибыльность бизнеса, который не выгоден для чисто  рыночного хозяйствования (долговременные научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). Это может быть достигнуто как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.

При чрезмерном государственном регулировании  цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления  затрат и результатов, так как  основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание не имеющих  сбыта товаров.

В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный период ситуация осложняется еще и своей неустойчивостью и кризисом производства. В этих условиях усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.

Регулирование цен путем субсидирования издержек производства в целях повышения  производительности труда в сельском хозяйстве включает правительственные  субсидии на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, приобретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ.

Кроме того, государство поддерживает соотношение  между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

В России государственное регулирование  цен осуществляется, в основном методами установления коэффициентов изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня, ограничения предельного уровня.

Наряду  с методами прямого регулирования  государство осуществляет косвенное  регулирование, воздействует на процесс  ценообразования и рядом косвенных  мер. Такие меры применяются в  западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен  стал устойчивой тенденцией. Эти меры, как правило, направлены на изменение  конъюнктуры, на создание определенного  положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а  в целом - на установление оптимального соотношения между спросом и  предложением.

К ним  относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование  денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных  расходов, установление норм амортизации. Этими мерами государство стремится  установить равновесие между спросом  и предложением и тем самым  способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах  всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и имеющие макроэкономический характер.

За последние  годы государственное регулирование  цен осуществлялось в следующих  формах:

  1. Выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем "диктует рынок".
  2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
  3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
  4. Установление твердых фиксированных цен.
  5. Установление для предприятий-монополистов предельных цен.
  6. Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов.
  7. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.
  8. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
  9. Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
  10. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
  11. Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.

Информация о работе Регулирование цен в Российской Федерации