Российский и зарубежный опыт государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:35, реферат

Описание работы

цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность. Объектом настоящего исследования является ценообразование. Субъектом – государственное регулирование ценообразования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 4
2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ЦЕН 9
3.ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.тема 4-Рос.и заруб.опыт гос. регулирования цен в условиях рын.эк-ки-Анита.docx

— 90.71 Кб (Скачать)

В США со второй половины 80-х годов, после серии приватизаций компаний - естественных монополий  стала применяться практика регулирования  тарифов при отсутствии жестких  ограничений на норму прибыли.

Суть данной модели заключается  в установлении на согласованный  срок формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения  производительности.

С 1989 г. на базе этого принципа Федеральная комиссия по связи (ФКС) регулирует тарифы услуг дальней связи (Америкэн телефон энд телеграф) (АТ&Т).

Данная модель регулирования  естественных монополий имеет ряд  достоинств.

Во-первых, в центре внимания находится наиболее важный для потребителей параметр - уровень цен. Во-вторых, прозрачность и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений. В-третьих, упрощение  процесса регулирования. Компания меняет уровень и структуру тарифов  по заданной формуле, и нет необходимости  в участии в процедурах пересмотра цен регулирующих органов. В-четвертых, стимулирование эффективности.

Принципиальные отличия  модели регулирования тарифов от модели регулирования нормы прибыли  заключаются в следующем:

1. В первом случае срок  фиксирован, во втором - компания  может обращаться с просьбой  о пересмотре тарифа так часто,  как допускается установленной  процедурой.

2. Модель фиксирования  нормы прибыли базируется на  данных прошлых периодов, модель  установления относительного предельного  тарифа - на прогнозных оценках.  Точный прогноз дает несомненные  преимущества, но он не всегда  осуществим.

3. В первой модели выше  степень гибкости маневров компании.

4. Во второй модели меньше  вероятность субъективного подхода,  так как все аспекты взаимоотношений  регулирующего органа и компании  осуществляются в рамках четких  юридических процедур.

Эти модели регулирования  имеют схожие трудности. При фиксировании верхнего предела цен рост прибылей может быть достигнут за счет снижения качества услуг. Поэтому такое регулирование  неизбежно требует контроля качества путем установления стандарта услуг.

Дополнительные сложности  возникают в связи с диверсификацией  деятельности фирм, что существенно  затрудняет разграничение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. Решить эту задачу можно, выделив  регулируемые виды деятельности в самостоятельную  компанию, ограничив диверсификацию или путем введения требования, что  компании могут осуществлять диверсификацию только по согласованию с регулирующими  органами.

В последнее пятилетие  в США сложилась модель, совмещающая  черты регулирования и нормы  прибыли, и тарифа.

 

Заключение

В настоящей работе рассмотрены  основные механизмы государственного регулирования рыночных цен.

Экономикой правят два  типа законов: законы спроса и предложения  и законы, устанавливаемые правительством. В работе раскрыты основы взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен  — общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается  в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить  экономическую роль государства, в  работе был проанализирован механизм регулирования цены на уровне «пола» и «потолка».

«Потолок» цены — законодательно утвержденное максимальное значение цены товара или услуги. Пример: контроль за уровнем ренты. Если верхний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают покупателей.

«Пол» цены — законодательно утвержденный минимум цены товара или  услуги. Пример: минимальный размер оплаты труда. Если нижний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса. Следствие избыточного предложения — необходимость распределения покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбирают продавцов.

В случае естественной монополии, высокие постоянные и низкие предельные затраты не позволяют произвести ценообразование по предельным затратам, что приводит к их убыточности.

 

Список литературы

  1. Анохин Н.А. «Предпринимательское право». М. – 2009.
  2. Гальперин В.М. «Микроэкономика» - С.-П.: «Экономическая школа». – 2008.
  3. Моргунов В.В. «Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий» // Вопросы экономики. – 2010.
  4. Сажина М.И., Чибриков Г.Д. «Основы экономической теории». М. – 2010.
  5. Ценообразование: учебное пособие // Салимжанов И.К., Португалова О.В. , М:ИНФРА,2010.

 

1 Анохин Н.А. «Предпринимательское право». М. – 2009.

2 Сажина М.И., Чибриков Г.Д. «Основы экономической теории». М. – 2010.

3 Ценообразование: учебное пособие // Салимжанов И.К., Португалова О.В. , М:ИНФРА,2010.

 


Информация о работе Российский и зарубежный опыт государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики