Стратегия ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ формирования цены и процесс ценообразования на предприятии.
Задачи:
- рассмотреть сущность и функции цены;
- определить виды цен и факторы, влияющие на их уровень;
- установить факторы и стратегии ценообразования, а так же правильность установления окончательной цены на товар.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Сущность и функции цены как экономической категории………………4
1.2. Виды цен.………………………………………………………………….7
1.3 Факторы, влияющие на уровень цен …………………………………….9
1.4 Структура цены…………………………………………………………..11
2. Методологические основы и факторы ценообразования……………....13
2.1 Ценовая политика предприятия.………………………………………..16
2.2 Важные факторы ценообразования..…………………………………...19
3. Стратегия ценообразования……………………………………………....20
3.1 Установления окончательной цены…………………………………….23
Заключение.....………………………………………………………………..25
Библиографический список ………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая Цена и ценообразование на предприятии.docx

— 62.47 Кб (Скачать)

     Методы государственного регулирования цен можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы:

     1.         Фиксирование цен.

     2.         Замораживание.

     3.         Установление предельного уровня цен.

     4.         Таксация (правительство само устанавливает и изменяет цены исходя из рыночной ситуации).

     Косвенные методы:

     1.         Эмиссионная политика.

     2.         Фискальная политика (налоги, дотации).

     3.         Госзаказы.

     4.         Нормирование затрат, включаемых в цену, и манипулирование их уровнем (амортизационная политика и т. д.). 
 
 
 

1.4 Структура цены

     Использование цен в качестве одного из эффективных  стимулов развития производства неразрывно связанно с установлением экономически обоснованной их структуры. Структура  цены это удельный вес отдельных  элементов в составе цены, выраженный в процентах или долях единиц. Формула, отражающая основные элементы структуры цены:

     Цена = полная себестоимость + прибыль + налоги +наценки.

     В твердой цене элементы устанавливаются  нормативно, а в свободной и  регулируемой под воздействием ряда факторов (конъюнктура рынка, состояние  предприятия, государственное регулирование).

     Структура цены зависит от каналов движения товара и особенностей налогообложения  деятельности, связанной с его  производством и реализацией.

     При формировании цены в нее включаются: себестоимость продукции и доход  производителя, доход оптовика, доход  розничного продавца и потоварные налоги. В настоящее время в России существует три вида потоварных налогов, выделяемых в составе цены: акциз, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.

     Структурным элементом цены всегда является прибыль  от продаж, независимо от юридической  формы хозяйствующего субъекта.

     Оптовые цены продаж торгующих организаций  и розничные цены имеют сходство в структуре цены. И те, и другие цены распадаются на две части: возмещение покупной цены и торговую наценку.

     Розничные цены базируются на оптовых ценах  торговли, включая их в свой состав, а те, в свою очередь, включают цены предприятий-производителей.

     Структура цены предприятия-изготовителя имеет  три элемента: затраты предприятия, прибыль, налоги с оборота (НДС, акцизы). Последний элемент для предприятия  тоже затратный. Таким образом экономических  элементов только два: затраты и  прибыль. Состав цены в розничной  торговле одинаков с составом цены в оптовой торговле по числу и  сущности элементов (покупная цена, торговая наценка), но структура розничной  цены (соотношение отдельных элементов) отличается от структуры цены реализации оптовой торговли более высоким  удельным весом покупной цены.

     Это объясняется следующим: подобно  тому, как покупная цена оптовой  торговли возмещает стоимость производства товара в сумме с торговой наценкой оптовой торговли. Прибыль предприятия-производителя, НДС и акцизы, уплаченные им, становятся затратами для организации оптовой  торговли, а прибыль и налоги оптовой  торговли становятся затратами для  розничной торговли. Цена розничной  торговли - заключительная, она воспринимает как эстафету все предшествующие затраты и доходы, добавляя свою наценку, в т.ч. свои затраты, свои налоги и свою прибыль.

2. Методологические основы и факторы ценообразования

     Методология ценообразования - это совокупность принципов и методов образования структуры и динамики цен, совокупность наиболее общих приёмов формирования цены, связанных в основном с макроэкономическими особенностями хозяйственной системы, а также с разными сферами ценообразования.

     Основные  положения и правила формирования цен не меняются в зависимости  от того, кто и на какой срок устанавливает  цены, т.е. методология едина для  всех уровней установления цен. Это  является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей  в экономике страны.

     Нельзя  ставить знак равенства между  методологией и методикой. Они существенно  отличаются друг от друга: на основе методологии  разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для  реализации этой стратегии на практике.

     При переходе к рынку методология  ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным  постепенное формирование по единым принципам и правилам системы  цен, адекватной рыночным отношениям.

     Методология механизма ценообразования включает в себя следующее:

     1. Политика цен - общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.

     2. Стратегия ценообразования - это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.

     На  основе методологии разрабатывается  стратегия ценообразования. При  выборе ценовой стратегии фирма  должна руководствоваться следующими принципами:

     - не всегда покупатель привлекается  низкими ценами;

     -минимальная  часть товаров реализуется в  порядке распродажи;

     - цены на продукцию пересматриваются  не очень часто.

     На  основе стратегии разрабатывается  тактика ценообразования.

     Тактика ценообразования - это система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной  стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.

     Также с целью реализации выбранной  стратегии ценообразования определяется методика формирования цен - это совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств  и инструментария в рамках действующей  методологии механизма ценообразования.

     Методика - это составной элемент методологии, который объединяет целый ряд  методов формирования цен: рыночный, затратный, административный, параметрический. Каждая методика имеет свои особенности  в зависимости от уровня управления, видов цен и товара.          Следующим шагом реализации ценовой политики после определения ценовой стратегии является выбор метода ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов.

     Метод (от греч. methodos) совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.

     Проблема  выбора метода ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:

     1) каждое предприятие должно экономически  обеспечить свое существование,  т.е. цена должна покрывать  затраты (краткосрочные и долгосрочные), связанные с деятельностью предприятия;

     2) в условиях конкуренции цена, которую потребитель готов платить  за товар, существенно зависит  от цен конкурентов;

     3) наряду с покрытием затрат  предприятие нацелено на получение  максимальной или достаточной  прибыли, поэтому необходимо уточнять  цены отдельных сегментов рынка.

     На  основе разработки и применения соответствующих  методов реализуются адекватные рыночным отношениям единые принципы ценообразования, то есть постоянно  действующие основные положения, характерные  для всей системы цен и лежащие  в ее основе, которые являются вторым важным составным элементом методологии.

     Объединение методологии, методики, методов и  принципов образуют согласованную  систему механизма ценообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
     
2.1 Ценовая политика предприятия 

     Ценовая политика предприятия — это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание  предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий  и другие аспекты.

     Существуют  три основные цели ценовой политики:

- обеспечение выживаемости;

- максимизация прибыли;

- удержание рынка.

     Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

     К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.

     Удерживание рынка заключается в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.

     На  систему ценообразования, а соответственно, на ценовую политику предприятия  оказывает большое влияние состояние  денежной сферы, а именно:

- изменение покупательной способности рубля;

- курсы иностранных валют к рублю.

 
     
             
             
             
      

     Цена - инструмент коммерческой политики фирмы. И потому всякое обсуждение методов  и правил ценообразования приобретает  смысл только в том случае, если мы представляем, чего хочет фирма  добиться, устанавливая цены на свои продукты или услуги.

     Часто описание закономерностей деятельности фирмы сводится к утверждению, что  основной ее целью является максимизация прибыли, т. е. получение наибольшей ее величины на протяжении фиксированного периода времени - квартала или года. Такое представление во многом является упрощением, поскольку не учитывает  два важных обстоятельства:

  1. Не в любой период деятельности фирма может добиваться максимизации прибыли. Причиной тому - внешние ограничения, с которыми она сталкивается в своей деятельности.
  2. Максимизация прибыли на самом деле является задачей, производственной от цели более глобальной - максимизации ценности фирмы, т. е. той суммы денег, которую владельцы фирмы могли бы получить при продаже ее активов по рыночным ценам этих активов. А достижение этой основной цели может требовать от фирмы даже временного сокращения размеров прибыли (например, в период освоения новых видов продукции или захвата новых рыночных ниш) ради того, чтобы обеспечить себе устойчивые перспективы развития и еще большее увеличение своей ценности.

     В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой той или иной фирмой, можно разбить все фирмы на две группы:

  1. Фирмы, формирующие цены (ценоискатели). Эти фирмы обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы устанавливать на свои товары цены, отличные от цен конкурентов. Такие ситуации характерны для рынков монополистической конкуренции и олигополии;
  2. Фирмы, следующие рыночным ценам (ценополучатели). Эти фирмы обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому им не остается ничего иного, как продавать свои товары по цене, сложившейся на рынке (такие ситуации характерны для рынков совершенной конкуренции и рынков с доминирующими фирмами-лидерами).

     Соответственно  фирмы первого типа могут и  должны разрабатывать собственную  ценовую политику, тогда как для  фирм второго типа эта задача неактуальна - в основе их коммерческой политики лежит управление объемами производства, качеством продукции и затратами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Важнейшие факторы ценообразования

     Взаимосвязь понятий "цена" и "прибыль" неразделима. Чем больше цена, тем больше прибыль, а чем меньше цена, тем меньше и прибыль. Дешевый товар или  услугу легче продать; за тот же промежуток времени товар по низкой цене продается  в большем объеме, чем его дорогие  аналоги. При способах ценообразования  важно установить взаимосвязь между  ценой товара и объемом его  продаж.

     Существуют  два способа установления цены на продукцию: первый, исходя из издержек на производство и сбыт продукции, ценообразование  по издержкам; второй - ценообразование  по спросу, когда исходят из возможностей рынка по покупательской способности. Применяется и третий способ ценообразования, основанный на ценах на конкурентную продукцию.

     При выборе ценообразования следует  учитывать следующие факторы:

- фактор ценности (чтобы цена отвечала настоящей ценности товара);

- фактор затрат (необходимо учитывать, чтобы цена покрывала затраты);

- фактор конкуренции (следует учитывать при установлении цен ниже или выше, чем у конкурентов);

- фактор распределения товара по пути к покупателю (реклама и затраты на доставку, хранение на складах)

- фактор общественного мнения дает представление о товаре, его качестве и полезности для покупателей. (Общественное мнение создается через рекламу, буклеты, фильмы) 
 
 
 
 

  1. Стратегии ценообразования

     Под стратегией ценообразования соответственно понимается набор методов, с помощью  которых эти принципы можно реализовать  на практике.

     Разные  авторы выделяют различные типы ценовых  стратегий. Так, например, по Липсицу И.В., типовыми стратегиями ценообразования являются:

     · стратегия премиального ценообразования («снятия сливок»);

     · стратегия нейтрального ценообразования;

     · стратегия ценового прорыва (пониженных цен).

     Стратегия ценового прорыва - установление цен  на уровне более низком, чем, по мнению большинства покупателей, заслуживает  товар с данной экономической  ценностью, и получение большой  массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка.

     Первым  условием успешной реализации данной стратегии состоит в наличии  большого круга покупателей, готовых  сразу переключиться на покупку  товара у нового продавца, едва он предложит  более низкую цену. Вторым условием, если конкуренты по каким-то причинам не могут ответить аналогичным снижением цен.

     Стратегия премиального ценообразования, или  «снятия сливок», - установление цен  на уровне более высоком, чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить с данной экономической ценностью, и получение выгоды от высокой  прибыльности продаж в узком сегменте рынка.

     Суть  этой стратегии можно определить как «выигрыш высокой прибыльности за счет жертвы высоких объемов». Чтобы  «снять сливки» в виде большой  величины выигрыша с каждой единицы  проданных товаров, фирма устанавливает  цены настолько высоко, что такие  «сливочные цены» становятся неприемлемыми  для большинства покупателей. Однако покупатели склонны смириться со стремлением предприятия «снять сливки» в том случае, если они придают особое значение тем отличиям, за которые фирма и хочет получать премиальную цену.

Информация о работе Стратегия ценообразования