Структура современного рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия и структуры рынка ценных бумаг.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

•рассмотрение понятия «рынок ценных бумаг»;
•анализ основных классификаций рынка ценных бумаг;
•рассмотрение первичного и вторичного рынков;
•обзор понятия «уличный рынок ценных бумаг»;
•изучение объединений участников фондовых рынков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Задание 1……………………………………………………………………….5

1.Общая характеристика рынка ценных бумаг и подходы к его классификации………………………………………………………5
2.Первичный и вторичный (биржевой) рынки ценных бумаг……...9
3.Уличный рынок ценных бумаг……………………………………..14
Задание 2……………………………………………………………………….20

Заключение ……………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

    Ассоциация  поддерживает тесные отношения с  Нью-Йоркской фондовой биржей, Американской фондовой биржей, Ассоциацией промышленных ценных бумаг, Институтом компаний-инвесторов и прочими группами фирм.

    Аналогичные процессы по развитию и совершенствованию  внебиржевого оборота, т.е. рынка «через прилавок», происходили в 80-х гг. в странах Западной Европы. Особое место здесь принадлежит единому внебиржевому рынку в рамках общей интеграции рынков ценных бумаг в ЕЭС в связи с дальнейшим объединением в области кредита, валюты и финансовой системы. В настоящее время в некоторых странах внебиржевые рынки по объему своих операций зачастую приближаются к фондовым биржам. В США, например, в ряде случаев сделка по системе НАСДАК превышала обороты Нью-Йоркской фондовой биржи (НИСЕ), но по объему капитализации первая уступала второй. Однако к концу 90-х гг. этот уровень был преодолен НАСДАК.

    Многие  компании на Западе, в основном средние  и мелкие, нуждаются в денежных фондах для развития своей деятельности, но первичный и вторичный (биржевой) рынки в силу дороговизны и  жестокости условий не позволяют им реализовать свои ценные бумаги. Поэтому рынок «через прилавок» служит своеобразным спасательным средством как источник финансирования таких компаний. Кроме того, он также служит дополнительным источником получения средств для крупных компаний, которые, не сумев перепродать акции на бирже, сбрасывают и продают их на рынке «через прилавок».

    Особо следует подчеркнуть следующую  особенность уличного рынка. Созданный  в начале 70-х гг. для малых и  средних компаний, не способных реализовать  свои акции на первичном и биржевом рынках, уличный рынок в 90-х гг. все больше превращался в рынок для крупных компаний, несущих так называемые «высокие» технологии. Это, как правило, компании, реализующие компьютерные, телекоммуникационные и информационные программы, которые в целях экономии издержек стали размещать большое количество акций на уличном рынке.

    Высокий спрос на их продукцию обеспечил  высокий рыночный курс их акций, что  привело к определенному буму их продажи на уличном рынке среди  инвесторов: как юридических, так и физических лиц. Все это существенно подняло значение уличных рынков в таких странах, как США, Канада, ФРГ, Япония. При этом значение уличного рынка НАСДАК превратился в один из ведущих биржевых индексов наравне с индексами Доу-Джонса и «Standard & Poor’s». Необходимо также отметить, что рыночный курс акций многих компаний компьютерно-информационных технологий подвергся меньшим колебаниям при биржевых потрясениях 90-х гг., в частности в результате Азиатского финансового кризиса.

    Не  оказали серьезного воздействия на них и теракты 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. В то же время длительное завышение курсов акций этих компаний закончилось их падением в 2000–2001 гг., что было вызвано ухудшением экономической конъюнктуры в стране.

    Таким образом, уличный рынок в ряде западных стран превратился в последнее время в достаточно крупный рынок, который конкурирует как с первичным, так и вторичным рынками за привлечение эмитентов, инвесторов самых различных масштабов. Уличный рынок более дешев и доступен; он мобилизовал значительные денежные ресурсы через акции для развития новых передовых компьютерно-информационных технологий; привлек средства населения, вложенные в акции.

    Отечественный фондовый рынок появился на свет в  экстремальных условиях России 90-х. После первых лет бурного и хаотичного развития российского рынка ценных бумаг его участники пришли к осознанию того, что дальнейшая работа без единых правил поведения на фондовом рынке невозможна. В результате была принята американская модель, которая подразумевала управление фондовым рынком при помощи саморегулируемых организаций. Ряд региональных инвестиционных компаний Новосибирска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга объединились в ассоциации. В Москве 15 мая 1994 г. представителями 15-ти ведущих компаний была учреждена Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР). Первостепенными задачами ПАУФОР были: разработка стандартов торговли ценными бумагами и комплекса мер дисциплинарного воздействия на их нарушителей, а также создание для участников ассоциации внебиржевой компьютерной торговой системы. Уже в сентябре 1994 г. был принят первый вариант правил ПАУФОР, что позволило сразу перейти к активному созданию торговой системы.

    Особенностью  работы российских фондовых бирж в  начале 1990-х годов было отсутствие торговли акциями приватизированных промышленных предприятий. Успешно торгуя ваучерами и предъявительскими ценными бумагами, биржи упустили момент, когда нужно было начать формирование инфраструктуры цивилизованного фондового рынка с регистраторами, депозитариями, клиринговыми центрами и т.п. Поэтому организация внебиржевой торговли между членами ПАУФОР, которые добровольно обязались придерживаться взаимных договоренностей, правил информационной открытости и единого документооборота, стала первоочередной задачей Ассоциации.

    Для обслуживания внебиржевого рынка акций  была выбрана американская система  ПОРТАЛ. Ее адаптированный для России вариант позволял поддерживать двустороннюю связь между пользователями и центральным сервером. В конце 1994 г. систему установили в брокерских фирмах-членах ПАУФОР и были проведены пробные торги.

    Совместная  работа на фондовом рынке по схожим правилам со временем сблизила позиции  ПАУФОР и независимых региональных организаций брокеров. Осенью 1995 г. стало окончательно ясно, что объединение всех брокерских ассоциаций в единую общероссийскую организацию позволит согласовать усилия и эффективнее отстаивать общие интересы. Поэтому, собравшись в Москве 30 ноября 1995 г., представители четырех региональных ассоциаций объявили о создании межрегионального объединения участников фондового рынка ПАУФОР России, которая стала прообразом будущей саморегулируемой всероссийской организацией - НАУФОР (Саморегулируемая организация «Национальная ассоциация участников фондового рынка»).

    До 1996 г. Ассоциация успешно совмещала  функции организации саморегулирования  участников рынка ценных бумаг и  организатора внебиржевых торгов. Однако вступившие в силу Федеральный закон  «О рынке ценных бумаг» и временное положение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) «О требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» потребовали от Ассоциации разделения этих направлений и лицензирования каждого вида деятельности.

    Для выполнения этих требований НАУФОР в 1997 г. приступила к реструктуризации. Совет директоров НАУФОР принял решение исключить из компетенции НАУФОР вопросы, связанные с организацией внебиржевой торговли. В январе под эгидой НАУФОР было создано Некоммерческое партнерство «Торговая система РТС», в собственность которого передана Российская торговая система. А в начале марта 1997 г. Федеральная комиссия приняла решение выдать лицензию организатора торговли Некоммерческому партнерству «Торговая система РТС», которое стало первым в истории российского фондового рынка официально признанным внебиржевым организатором торговли. 29 августа 1997 г. ФКЦБ России выдала НАУФОР лицензию саморегулируемой организации.

    Сегодня Ассоциация объединяет около 800 компаний, расположенных по всей России и имеет 14 филиалов, местонахождение которых совпадает с местонахождением региональных отделений ФКЦБ России.

    Членами НАУФОР могут быть юридические лица, соответствующие требованиям НАУФОР и осуществляющие на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (или иным лицензирующим органом, действующим на основании генеральной лицензии), следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерская деятельность на рынке ценных бумаг; дилерская деятельность на рынке ценных бумаг; депозитарная деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность по управлению ценными бумагами.  

    Задание 2

      Банк  выпустил в обращение  облигации сроком 1 год с номинальной  стоимостью 150 тыс. руб. Процентный доход по облигациям был установлен в размере 25 % годовых с выплатой 4 раза в год. Для начисления и выплаты были установлены 4 расчетных периода с интервалом 90 дней. Определить цену реализации облигаций по истечении срока обращения. 

      Решение:

      Ц реализ = Ц номинал + Д%

      Т.к. по истечении каждого периода  в 90 дней производились выплаты процентного  дохода по облигациям, то при реализации облигаций продавец получит номинальную  стоимость облигаций и процентный доход за 4 период.

      Д% = 150 * 25% / 4 / 100% = 9,375 тыс.руб.

      Ц реализ = 150  + 9,375 =159,375 тыс.руб. 
 

 

    Заключение

    Подводя итог, можно сказать следующее: рынок  ценных бумаг является одной из важнейшей  составляющей финансовой системы любой  развитой страны. Что же касается непосредственно  России, то на современном этапе очень важной является политика государства направленная на эффективное регулирование и создание условий для дальнейшего эффективного и стабильного развития рынка ценных бумаг.

    В «Стратегии развития финансового рынка  РФ на 2006-2008 г.г.», утвержденной распоряжением  Правительства в июне 2006 г. были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского  финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров. В виду ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, возникает необходимость скорейшего завершения работ по реализации Стратегии 2006-2008 г.г, и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в РФ.

    В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а  также достигнутый уровень его  развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

    Опорными  элементами конкурентоспособности  финансового рынка являются: капитализированная  консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.  

 

    Список литературы

  1. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые биржи. – М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1995.
  2. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  3. Исеев Р.М. Рынок ценных бумаг как финансовый рынок государства / Правовая система «Гарант» Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2002.
  4. Колесников В.И., Торкановский В.С. Ценные бумаги: Уч. М. - 2000г.
  5. Кузнецов А.П., Ротков А.А. Некоторые вопросы регулирования рынка ценных бумаг в законодательстве США / Правовая система «Гарант»
  6. Маржин А.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 1995.
  7. Федеральный закон  «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996года.
  8. Ценные бумаги: Учебник / под ред. Колесникова В.И., Торкановского В.С. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  9. Экономический анализ / под ред. проф. Баканова М.И. и проф. Шеремета А.Д. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  10. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. ДОКЛАД «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу».

Информация о работе Структура современного рынка ценных бумаг