Теоретические основы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Цена и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Теория Цен 2.doc

— 217.00 Кб (Скачать)
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА.  
 

Кафедра «Экономической теории». 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: «Теоретические основы ценообразования». 
 
 

                                                                        Выполнил студент:

                 факультета дистанционного обучения

                                                                               N курса, группы N

N.N.N. 
 

                    Научный руководитель:

N. 
 
 
 

МОСКВА

2009 г. 
 

 

    Введение

Цена и ценообразование  являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

Развитие конкретных отношений в различных отраслях народного хозяйства невозможно без научного ценообразования на результаты производственной деятельности. В арсенале экономических средств, обеспечивающих успешное развитие народного хозяйства, ценообразование является наиболее действенным экономическим инструментом.

О значении цены как экономического инструмента  управления народным хозяйством говорит  то, что она лежит в основе исчисления таких экономических показателей, как себестоимость, прибыль, объем  реализации продукции, товарооборот. При помощи цены определяются соотношения между отраслями народного хозяйства, осуществляется деление национального дохода на фонд потребления и фонд накопления. От уровня цен на товары первой необходимости зависит реализация заработной платы трудящихся, покупательная способность и благосостояние всех групп населения и многое другое.

В процессе коренной перестройки хозяйственного механизма, объективной необходимостью становится радикальный пересмотр ныне действующей  системы цен и ценообразования. Этим в значительной мере объясняется постоянное внимание правительства к кардинальной реформе ценообразования.

Без реформы  цен мы не сможем создать нормальных экономических отношений в народном хозяйстве, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический прогресс и ресурсосбережение, нормализовать обстановку на рынке и осуществлять справедливое распределение по труду

Проведение реформы  ценообразования необходимо для решения текущих задач экономического оздоровления нашего народного хозяйства, среди которых на одном из приоритетных мест, находится и финансовое оздоровление нашей экономики.

В решении сложных  методологических проблем ценообразования  на современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ.

Этот методологический подход наибольшую результативность может обеспечить, на наш взгляд, при соблюдении требований главного принципа жизни: "От каждого по способностям, каждому — по труду”. Этот принцип должен найти приложение не только к отдельному человеку, но и к соответствующим коллективам, организациям, учреждениям.

Преодоление затратно - расточительных методов хозяйствования невозможно без выработки научной  методологии формирования целостной  системы цен и ценообразования  в условиях перехода от плановой к  рыночной экономике.

На пути освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства.

Реформирование  ценообразования на научной основе лежит в плоскости совершенствования  экономических отношений в сфере  производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. 

Задачами  данной работы является изучение сущности и функции цен, этапов ценообразования в современной рыночной экономике.  

I  Понятие, сущность, функции и виды цен

1. Понятие и сущность  цен

 

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение:

  Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

В такой формулировке выделяются два основных акцента.

Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления.

Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется  как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне  рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок. 

Иные позиции  в отношении сути цены свойственны  производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами –  производства в целом и с главным  фактором – трудом. Для такого подхода  типична следующая формулировка:

  Цена есть денежное выражение стоимости товара.

В таком определении  центр тяжести перенесен на понятие  «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие «абстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией. 

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются  в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

    -  индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

     -  маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов и т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции.

  Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги.

  Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.

  Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

  Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций).

  Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп.

  И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

2. Функции цены

 

  Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа. 

  Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата. 

  С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

  Функция учета и изменения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда.

 Цена показывает, во что обходится обществу  обеспечение потребности в конкретной  продукции. Она дает возможность  выявить, сколько затрачено труда,  сырья, материалов, комплектующих  изделий на производство и  реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель – в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия. 

  Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров. 

  Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

  Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Информация о работе Теоретические основы ценообразования