Участники рынка в системе цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

В связи с неплатёжеспособностью населения и развитием государственной программы строительства жилья приведёт к поддержке одних строительных компаний и связанных с ними промышленного сектора, и остановке или банкротства других строительных компаний.
Импортируемые товары также входят в систему цен государства.
Цель работы рассмотреть систему цен, её структуру.
Рассмотрена система цен как единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, а также рассмотрены виды цен и факторы влияния на цены.

Содержание

Введение
Понятие система цен и ее структура
2. Факторы влияния на цены
3. Участники рынка в системе цен
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КР.docx

— 27.78 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           

  1. Понятие система цен и ее структура     

2. Факторы влияния на  цены       

3. Участники рынка в  системе цен      

Заключение          

Список использованной литературы      

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В период финансового кризиса  нарушаются экономические взаимоотношения  на внутреннем и мировом рынках, движение товарооборота, следовательно, производственный процесс во всех отраслях экономики. На систему цен происходит влияние внутренних и внешних  факторов ценообразования.

Зависимость российской экономики  от экспорта сырья, в частности нефти, влечёт серьёзные трудности в  работе различных отраслевых сферах. Отмечаются снижение спроса на товары как внутреннего, так и внешнего рынков, девальвация рубля, а в  некоторых случаях затоваривания  рынка по причине отсутствия спроса на определённый вид товара. В сложившихся  условиях участники экономических  отношений вынуждены искать новый  подход, как в процессе производства, так и в системе цен.

В связи с неплатёжеспособностью  населения и развитием государственной  программы строительства жилья  приведёт к поддержке одних строительных компаний и связанных с ними промышленного  сектора, и остановке или банкротства  других строительных компаний.

Импортируемые товары также  входят в систему цен государства.

Цель работы рассмотреть  систему цен, её структуру.

Рассмотрена система цен  как единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, а также  рассмотрены виды цен и факторы  влияния на цены.

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ СИТЕМА ЦЕН И ЕЕ СТРУКТУРА

 

Система цен - это единая, упорядоченная совокупность различных  видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения  участников рынка.

Система цен состоит из множества отдельных блоков (оптовые  цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы грузового и пассажирского  транспорта), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном блоке, ведет к изменению в других. Ведущую роль во всей системе цен  играют цены на продукцию базовых  отраслей промышленности.

Все действующие в экономике  цены взаимосвязаны и находятся  в постоянном развитии под влиянием множества факторов.

Рассмотрим составляющую системы цен - виды цен.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Оптовые цены делятся на два подвида:

- оптовая ценна предприятия  (отпускная цена) - цена изготовителя  продукции оптово-сбытовым организациям. Она состоит из себестоимости  (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным  товарам) и НДС;

- оптовые цены промышленности - цены, по которым предприятия  и организации - потребители оплачивают  продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым)  организациям. Эти цены включают  в себя кроме оптовой (отпускной)  цены снабженческо-сбытовую (оптовую)  наценку или скидку и НДС.  Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка  или скидка - это цена услуги  по снабжению и сбыту. Она  также должна компенсировать  издержки этих организаций и  обеспечивать им прибыль.

Разновидность оптовой цены предприятия изготовителя является трансферная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Трансферная цена может влиять на конкурентоспособность фирмы на рынке. Например, путём занижения цены на сырьё и материалы, поставляемые дочерними предприятиями.

Разновидность оптовой цены промышленности является цена биржевого  товара (или биржевых сделок), которая  формируется на базе биржевой котировки  и надбавок или скидок с неё  в зависимости от качества товара, от места поставки, биржевого контракта.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.

Розничная цена образуется из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС  и торговая надбавка или торговая скидка, налог с продаж.

Торговая надбавка состоит  из издержек торговых организаций и  их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается  предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Посредством торговли по розничным  ценам чаще всего обслуживаются  конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

 

Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль  необходимую для продолжения  осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства. В закупочные цены не входят НДС и акцизы.

В российской экономической  практике были и в определенной степени  продолжают быть распространенными  государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.

Ценовой паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен  продукции между промышленностью  и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.

В принципе термин "закупочные цены" можно трактовать гораздо  более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Затраты грузового  транспорта распределяются по двум ставкам: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за перевозочную операцию (транспортировка  грузов).

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг  как вида деятельности накладывает  отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками).

 

При установлении тарифов  на услуги учитывается не только объем  работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами  тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата  за телефон, за пользование радио  и телевидением.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот - экспортные и импортные цены. Эти цены обладают специфическими чертами - они отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируемых на условиях производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. Мировая  цена формируется под воздействием спроса и предложения того или  иного товара на мировом рынке, колебаний  валютных курсов и так далее.

Мировые цены находятся под  значительным влиянием государства, которое  проводит регулирование внешнеэкономической  деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта.

На экспортируемые товары в мировой системе действуют  два вида цен: цена франко - станция  отправления и цена франко - станция  назначения. Они различаются методами возмещения транспортных расходов и  имеют много разновидностей.

На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные  цены и надбавки к ценам. На импортные  товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости  с включением расходов по закупке  и доставке до границы в валюте страны - экспортёра. Затем на территории РФ импортная стоимость пересчитывается  на рубли по официальному курсу ЦБ РФ. К ней добавляются налог  на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные  потребительские товары устанавливаются  внутри страны, как правило, свободными, исходя их соотношения спроса и предложения.

 

2 ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА  ЦЕНЫ

 

Выделяется пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние  на процесс ценообразования:

а) потребители,

б) правительство,

в) участники каналов сбыта,

г) конкуренты,

д) издержки производства.

Все эти факторы можно  условно разделить на две основные категории - внутренние и внешние.

К основным внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся: уровень издержек производства; особенности производственного  процесса (мелкосерийное, индивидуальное или массовое); специфика производимой продукции (степень ее обработки, уникальность, качество); доступность необходимых  для производства ресурсов (трудовых, материальных, финансовых); организационный  уровень, степень использования  прогрессивных методов производства; рыночная стратегия и тактика  производителя и т. п. факторы.

Основные внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования на товар конкретного производителя: потребительские предпочтения относительно данного товара (благоприятные или неблагоприятные); уровень доходов покупателей; потребительские ожидания относительно будущего/изменения цен и собственных доходов производителя; цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие); цены и неценовые предложения конкурентов. Факторы внешнего порядка практически не подвластны контролю со стороны товаропроизводителей, но обязательно учитываются при формировании цены на выпускаемую продукцию.

 

 

3 УЧАСТНИКИ РЫНКА В  СИСТЕМЕ ЦЕН

 

К участникам рынка в системе  цен относятся:

Потребители - психологические аспекты поведения покупателей (потребности, нужды, запросы, мотивация при выборе товара или услуги, способы приобретения, отношение к продукции, чувствительность к ценам и качеству товаров и услуг) и экономические аспекты поведения покупателей (покупательная способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями).

Рыночная среда. Это понятие является очень сложным и многогранным, так как рыночная среда формируется под влиянием большого количества экономических, политических и культурных факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

С точки зрения ценообразования  основной отличительной чертой этих типов рынка является степень  влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимально оно сказывается  в условиях монополии, а минимально - при совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и самим рынком.

Участники каналов  товародвижения. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существуют три основных вида его каналов:

- прямые (товары и услуги  доставляются конечному потребителю  без участия посредников);

- косвенные (товары и  услуги доставляются конечному  потребителю с помощью одного  или нескольких посредников);

- смешанные (когда объединяются  особенности первых двух видов  каналов).

С точки зрения ценообразования  интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание  цены. Чем большее количество посредников  находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем значительнее розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия - изготовителя данной продукции. В итоге это ограничит  спрос на товары или услуги, что  в свою очередь приведет к снижению цен и тем самым, будет способствовать оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в результате мультипликационного  эффекта может сложиться прямо  противоположная ситуация: при росте  цен будет наблюдаться неограниченный спрос, так как в движение придет инфляционная спираль "цены - заработная плата".

Государство. Можно выделить три формы влияния государства на ценообразование: фиксирование цен, регулирования цен и регулирование системы свободного ценообразования.

Фиксирование цен:

- использование прейскурантных  цен. Прейскуранты цен товаров  и услуг - это официальные сборники  цен и тарифов, утверждаемые  и издаваемые министерствами, ведомствами,  государственными органами ценообразования. Обычно с помощью прейскурантов регулируются цены продукции предприятий-монополистов: электроэнергии, газа, нефти, коммунальных услуг, транспорта. Цены данной продукции вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации цен во всех других сферах и, соответственно, экономической ситуации в целом. Самым трудным моментом является установление уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной приводит к состоянию избытка предложения на рынке, а ниже - к дефициту;

- фиксирование монопольных  цен. Государство фиксирует цены  предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке,  которое позволяет им существенно  влиять на конкуренцию, доступ  на рынок и уровень цен, что  в итоге ограничивает свободу  действий других участников рынка.  Решить вопрос о том, является  ли данное предприятие доминирующим  или нет, помогает антимонопольное  законодательство;

Информация о работе Участники рынка в системе цен