Учет векселей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:15, реферат

Описание работы

Важным элементом экономики, основанной на принципах товарного производства и рынка, являются ценные бумаги.
В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности», а также Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года, российские коммерческие банки имеют право осуществлять фондовые и доверительные операции. Объектом этих операций являются ценные бумаги.

Содержание

Введение
Понятие векселя, виды и классификация
Операции с векселями. Учёт векселей
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Вывод
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Операции с векселями.doc

— 902.00 Кб (Скачать)

Казначейские  векселя — выпускаются для покрытия дефицита государственного бюджета.

Дружеские векселя  — возникают, когда одно предприятие, являющееся кредитоспособным, «по дружбе»  выписывает вексель другому, испытывающему  финансовые затруднения, с целью  получения последним денежной суммы  в банке путем учета залога данного векселя. Если партнер в свою очередь выписывает дружеский вексель с целью гарантии оплаты, то такой вексель называют встречным.

Бронзовые векселя (не обеспеченные ценностями) — это  векселя, не имеющие реального обеспечения, выписанные на вымышленное лицо. Доход по такому векселю мошенники получают, учитывая его в банке. Бронзовые векселя могут выписываться и на реальные фирмы. При этом две фирмы обмениваются векселями и учитывают их в разных банках. Перед сроком погашения первых векселей они вновь выписывают векселя друг на друга и с помощью их учета пытаются погасить старую ссуду. В России бронзовые векселя запрещены законом.

Коммерческие  векселя — на основе сделок купли-продажи  в кредит.

Финансовые векселя  имеют в своей основе ссуду, выдаваемую предприятием за счет имеющихся свободных средств другому предприятию. Согласно указу Президента РФ № 1662 к финансовым отнесены также векселя, оформляющие просроченную кредиторскую задолженность предприятий.

               Простой вексель выписывается заемщиком кредитору. Им оформляется задолженность заемщика перед кредитором. Это обязательство заемщика уплатить денежную сумму, указанную на векселе в указанном месте, в указанное время.

Если один из обязательных признаков отсутствует, вексель не действителен.

Векселедатель — это лицо, выпускающее вексель (при простом векселе — это  заемщик).

Векселеполучатель — это лицо, которому направлен  вексель (при простом векселе  — это кредитор).

Векселедержатель  — лицо, в распоряжении которого находится вексель, и которое получает по векселю деньги или при наступлении срока погашения векселя, или при учете векселя (продажи) раньше срока погашения (при простом векселе — кредитор).

                На простом векселе не указывается, кто является получателем денег. Это ценная бумага на предъявителя.

                Переводной вексель выписывает кредитор (трассант). Он содержит приказ заемщику об уплате в указанный срок обозначенной суммы третьему лицу (ремитенту). 

В роли ремитента  выступает банк. 

При передаче векселя на обороте ставится передаточная надпись — индоссамент. 

Учет векселя  — это выдача денег кредитору. 

Рис. 1. Схема  вексельного обращения: 

  1. идет поставка товара;
  2. акцепт — это согласие на оплату в банке покупателя;
  3. передача акцептованного векселя;
  4. платежное поручение банку продавца на оплату векселя;
  5. учет векселя продавца;
  6. предъявление векселя к оплате в установленный срок;
  7. получение платежа по векселю.

Преимущества  использования векселей:

снижается потребность  в наличных деньгах;

отсрочка платежа;

гарантия платежа;

при срыве цепочки  расчетов средства могут быть получены.

Проблемы вексельного  обращения:

необходимо хорошее  знание участниками правил вексельного  обращения;

законодательно  не отрегулирована процедура быстрого взыскания средств по векселю;

для реального  использования пригодны векселя  крупных эмитентов. 

Протест векселя — это официально удостоверенный нотариусом факт отказа от оплаты векселя, порождающий солидарную ответственность всех физических и юридических лиц, связанных с обращением данного векселя.

             Действующее законодательство предусматривает предъявление векселя в нотариальную контору для совершения протеста в неплатеже на следующий день после истечения даты платежа по векселю не позднее 12 часов дня. Банк, который не выполняет поручение клиента по инкассированию векселей, несет ответственность за своевременное их опротестование.

             Вексель, не оплаченный в установленный срок, предъявляется нотариальной конторе с описью, которая содержит следующие данные: подробное наименование и адрес векселедателя, чей вексель подлежит протесту; срок платежа по векселю; сумма платежа; подробное наименование всех индоссантов векселя и их адреса; причина протеста; название банка, от имени которого совершается протест.

            Нотариальная контора в день принятия векселя к протесту предъявляет его плательщику с требованием о платеже. Если плательщик в установленный срок сделает платеж по векселю, то этот вексель возвращается плательщику с надписью о получении платежа.

            Если на требование нотариальной конторы произвести платеж по векселю плательщик отвечает отказом, нотариусом составляется акт о протесте векселя в неплатеже. Одновременно он заносит в специальный реестр, который ведется в конторе, все данные по опротестованному векселю, а на лицевой стороне самого векселя ставит отметку о протесте (слово «опротестовано», дату, подпись, печать). 
 
 

4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно имеет  следующие цели:

−   поддержка  порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

−   защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц  или организаций, от преступных организаций;

−   обеспечение  свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

−   создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской  деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

−   в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

−   воздействие  на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение  темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). 

Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает:

−   создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений  и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

−   отбор  профессиональных участников рынка; современный  РЦБ, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или  не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

−   контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

−   систему  санкций за отклонение от норм и  правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. 

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

−   эмитента при выпуске государственных  ценных бумаг;

−   инвестора  при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

−   профессионального  участника при торговле акциями  в ходе приватизационных аукционов;

−   регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

−   верховного арбитра в спорах между участниками  рынка через систему судебных органов. 

Государственное регулирование РЦБ – это регулирование  со стороны общественных органов  государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

1)  государственные  и иные нормативные акты;

2)  государственные  органы регулирования и контроля. 

Формы государственного управления рынка. 

Прямое или  административное управление РЦБ со стороны государства осуществляется путём:

−   установления обязательны требований ко всем участника  РЦБ;

−   регистрации  участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

−   лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ;

−   обеспечения  гласности и равной информированности  всех участников рынка;

−   поддержания  правопорядка на рынке. 

Косвенное, или  экономическое, управление РЦБ осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: 

1)  систему  налогообложения (ставки налогов,  льготы и освобождённые от  них);

2)  денежную  политику (процентные ставки, минимальный  размер заработной платы и  др.);

3)  государственные  капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых  ресурсов и др.);

4)  государственную  собственность и ресурсы (государственные  предприятия, природные ресурсы  и земли).

             Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

             Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

−   Федеральная  комиссия по РЦБ(ФКЦБ);

−   Министерство финансов РФ (Минфин);

−   Центральный  банк РФ (ЦБ);

−   Государственный  комитет по антимонопольной политике;

−   Госстрахнадзор.

              ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ.

             Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ЦБ корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ЦБ, осуществляет выпуск государственных ЦБ и регулирует их обращение.

            ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ЦБ кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

            Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор  регулирует особенности деятельности на РЦБ страховых компаний.

Основные законодательные  акты, которыми регулируется российский РЦБ:

−   Гражданский  кодекс РФ, части I и II (1995–1996 гг.);

−   Закон  «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);

−   Закон  «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);

−   Закон  «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР» (1991 г.);

Информация о работе Учет векселей