Затратный метод ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 08:56, реферат

Описание работы

СЗатратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

Работа содержит 1 файл

НОВ ЦЕНООБР.docx

— 18.24 Кб (Скачать)

Затратный метод ценообразования 

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих  в качестве отправной точки фактические  затраты фирмы на производство и  организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

В этой группе методов  расчёта цен выделяют:

Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).

Методы  поэлементного расчёта  цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с  фиксированными ценами предусматривает  возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре. 

Система методов  ценообразования

Ценообразование —  это процесс, обеспечивающий формирование, применение и контроль цен. Как уже  отмечалось, этот процесс распадается  на ряд этапов, важнейшими из которых  являются выбор и применение методов  ценообразования. 

Методы ценообразования  предполагают использование определенной системы расчетов. Система расчетов состоит из большого количества способов, математических приемов, с помощью  которых формируется уровень  цены. Важной характеристикой любого метода ценообразования является присущая ему модель расчета цены. Модель расчета цены отражает формализованное выражение главных элементов цены, ее структуру. Каждый из элементов цены несет конкретную функциональную нагрузку, обусловленную множеством исходных условий. К таким условиям могут быть отнесены: 

  • тип хозяйственной  системы;
 
  • развитость  рыночных отношений;
 
  • степень государственного участия (административного и экономического) в процессах ценообразования;
 
  • сложившаяся конъюнктура  на рынке конкретных товаров и  услуг;
 
  • конкурентоспособность участников рыночных отношений;
 
  • характерные черты  ценообразования в отдельных  сферах экономики и др.
 

Методы ценообразования  применяются на всех этапах жизненного цикла товара. Условно все этапы  жизненного цикла товара можно объединить в два больших этапа. 

Первый  этап связан с разработкой и созданием нового товара. На этом этапе в ценообразовании, как правило, не участвует будущий потребитель (покупатель), поскольку он просто не имеет информации о новом товаре. Однако непосредственные участники создания товара уже на этом этапе должны знать хотя бы прогнозную, «примерную» цену на него, по которой товар может быть реализован в дальнейшем. Знание примерной цены позволяет разработчикам и изготовителям планировать: 

  • финансовое  состояние организации в перспективе;
  • перспективу развития данного производства;
  • номенклатуру продукции;
  • эффективное распределение различных производственных ресурсов для ее изготовления и др.
 

При определении  прогнозной цены на новый товар применяются  конкретные методы ценообразования, в  основе которых лежат производственные факторы. 

Второй  этап связан уже с реализацией и потреблением нового товара. По мере разработки и совершенствования создания нового товара используемые с учетом производственных факторов методы определения цены дополняются другими методами, с помощью которых происходит так называемое «дообразование» цены. Важным условием «дообразования» выступает рынок, на котором уже потребитель (покупатель) выдвигает свои реальные требования. Такими требованиями являются: 

  • количество (в  единицах измерения товара) товара, необходимого потребителю;
  • качество товара;
  • уровень цены с учетом коммерческих условий поставки.
 

Данный этап формирования цены непосредственно предшествует факту купли-продажи товара, заключению реальной сделки. 

При использовании  методов ценообразования решается дилемма, которая представлена интересами продавца (производителя) и покупателя (потребителя). По своей сущности методы ценообразования субъективны. Применение того или иного метода ценообразования, в конечном счете, отражает как интересы продавца, так и интересы покупателей. Интерес производителя (продавца) и  потребителя (покупателя) отражаются в  двух универсальных видах цены. 

Во-первых, это цена предложения. Цена предложения представляет собой такой минимально приемлемый уровень для производителя, за который он согласен продать свою продукцию. Цена производителя должна компенсировать ему его текущие издержки производства при определенном объеме выпуска этого товара. Формой выражения текущих издержек производства выступает себестоимость товара. 

Второй вид цены — это цена спроса. Цена спроса представляет собой максимальную цену, которую соглашается выплачивать потребитель (покупатель) за приобретаемое количество товара. Если количество товара меняется, то согласовываются новые условия цены предложения и цены спроса. Первоначальные уровни этих цен, как правило, не совпадают. Их равенство достигается в результате согласования различных интересов продавца и покупателя. Если цена спроса выше цены предложения, то это свидетельствует о том, что у продавца (производителя) имеется возможность повысить уровень цены в своих интересах. Интересы производителя отражаются в вырабатываемой им ценовой политике и ценовой стратегии.

Параметрических методы.

Если цена предложения  выше цены спроса, то это обстоятельство заставит производителя реализовать  свой товар по цене покупателя. В  дальнейшем производитель должен предпринять  меры производственно-коммерческого  характера, направленные на повышение  конкурентоспособности своего товара. Производитель может увеличить  объем производства, снизить затраты  изготовления. При этом, как правило, вносятся изменения и дополнения в ценовую политику организации. 

На практике используется система параметрических методов  ценообразования, включающая метод  удельной цены, корреляционный метод, балловый метод и агрегатный метод.

Обоснование цен  с помощью параметрических методов основано на двух важных положениях. Во-первых, предполагается, что конструктивно-технические и другие потребительские параметры достаточно полно отражают потребительские свойства изделия. Во-вторых, параметрические данные и затраты на производство товаров в пределах одного параметрического ряда взаимосвязаны между собой с достаточно высоким коэффициентом корреляции. Эта связь, по существу, и определяет основные сферы применения параметрических методов ценообразования на аналогичную и взаимозаменяемую продукцию: 

  • обоснование цен  на новые изделия, входящие в конкретный параметрический ряд;
 
  • обоснование соотношений  цен на изделия в пределах параметрического ряда.
 

Применение параметрических  методов осуществляется на основе специально разработанных формул, которые, в  конечном счете, характеризуют связь  цен с параметрами изделия. Однако возможны и промежуточные расчеты, характеризующие связь потребительских  параметров с отдельными конкретными  или с совокупными затратами (себестоимостью). Причем цены и затраты выступают  в качестве неизвестных величин  функции от конкретных потребительских  параметров. 

В качестве базовых  цен при параметрическом ценообразовании, как правило, выступают действующие  цены на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию, входящую в конкретный параметрический  ряд. 

В случае, когда в  качестве базовой, функциональной величины используются затраты, они могут  быть фактическими, нормативными, стандартными и даже рассчитанными на основе анализа  гипотетического предприятия.


Информация о работе Затратный метод ценообразования