Компьютеры и искуственный интелект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

С конца 40-х годов ученые все большего числа университетских и
промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели:
построение компьютеров, действующих таким образом, что по результатам работы
их невозможно было бы отличить от человеческого разума.

Содержание

· Введение
· Механический подход
· Электронный подход
· Кибернетический подход
· Нейронный подход
· Появление перцептрона

Работа содержит 1 файл

компьютеры и искуственный интелект.docx

— 72.92 Кб (Скачать)

                           Искусственный интеллект 

Содержание 

·        Введение

·        Механический подход

·        Электронный подход

·        Кибернетический подход

·        Нейронный подход

·        Появление перцептрона

·        Искусственный интеллект и теоретические  проблемы психологии

С конца 40-х годов  ученые все большего  числа  университетских  и

промышленных  исследовательских  лабораторий устремились к дерзкой  цели:

построение компьютеров,  действующих таким образом, что  по результатам работы

их невозможно было бы отличить от человеческого разума.

Терпеливо продвигаясь  вперед в своем нелегком труде, исследователи,

работающие в области  искусственного интеллекта (ИИ),  обнаружили, что

вступили в схватку  с весьма запутанными проблемами, далеко выходящими за

пределы традиционной информатики.  Оказалось, что прежде всего необходимо

понять механизмы  процесса обучения,  природу языка  и чувственного восприятия.

Выяснилось,  что  для создания машин, имитирующих  работу человеческого мозга,

требуется разобраться  в том, как действуют миллиарды  его взаимосвязанных

нейронов.  И тогда  многие  исследователи пришли  к  выводу,  что пожалуй

самая трудная проблема,  стоящая перед

современной наукой - познание процессов функционирования человеческого

разума,  а не просто имитация его работы. Что непосредственно  затрагивало

фундаментальные теоретические  проблемы психологической  науки.  В самом

деле,  ученым  трудно даже прийти к единой точке зрения относительно самого

предмета их исследований  -  интеллекта.  Здесь,  как  в  притче о слепцах,

пытавшихся описывать слона, пытается придерживаться своего заветного

определения.

Некоторые считают,  что интеллект - умение решать сложные  задачи; другие

рассматривают его  как способность к обучению,  обобщению и аналогиям;  третьи

- как возможность  взаимодействия с внешним миром  путем общения, восприятия и

осознания воспринятого. Тем не менее многие исследователи ИИ склонны принять

тест машинного  интеллекта,  предложенный в начале 50-х годов выдающимся

английским математиком  и  специалистом по  вычислительной  технике Аланом

Тьюрингом.  Компьютер  можно считать разумным,- утверждал  Тьюринг,- если он

способен  заставить нас поверить, что мы имеем дело не с машиной, а с

человеком.

Механический подход.

Идея создания мыслящих машин "человеческого типа",  которые казалось бы

думают,  двигаются,  слышат , говорят, и вообще ведут себя как живые люди

уходит корнями  в глубокое прошлое.  Еще древние  египтяне  и римляне

испытывали благоговейный  ужас перед культовыми статуями, которые

жестикулировали и  изрекали пророчества (разумеется не  без помощи

жрецов).  Средневековые  летописи полны рассказов об автоматах, способных

ходить и двигаться  почти также как их хозяева -  люди.  В  средние века и

даже позднее ходили слухи о том, что у кого-то из мудрецов есть гомункулы

(маленькие искусственные  человечки) - настоящие живые,  способные  чувствовать

существа. Выдающийся швейцарский врач и естествоиспытатель XVI в Теофраст

Бомбаст фон Гогенгейм  (более известный под именем Парацельс) оставил

руководство по изготовлению гомункула, в котором описывалась  странная

процедура, начинавшаяся с закапывания в лошадиный  навоз герметично

закупоренной человеческой спермы.  "Мы будем

как боги,  - провозглашал Парацельс. - Мы повторим величайшее из чудес

господних - сотворение человека!"(4)

В XVIII в.  благодаря  развитию техники, особенно разработке часовых

механизмов, интерес  к подобным изобретениям возрос, хотя результаты были

гораздо более "игрушечными", чем это хотелось бы Парацельсу. В 1736 г.

французский изобретатель Жак де Вокансон изготовил механического флейтиста в

человеческий рост,  который исполнял двенадцать мело-

дий, перебирая пальцами отверстия и дуя в мундштук,  как настоящий музыкант.

В середине 1750-х годов  Фридрих фон Кнаус, австрийский автор, служивший при

дворе Франциска I,  сконструировал серию машин,  которые умели держать перо и

могли писать довольно длинные тексты. Другой мастер, Пьер Жак-Дроз из

Швейцарии,  построил пару изумительных по  сложности  механических кукол

размером с ребенка: мальчика, пишущего письма и девушку, играющую на

клавесине.

Успехи механики  XIX в.  стимулировали еще более  честолюбивые замыслы.  Так,

в 1830-х годах английский математик Чарльз Бэббидж задумал,  правда, так и не

завершив, сложный  цифровой калькулятор, который он назвал Аналитической

машиной;  как утверждал  Бэббидж,  его машина в принципе могла бы рассчитывать

шахматные ходы. Позднее, в 1914 г., директор  одного  из  испанских

технических  институтов  Леонардо  Торрес-и-Кеведо  действительно из готовил

электромеханическое устройство, способное разыгрывать  простейшие шахматные

эндшпили почти  также  хорошо, как и человек.

Электронный подход.

Однако только  после  второй  мировой войны  появились устройства, казалось

бы,  подходящие для  достижения заветной цели -  моделирования  разумного

поведения;  это  были электронные цифровые вычислительные машины. "Электронный

мозг",  как тогда  восторженно  называли  компьютер, поразил в 1952 г.

телезрителей США, точно предсказав результаты президентских  выборов за

несколько часов  до получения окончательных данных. Этот "подвиг" компьютера

лишь подтвердил вывод,  к которому в то время  пришли многие ученые:  наступит

тот день, когда автоматические вычислители, столь быстро, неутомимо  и

безошибочно выполняющие  автоматические действия, смогут имитировать

невычислительные  процессы,  свойственные

человеческому мышлению, в том числе восприятие и обучение, распознавание

образов,  понимание  повседневной речи и письма, принятие решений в

неопределенных ситуациях,  когда известны не все факты.  Таким образом

"заочно" формулировался  своего рода "социальный заказ"  для психологии,

стимулируя различные  отрасли науки.

Многие изобретатели компьютеров и первые  программисты  развлекались

составляя программы  для отнюдь не технических занятий,  как сочинение музыки,

решение головоломок  и игры, на первом месте здесь  оказались шашки и шахматы.

Некоторые романтически настроенные программисты даже заставляли свои машины

писать любовные письма.

К концу 50-х годов  все эти увлечения выделились в новую более или менее

самостоятельную ветвь  информатики,  получившую название "искусственный

интеллект".  Исследования в области ИИ, первоначально сосредоточенные  в

нескольких университетских  центрах  США  -  Массачусетском технологическом

институте,  Технологическом институте Карнеги в Питтсбурге,  Станфордском

университете,  - ныне ведутся во  многих  других университетах и корпорациях

США и других стран. В общем исследователей ИИ,  работающих над созданием

мыслящих машин,  можно разделить на  две группы.  Одних интересует чистая

наука и для них  компьютер - лишь инструмент,  обеспечивающий возможность

экспериментальной проверки теорий процессов  мышления.  Интересы  другой

группы лежат в  области техники: они стремятся  расширить сферу применения

компьютеров и облегчить  пользование ими. Многие представители  второй группы

мало заботятся  о выяснении механизма мышления - они полагают, что для их

работы это едва ли

более полезно, чем  изучение полета птиц и самолетостроения.

В настоящее время,  однако,  обнаружилось,  что как  научные так и технические

поиски столкнулись  с несоизмеримо более серьезными трудностями, чем

представлялось первым энтузиастам.  На первых порах  многие пионеры ИИ

верили,  что  через  какой-нибудь десяток лет машины обретут высочайшие

человеческие таланты. Предполагалось, что преодолев период "электронного

детства"  и  обучившись в библиотеках всего  мира, хитроумные компьютеры,

благодаря быстродействию точности и безотказной памяти постепенно превзойдут

своих создателей-людей.  Сейчас мало кто говорит об этом,  а если и говорит,

то отнюдь не считает, что подобные чудеса не за горами.

На протяжении всей своей короткой истории исследователи  в области ИИ всегда

находились на переднем крае информатики. Многие ныне обычные  разработки,  в

том числе  усовершенствованные  системы программирования, текстовые  редакторы

и программы  распознавания  образов,  в значительной мере рассматриваются  на

работах по ИИ.  Короче говоря,  теории,  новые идеи, и разработки ИИ

неизменно привлекают внимание тех, кто стремится

расширить области  применения и возможности компьютеров, сделать их более

"дружелюбными" то есть более похожими на  разумных помощников и активных

советчиков,  чем  те педантичные и туповатые  электронные рабы, какими они

всегда были.

Несмотря на многообещающие перспективы,  ни одну из разработанных  до  сих

пор программ ИИ нельзя назвать "разумной" в обычном  понимании этого слова.

Это объясняется  тем,  что все они узко специализированы; самые  сложные

экспертные системы  по своим возможностям скорее напоминают дрессированных или

механических кукол, нежели человека с его гибким  умом  и  широким

кругозором.  Даже среди исследователей ИИ теперь многие сомневаются,  что

большинство подобных изделий принесет существенную пользу. Немало критиков ИИ

считают, что такого рода ограничения вообще непреодолимы.

К числу таких  скептиков относится и  Хьюберт  Дрейфус,  профессор философии

Калифорнийского  университета в Беркли.  С его  точки зрения, истинный разум

невозможно отделить от его человеческой основы,  заключенной  в человеческом

организме.  "Цифровой компьютер - не человек,  -говорит Дрейфус.  - У

компьютера нет  ни тела, ни эмоций, ни потребностей. Он  лишен  социальной

ориентации,  которая  приобретается жизнью в

обществе, а именно она делает поведение разумным.  Я не хочу  сказать, что

Информация о работе Компьютеры и искуственный интелект