Объектно-ориентированное описание и моделирование ИС «Интернет магазин» на унифицированном языке моделирования UML

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 19:45, практическая работа

Описание работы

UML - язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования в основном программных систем.

Содержание

Введение 5
1. Методология объектно-ориентированного программирования 6
1.1 Общие сведения об унифицированном языке моделирования UML 7
1.2 Основные типы UML -диаграмм, используемые в проектировании информационных систем 8
1.2.1 Диаграмма классов 9
1.2.2 Диаграмма вариантов использования 10
1.2.3 Диаграммы взаимодействия 10
1.2.4 Диаграмма деятельности 11

2. Построение объектной модели ИС «интернет магазин» на унифицированном языке моделирования UML 12
2.1 Назначение и цели создания системы 12
2.2 Характеристика объектов системы 12
2.3 Требования к системе 12
2.4 Общая диаграмма интегрированной модели системы 13
2.5 Диаграммы вариантов использования интернет магазина 13
2.6 Диаграммы взаимодействия интернет магазина 13
2.7 Диаграммы классов интернет магазина 13
2.8 Диаграммы компонентов ИС 13
3. Реализация отдельных модулей системы в C++ Builder 13

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ по ооп.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

ОТЧЕТ 
 
 

По лабораторному  практикуму «Объектно-ориентированное  программирование» 
 

Объектно-ориентированное  описание и моделирование ИС «Интернет  магазин» на унифицированном языке моделирования UML. 

Реализация  отдельных модулей ИС «Интернет магазин» в C++ Builder 
 
 
 

   Студентки

     Александры 

                                              

                                  
 
 

         Минск 2011

Оглавление

 

Введение

  Концепция объектно-ориентированного программирования подразумевает, что основой управления процессом реализации программы является передача сообщений объектам. Поэтому объекты должны определяться совместно с сообщениями, на которые они должны реагировать при выполнении программы. В этом состоит главное отличие ООП от процедурного программирования, где отдельно определённые структуры данных передаются в процедуры в качестве параметров. Таким образом, объектно-ориентированная программа состоит из объектов отдельных фрагментов кода, обрабатывающего данные, которые взаимодействуют друг с другом через определённые интерфейсы. Объектно-ориентированное программирование позволяет моделировать объекты определённой предметной области путем программирования их содержания и поведения в пределах класса. Конструкция «класс» обеспечивает механизм инкапсуляции для реализации абстрактных типов данных. Инкапсуляция как бы скрывает и подробности внутренней реализации типов, и внешние операции и функции, допустимые для выполнения над объектами этого типа. Каждый объект системы обладает своим собственным поведением, моделирующим поведение объекта реального мира

 UML - язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования в основном программных систем. UML не является языком программирования, но в средствах выполнения UML-моделей как интерпретируемого кода возможна кодогенерация.

 

1. Методология объектно-ориентированного программирования

 Объектно-ориентированное программирование -  это парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов.   Объектно-ориентированное программирование предоставляет технологию управления элементами любой сложности. Суть ООП состоит в том, чтобы обращаться с данными и процедурами, которые выполняют действия над этими данными, как с единым объектом, т.е. самодостаточным элементом, который в чём-то идентичен другим таким же объектам, но в то же время отличается от них определёнными уникальными свойствами.

 Методы  ООП позволяют перейти от алгоритмических  моделей программ к объектным. При  ООП пользователя в первую очередь  заботят типы объектов, с которыми приходится иметь дело их программам, свойства этих объектов, а также то, как они взаимодействуют между собой и с другими пользователями.

 Ключевыми чертами ООП являются:

  1. Инкапсуляция — это определение классов - пользовательских типов данных, объединяющих своё содержимое в единый тип и реализующих некоторые операции или методы над ним. Классы обычно являются основой модульности, инкапсуляции и абстракции данных в языках ООП.
  2. Наследование - способ определения нового типа, наследуя элементы (свойства и методы) существующего и модифицируя или расширяя их. Это способствует выражению специализации и генерализации.
  3. Полиморфизм - позволяет единообразно ссылаться на объекты различных классов (обычно внутри некоторой иерархии). Это делает классы ещё более удобными и делает программы, основанные на них, легче для расширения и поддержки.

 Инкапсуляция, наследование и полиморфизм — фундаментальные свойства, требуемые от языка, претендующего называться объектно-ориентированным (языки, не имеющие наследования и полиморфизма, но имеющие только классы, обычно называются основанными на классах). Различные объектно-ориентированные языки используют совершенно разные подходы.

  Разработка объектно-ориентированных программ состоит из следующих последовательных работ:

   - определение основных объектов, необходимых для решения данной задачи;

   - определение закрытых данных (данных состояния) для выбранных объектов;

  - определение второстепенных объектов и их закрытых данных;

   - определение иерархической системы классов, представляющих выбранные объекты;

   - определение ключевых сообщений, которые должны обрабатывать объекты каждого класса;

  - разработка последовательности выражений, которые позволяют решить поставленную задачу;

   - разработка методов, обрабатывающих каждое сообщение;

  - очистка проекта, то есть устранение всех вспомогательных промежуточных материалов, использовавшихся при проектировании;

   - кодирование;

  - отладка, компоновка и тестирование.

1.1 Общие сведения об унифицированном языке моделирования UML

  Унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language) - это преемник того поколения методов ООП, которые появились в конце 80-х и начале 90-х гг. Создание UML фактически началось в конце 1994 г., когда Гради Буч и Джеймс Рамбо начали работу по объединению методов Booch и Object Modeling Technique под эгидой компании Rational Software. К концу 1995 г. они создали первую спецификацию объединенного метода, названного ими Unified Method, версия 0.8. Тогда же, в 1995 г., к ним присоединился создатель метода OOSE (Object-oriented Software Engineering) Ивар Якобсон.

  Таким образом, UML является прямым объединением и унификацией методов Буча, Рамбо  и Якобсона, однако дополняет их новыми возможностями. Главными в разработке UML были следующие цели:

  • предоставить пользователям готовый к использованию выразительный язык визуального моделирования, позволяющий разрабатывать осмысленные модели и обмениваться ими;

  • предусмотреть механизмы расширяемости  и специализации для расширения базовых концепций;

  • обеспечить независимость от конкретных языков программирования и процессов разработки;

  • обеспечить формальную основу для понимания  этого языка моделирования;

  (язык  должен быть одновременно точным  и доступным для понимания,  без лишнего формализма);

1.2 Основные типы UML-диаграмм, используемые в проектировании информационных систем

   Графические изображения моделей системы в UML называются диаграммами. В терминах языка UML определены следующие их  виды:

  • диаграмма классов(class diagram)
  • диаграмма вариантов использования или прецедентов(use case diagram)
  • диаграмма последовательности(sequence diagram)
  • диаграммы поведения(behavior diagrams)
  • диаграмма состояний(statechart diagram)
  • диаграмма деятельности(activity diagram)
  • диаграмма взаимодействия(interaction diagram)
  • диаграмма кооперации(collaboration diagram)
  • диаграммы реализации(implementation diagrams)
  • диаграмма компонентов(component diagram)
  • диаграмма развертывания(deployment diagram)

 Каждая  из этих диаграмм конкретизирует различные  представления о модели системы. При этом, диаграмма вариантов использования представляет концептуальную модель системы, которая является исходной для построения всех остальных диаграмм. Диаграмма классов является логической моделью, отражающей статические аспекты структурного построения  системы, а диаграммы поведения, также являющиеся разновидностями логической модели, отражают динамические аспекты её функционирования. Диаграммы реализации служат для представления компонентов системы и относятся к ее физической модели.

 Из  перечисленных выше диаграмм некоторые служат для обозначения двух и более подвидов. В качестве же самостоятельных представлений используются следующие диаграммы: вариантов использования,  классов, состояний, деятельности, последовательности, кооперации, компонентов и развертывания.

1.2.1. Диаграмма классов 

Диаграмма классов (Class diagram) — статическая структурная диаграмма, описывающая структуру системы, она демонстрирует классы системы, их атрибуты, методы и зависимости между классами.

Существуют  разные точки зрения на построение диаграмм классов в зависимости от целей их применения:

  • концептуальная точка зрения — диаграмма классов описывает модель предметной области, в ней присутствуют только классы прикладных объектов;
  • точка зрения спецификации — диаграмма классов применяется при проектировании информационных систем;
  • точка зрения реализации — диаграмма классов содержит классы, используемые непосредственно в программном коде (при использовании объектно-ориентированных языков программирования).

 Диаграмма классов представляет собой граф, вершинами которого являются элементы типа «классификатор», связанные различными типами структурных отношений. Диаграмма классов может также содержать интерфейсы, пакеты, отношения и даже отдельные экземпляры, такие как объекты и связи.

    1.2.2 Диаграмма вариантов использования

  Диаграмма вариантов использования (Use case diagram) — диаграмма, на которой отражены отношения, существующие между акторами и вариантами использования. Основная задача — представлять собой единое средство, дающее возможность заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать функциональность и поведение системы.

  Диаграммы вариантов использования описывают  функциональное назначение системы  или то, что система должна делать. Разработка диаграммы преследует следующие  цели:

  • определить общие границы и контекст моделируемой предметной области;
  • сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы;
  • разработать исходную концептуальную модель системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей;
  • подготовить исходную документацию для взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями

1.2.3 Диаграммы взаимодействия

     Диаграммы последовательностей и кооперации (и те, и другие называются диаграммами  взаимодействий) относятся к числу пяти видов диаграмм, применяемых в UML для моделирования динамических аспектов системы. На диаграммах взаимодействий показывают связи, включающие множество объектов и отношений между ними, в том числе сообщения, которыми объекты обмениваются. При этом диаграмма последовательностей акцентирует внимание на временной упорядоченности сообщений, а диаграмма кооперации - на структурной организации посылающих и принимающих сообщения объектов. Диаграммы взаимодействий могут существовать автономно и служить для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования динамики конкретного сообщества объектов, а могут использоваться для моделирования отдельного потока управления в составе прецедента. Поскольку диаграмма взаимодействий - это частный случай диаграммы, ей присущи общие для всех диаграмм свойства: имя и графическое содержание, являющееся одной из проекций модели. От других диаграмм ее отличает содержание. Как правило, диаграммы взаимодействий содержат: объекты; связи; сообщения.

Информация о работе Объектно-ориентированное описание и моделирование ИС «Интернет магазин» на унифицированном языке моделирования UML