Применение интеллектуальных систем в области исторической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

Гуманитарные науки крайне сложно формализовать и подчинить законам логики. Как раз на это и направлены усилия специалистов по интеллектуальным системам в гуманитарной сфере, выстраивающих «мост» между миром идей и компьютерными технологиями. Объектом профессиональной деятельности бакалавра этого направления подготовки является разработка, совершенствование и применение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. Практическая и исследовательская деятельность направлена на изучение и моделирование средств представления знаний и оперирования с ними, т. е.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….. 3
Цели…………………………………………………………………………………………………………..4
Основные направления и перспективы………………………………………………… 5
Заключение……………………………………………………………………………………………... 7
Использованные источники…………………………………………………………………... 9

Работа содержит 1 файл

Применение ИС в области исторической науки .docx

— 53.62 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Применение интеллектуальных систем в области исторической науки»

Выполнила: Дьяконова  Кристина, группа №6215к 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург, 2012 г.

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………………………………….. 3

 

Цели…………………………………………………………………………………………………………..4

 

Основные направления и перспективы………………………………………………… 5

 

Заключение……………………………………………………………………………………………... 7

 

Использованные источники…………………………………………………………………... 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

          Гуманитарные науки крайне сложно  формализовать и подчинить законам  логики. Как раз на это и  направлены усилия специалистов  по интеллектуальным системам  в гуманитарной сфере, выстраивающих  «мост» между миром идей и  компьютерными технологиями. Объектом  профессиональной деятельности  бакалавра этого направления  подготовки является разработка, совершенствование и применение  интеллектуальных систем в гуманитарной  сфере. Практическая и исследовательская  деятельность направлена на изучение  и моделирование средств представления  знаний и оперирования с ними, т. е. на изучение и моделирование  человеческих рассуждений для  повышения эффективности интеллектуальных  процедур, в том числе поддержки  принятия решений, прежде всего  в социальной сфере. 

         Объектом изучения исторической  науки является история человеческого  общества и человеческой деятельности  в совокупности и взаимосвязи  их основных сфер: экономики, социальных  отношений, внутренней и внешней  политики, культуры. Предмет изучения  исторической науки – закономерности  процесса развития человеческого  общества в целом и особенности  отдельных наций и государств. История как наука пересекается  практически со всеми остальными  гуманитарными науками. Эти связи  можно представить в виде следующей  схемы: 

 

• экономика – экономическая наука

• общественные отношения – социология

• политика – политология

• законодательство – юриспруденция

• культура – культурология

• поведение конкретных людей – психология

• внешние условия человеческой деятельности – география

 

          При этом история дает материал  почти для всех перечисленных  наук, кроме географии, которая,  наоборот, создает материал для  самой истории, определяя условия  человеческой деятельности.

         Изобретение вычислительных машин оказало влияние и на традиционное историческое исследование – новая экономическая история, клиометрика, квантитативная история и, наконец, историческая информатика явились плодом усилий многих историков, экономистов и математиков, начавших работать в 1960-70-е гг. в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

 

  • Исследовать исторические науки как  предмет изучения

 

  • Изучить применение новых информационных технологий в исторической науке

 

  • Изучить основные направления и  перспективы применения ИТ в исторической науке 

 

  • Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления и перспективы

 

          В своем исследовании любой историк встречается с историческим источником. Вне зависимости от его вида (вещественный, письменный, устный и т.д.) источник представляет собой некое хранилище информации, которая после соответствующих исследовательских процедур, оценки и интерпретации ее историком (историками) превращается в историческое знание.

          Историческая информатика в условиях информатизации и глобализации общества является новым востребованным направлением современной науки. Она по отношению к системе исторических научных направлений является вспомогательной, а на уровне междисицплинарности носит самостоятельный характер со своим объектом исследования, предмет и задачи которой обусловлены спецификой различных направлений гуманитарных и естественных наук. В этом плане она является прикладной наукой. Следует сказать, что социальные функции исторической информатики не менее важны, чем научно-познавательные и заключаются в том, что, изменяя форму и способ хранения, изменяют и представление обществу исторической информации.

          Возможности применения техники в истории следующие: методы математико-статистического анализа, использование корреляционного и факторного анализа, применение регрессионного анализа, создание источнико - ориентированных баз данных, автоматическая классификация и т.п. Можно выделить некоторые основные направления применения математико-статистических методов в исторической науке. Первые опыты применения компьютера и математико-статистических методов в конкретно-исторических исследованиях были связаны с обработкой локальных историко - статистических данных по социально-экономической истории. Отличительными чертами современного этапа развития исследований с применением количественных методов является не просто рост их числа, расширение сферы применения, разнообразие и совершенствование методических приемов и средств, но прежде всего постановка таких исследовательских задач, которые трудно или вообще невозможно решить традиционными методами.

         Распространение новейших приемов исследования повысило требовательность историков к достоверности, репрезентативности исторических данных. Применение математических методов позволило повысить информативную отдачу источников, обеспечить высокий уровень их критического анализа. В этой связи все большее внимание уделяется выборочному методу в исторических исследованиях.

        Развитие историографической традиции применения математико - статистических методов и компьютера в истории проявляется и в том, что в сферу количественного анализа вовлекаются не только статистические, но и нарративные, текстовые материалы. Так, применение математических методов и техники в текстологии позволило не только проверить надежность оценок, сделанных на основе применения традиционных методов, но и получить ряд новых интересных выводов и наблюдений.

          Как следует из вышесказанного, существуют области наиболее эффективного применения ИТ. Это прежде всего исследование исторических явлений, выраженных количественными характеристиками (переписи населения, материалы статистических обследований и пр.), источников, дающих идентичную характеристику многочисленным однородным объектам и явлениям (так называемые, "массовые" источники), построение формально-количественных моделей исторических процессов. Сегодняшнее программное обеспечение позволяет анализировать тексты, создавать базы данных изображений, работать с историческими картами, создавать электронные ресурсы и многое другое. Поэтому историки активно используют ИТ и адаптируют их к возможностям исторического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

         В современном обществе, учитывая уровень развития науки и прогресс информационных технологий, внедрение их во все сферы жизнедеятельности, историку необходимо использовать инновационные технологии и достижения в своей работе. Для этого необходимо, – на первом этапе овладеть навыками работы на компьютере, продуктивно использовать в своей деятельности уже созданные электронные ресурсы, создавать электронные ресурсы по узловым вопросам исторической науки. Овладение историком на первом этапе компьютерными технологиями позволит ему автоматизировать свою работу. Так как исследователь, работающий над определенной проблемой в процессе работы естественным образом накапливает источниковую базу, что сопровождается разрозненностью и несистематизированностью, в этом плане преимущество компьютерных технологий состоит в том, что историку представляется возможность систематизировать информацию посредством технологии БД для упрощения и автоматизации работы.

         В условиях информационного взрыва историк уже сегодня не в состоянии овладеть всей необходимой информацией. В этом плане существует необходимость создания специализированных Интернет ресурсов для историков, а также необходимо для создания образовательных и «культурно-просветительских» сайтов привлекать профессиональных историков, так как сегодня уровень информации размещаемой на сайтах и информационных порталах такой направленности не достаточно высок, чтобы считать его полноценным инструментом в деятельности историка.

         Как известно в истории нет абсолютной истины и завершенной темы, т.к. диалектическое сочетание субъективного и объективного в историческом научном познании предполагает снижение субъективного вмешательства при получении потенциальной информации, которая не подвержена влиянию автора источника. Методы математического, а с недавнего времени компьютерного моделирования позволяют наиболее глубоко раскрыть суть процессов и явлений прошлого, опираясь на потенциальную информацию. Сегодняшний уровень развития техники позволяет, смело говорить о компьютерном моделировании, но на сегодняшний день его используют редко. Причиной такого состояния может служить то, что моделирование — метод экспериментальный, достоверность и объективность полученных исследователем результатов напрямую зависит от того, насколько точно он сформулирует исходные данные, все ли факторы учитывает (хотя учесть все факторы, конечно, невозможно). Кроме того, общественные силы и психологические установки исторических деятелей — объекты слабо формализуемые, с трудом поддаются математическому анализу.

         На основе вышеизложенного следует сказать, что сегодня историческому сообществу необходимо обсуждать проблемы основных тенденций в современной историографии, определить свои позиции по всем направлениям, проводить научные исследования на междисциплинарном уровне, способствовать становлению направлений на стыке гуманитарных и естественных наук, в том числе и исторической информатики, как новой отрасли знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

 

  1. Балыкина, Е.Н. Историческая информатика в Белгосуниверситете:// http:// www. kleio.asu.ru/. Дата доступа – 20. 11. 2007.
  2. Бородкин, Л.И. Историческая информатика: Этапы развития / Л.И. Бородкин // Новая и новейшая история. –1997. – №1. - С. 4-24.
  3. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. − М.: Наука, 1987. − 276 с.



Информация о работе Применение интеллектуальных систем в области исторической науки