Проблемы компьютерных технологий в обучении

Автор: Екатерина Рожкова, 24 Ноября 2010 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров - одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Содержание

I.ГЛАВА
Введение

§1. История возникновения проблемы компьютеризации учебного процесса

§2. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера.

§3. ПК как средство обучения.

§4. Обучение на расстоянии - что это такое?

§5. Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы.

•Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного
обучения.

§6. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.

§7. Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении.

§8. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения.

II.ГЛАВА
§1. Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих детей.

§2. Применение компьютерных технологий, как инструмента обучения студентов художественно-графических факультетов.

§3. Технологии компьютерного обучения СГУ

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования АмГПГУ 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Педагогические технологии»

На тему «Проблемы компьютерных технологий в обучении»

группа ПО-33 
 
 
 

                                                      

                                                                             Подготовила - Рожкова ЕД 

                                                                             Проверила - Понкратенко ГФ 
 
 
 
 
 
 
 
 

2009 год

 

Содержание

  1. ГЛАВА

Введение

§1. История возникновения проблемы компьютеризации учебного процесса

§2. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера.

§3. ПК как средство обучения.

§4. Обучение на расстоянии - что это такое?

§5. Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы.

  • Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного

            обучения.

§6. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.

§7. Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении.

§8. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения.

  1. ГЛАВА

§1. Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих детей.

§2. Применение компьютерных технологий, как инструмента обучения студентов художественно-графических факультетов.

§3. Технологии компьютерного обучения СГУ

Заключение

Литература 
 
 
 
 

Введение

 Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Международная академия информатизации образования [Москва] и созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный университет, и т.д.).

Такой факт, как  появление специализированных периодических  изданий, литературы общепедагогического  порядка по проблемам компьютеризации  и множества соответствующих  методических разработок говорит о  существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Современная наука  концентрирует внимание на теоретической  разработке концепции и структурно-организационных  моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду  отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники  в школьную практику содержит два  основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров - одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе - важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Глава

История возникновения проблемы компьютеризации учебного процесса.

К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более  обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов - человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики. 

Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального  потенциала науки, совершенствование  форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий. 
 
 
 
 
 

Методы  организации обучения с применением персонального компьютера.

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • проблемный
  • исследовательский

Учитывая, что  первый метод не предусматривает  наличия обратной связи между  учеником и системой обучения, его  использование в системах с использованием ПК бессмысленно.

Репродуктивный  метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

Проблемный метод  обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной  целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения с применением  ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компьютерные  модели имеют ряд серьезных преимуществ  перед моделями других видов в  силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет  замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.

Общие принципы организации обучения с применением  ПК.

Эффективное обучение с применением компьютерной техники  базируется на следующих общих принципах и выводах по ним:

  • Общие принципы 
  • Выводы 
  • Активное участие обучающегося в учебном процессе 
  • Максимально содействовать активизации обучающегося 
  • Постоянное проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения 
  • Избегать использования стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях обучения 
  • Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе 
  • Сообщать обучающемуся о результатах его действий в каждой конкретной ситуации 
  • Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе 
  • Обеспечивать по возможности мгновенную обратную связь 
  • Отказ от поведения, не дающего положительного результата  
  • Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их. 
  • Постоянное повторение пройденного материала. 
  • Практиковать и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды.  
  • Индивидуализация количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения. 
  • Подбирать способы подтверждения индивидуально. 
  • Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения. 
  • Применять приведенные выше принципы не жестко и однозначно, а гибко. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПК  как средство обучения.

Последние технические  достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов.

ПК является мощным средством для обработки  информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Главной особенностью ПК как инструмента является возможность его настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность  настройки на разные методы и алгоритмы  обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Не подлежит сомнению, что во многих случаях преимущества компьютера не оспоримы. Он не только избавит студентов от рутинных работ, но и позволит им заняться трудоемкими практическими задачами с использованием методов линейного программирования и сложных аналитических исследований. Использование текстовых редакторов избавляет студентов от нудного печатания на машинке и дает возможность преподавателям требовать от студентов многократной переделки заданной темы, пока она не станет удовлетворительной. Подобная шлифовка стиля была бы невозможной без компьютера. Время, которое раньше тратилось на рутинные, раз за разом повторяющиеся операции, теперь может быть посвящено более важным вопросам, требующим напряжения мысли и творческого подхода.

Информация о работе Проблемы компьютерных технологий в обучении