Сортировка данных строкового типа методом перестановок с использованием процедур и функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является создать сортировку данных строкового типа методом перестановок, используя процедуры и функции в среде Delphi.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы 4
1.1 Системные требования 4
1.2Анализ технического задания 4
1.3 Среда программирования Delphi 6
1.4 Основные принципы структурного программирования 12
1.5 Создание консольного приложения в среде Delphi 15
1.6 Компиляция и выполнение 18
1.7 Массивы на языке Delphi 19
1.8 Алгоритм ввода массива 20
1.9 Алгоритм вывода массива 20
1.10 Поиск минимального элемента массива 21
1.11 Алгоритм сортировки 21
1.12 Реализация алгоритмов с использованием подпрограмм 21
1.13 Алгоритм решения задачи 22
2 Разработка программы 23
2.1 Создание консольного приложения 23
2.2 Объявление основных переменных и констант 24
2.3 Реализация алгоритмов ввода и вывода массива 25
2.4 Реализация алгоритма сортировки 27
2.5 Тестирование и отладка 28
2.6 Руководство пользователя 29
Заключение 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая гл.docx

— 374.85 Кб (Скачать)

     Палитра Компонент (рисунок 1.3) позволяет выбрать нужные объекты для размещения их на Дизайнере Форм. Для использования Палитры Компонент просто первый раз щелкните мышкой на один из объектов и потом второй раз - на Дизайнере Форм. Выбранный Вами объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощью мыши.

     Палитра Компонент использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находится набор закладок – Standard, Additional, Dialogs и т.д. Если Вы щелкнете мышью на одну из закладок, то Вы можете перейти на следующую страницу Палитры Компонент. Принцип разбиения на страницы широко используется в среде программирования Delphi и его легко можно использовать в своей программе. (На странице Additional есть компоненты для организации страниц с закладками сверху и снизу).  

     

Рисунок 1.3 – Палитра Компонент 

     Слева от Дизайнера Форм можно видеть Инспектор Объектов (рисунок 4). Заметим, что информация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Важно понять, что каждый компонент является настоящим объектом и можно менять его вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.

     Инспектор Объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для  определения поведения данного  компонента. Первая страница - это список свойств, вторая - список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное  с определенным компонентом, то обычно делают это в Инспекторе Объектов. К примеру, можно изменить имя  и размер компонента TLabel изменяя  свойства Caption, Left, Top, Height, и Width. можно  использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения между  страницами свойств и событий (рисунок 1.4).

     

 

Рисунок 1.4 – Инспектор Объектов 

     Страница  событий связана с Редактором; если дважды щелкнуть мышкой на правую сторону какого-нибудь пункта, то соответствующий  данному событию код автоматически  запишется в Редактор, сам Редактор немедленно получит фокус, и  сразу  же мы имеем возможность добавить код обработчика данного события. Данный аспект среды программирования Delphi будет еще обсуждаться позднее.

     Последняя важная часть среды Delphi – Справочник (on-line help). Для доступа к этому инструменту нужно просто выбрать в системном меню пункт Help и затем Contents. На экране появится Справочник, показанный на рисунке 1.5.

     

Рисунок 1.5 – Справочник

     Справочник  является контекстно-зависимым; при  нажатии клавиши F1, мы получим подсказку, соответствующую текущей ситуации. Например, находясь в Инспекторе Объектов, выберите какое-нибудь свойство и нажмите F1 – мы получим справку о назначении данного свойства. Если в любой момент работы в среде Delphi возникает неясность или затруднение - жмите F1 и необходимая информация появится на экране.

     Дополнительные элементы.

     Инструмент, который можно воспринимать как  вспомогательный  для среды программирования: меню (Menu System)

     Меню  предоставляет быстрый и гибкий интерфейс к среде Delphi, потому что  может управляться по набору "горячих  клавиш". Это удобно еще и потому, что здесь используются слова  или короткие фразы, более точные и понятные, нежели иконки или пиктограммы. Мы можем использовать меню для выполнения широкого круга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде  открытия и закрытия файлов, управления отладчиком или настройкой среды  программирования.

     В дополнение к инструментам, обсуждавшимся  выше, существуют пять средств, поставляемых вместе с Delphi. Эти инструментальные средства:

  1. Встроенный отладчик
  2. Внешний отладчик (поставляется отдельно)
  3. Компилятор командной строки
  4. WinSight
  5. WinSpector.

     Данные  инструменты собраны в отдельную  категорию не потому, что они менее  важны, чем другие, но потому, что  они играют достаточно абстрактную  техническую роль в программировании.

     На Delphi нам понадобится понять, как  использовать отладчик Delphi. Отладчик позволяет  Вам пройти пошагово по исходному  тексту программы, выполняя по одной  строке за раз, и открыть просмотровое окно (Watch), в котором будут отражаться текущие значения переменных программы.

     Встроенный  отладчик, который наиболее важен  из пяти вышеперечисленных инструментов, работает в том же окне, что и  Редактор. Внешний отладчик делает все, что делает встроенный. Он более быстр и мощен, чем встроенный. Однако он не так удобен в использовании, главным образом из-за необходимости покидать среду Delphi.

     Теперь  о компиляторах. Внешний компилятор, называется DCC.EXE, полезен, в основном, если мы хотим скомпилировать приложение перед отладкой его во внешнем  отладчике. Большинство программистов, наверняка, посчитают, то гораздо проще  компилировать в среде Delphi, нежели пытаться создать программу из командной  строки. Однако, всегда найдется несколько  оригиналов, которые будут чувствовать  себя счастливее, используя компилятор командной строки. Но это факт – возможно, создать и откомпилировать программу на Delphi используя только DCC.EXE и еще одну программу CONVERT.EXE, которая поможет создать формы. Однако, данный подход неудобен для большинства.

     Мы  приложили некоторые усилия по созданию программы и можем захотеть ее сохранить. Это позволит загрузить  программу позже и снова с  ней поработать.

     Первый  шаг – создать поддиректорию для программы. Лучше всего создать директорию, где будут храниться все Ваши программы и в ней – создать поддиректорию для данной конкретной программы. Например, Вы можете создать директорию MYCODE и внутри нее - вторую директорию TIPS1, которая содержала бы программу, над которой Вы только что работали.

     После создания поддиректории для хранения Вашей программы нужно выбрать  пункт меню File | Save Project. Сохранить  нужно будет два файла. Первый – модуль (unit), над которым Вы работали, второй – главный файл проекта, который "владеет" Вашей программой. Сохраните модуль под именем MAIN.PAS и проект под именем TIPS1.DPR. (Любой файл с расширением PAS и словом "unit" в начале является модулем.)

     1.4 Основные принципы  структурного программирования

     Программирование  для универсальных компьютеров  начиналось с программирования в  машинных кодах, затем появились  и начали своё развитие языки высокого уровня, затем Дейкстрой были развиты  принципы структурного программирования, на смену структурному программированию пришло объектное программирование и в настоящее время активно  развивается визуальное программирование.

     Применение  структурного программирования позволяет  увеличить скорость написания программ и облегчить отладку написанной программы. Структурное программирование возможно и на языках программирования assembler, где не предусмотрено структурных  операторов, подобных структурным операторам языков программирования C, PASCAL.

     В настоящее время существует два  способа написания программ: снизу  вверх и сверху вниз. При написании  программы снизу вверх приступить к отладке программы невозможно, не написав полностью всю программу. При написании программы сверху вниз на любом этапе написания  программы она может быть оттранслирована  и выполнена, при этом можно отследить  все алгоритмические действия программы, написанные к этому времени. Процесс  написания программы не отличается от процесса создания алгоритма. Более  того, эти этапы создания программы  можно объединить. Выполняемое алгоритмическое  действие отображается в названии подпрограммы.

     Основная  идея структурного программирования заключаются  в том, что существует только четыре структурных оператора. Используя  эти структурные операторы можно  построить сколь угодно сложную  программу.

     Первый структурный  оператор называется линейная цепочка операторов. Любая задача может быть разбита на несколько подзадач. Выполнение подзадач может быть поручено подпрограмме, в названии которой можно (и нужно) отразить подзадачу, которую должна решать эта подпрограмма. На момент написания алгоритма (и программы) верхнего уровня нас не интересует, как будет решаться эта задача, поэтому вместо настоящей подпрограммы поставим подпрограмму-заглушку (рисунок 1.6).

     

Рисунок 1.6 - Алгоритмическое изображение оператора

     Второй  структурный оператор называется условный оператор. Достаточно часто одна или другая задачи должны исполняться в зависимости от определённого условия, которое зависит от результатов выполнения предыдущей программы или от внешних устройств. Каждая из таких задач называется плечом условного оператора (рисунок 1.7).

     

Рисунок 1.7 - Алгоритмическое изображение оператора

     Условный  оператор может использоваться в  неполном варианте, когда одно из плеч алгоритма отсутствует (рисунок 1.8):

     

Рисунок 1.8 - Алгоритмическое изображение оператора

     Третий  структурный оператор - это оператор цикла с проверкой условия после тела цикла. Такой оператор легко реализуется на языке программирования ассемблер при помощи команды условного или безусловного перехода. Отличие от условного оператора заключается в том, что передача управления осуществляется не вперёд, а назад. На языках программирования высокого уровня такой оператор входит в состав языка (оператор do..while в языке программирования C или оператор repeat..until в языке программирования PASCAL (рисунок 1.9)).

Рисунок 1.9 - Алгоритмическое изображение оператора

     Четвёртый структурный оператор - это оператор цикла с проверкой условия до тела цикла. В отличие от предыдущего оператора тело цикла в этом операторе может ни разу не выполниться, если условие цикла сразу же выполнено. Этот оператор, как и условный оператор невозможно реализовать на одной машинной команде (рисунок 1.10).

Рисунок 1.10 - Алгоритмическое изображение оператора

     1.5 Создание консольного  приложения в среде Delphi

     Консольное  приложение — программа, предназначенная  для работы в операционной системе MS-DOS (или в окне DOS), для которой  устройством ввода является клавиатура, а устройством вывода — монитор, работающий в режиме отображения  символьной информации (буквы, цифры  и специальные знаки).

     Консольные  приложения удобны как иллюстрации  при рассмотрении общих вопросов программирования, когда надо сосредоточиться  на сути проблемы, а также как  небольшие утилиты "для внутреннего  потребления".

     Решение самой простой задачи на компьютере не обходится без операций ввода-вывода информации. Ввод данных – это передача данных от внешнего устройства в оперативную  память для обработки. Вывод –  обратный процесс, когда данные передаются после обработки из оперативной  памяти на внешнее устройство. Внешним  устройством может служить консоль  ввода-вывода (клавиатура и монитор), принтер, гибкий или жесткий диск и другие устройства.

     Сейчас  мы рассмотрим лишь средства консольного  ввод – вывода данных. Консоль – это клавиатура плюс монитор. С клавиатуры данные вводятся в программу, а на монитор выводятся результаты ее работы. Консольная модель ввода-вывода, при которой данные представляются потоком символов, не позволяет использовать графических средств. Однако она очень подходит для изучения языка Delphi, так как не загромождает примеры программ излишней информацией о среде и библиотеках программирования.

     Итак, давайте последовательно создадим консольное приложение:

     1 Запустите среду Delphi, выберите в главном меню команду File | Close All, а затем – команду File | New

     2 Выберите “Console Application” и нажмите “OK” (рисунок 1.11)

Рисунок 1.11 - Окно среды Delphi для создания нового проекта

     3 В появившемся окне между ключевыми словами BEGIN и END введите следующие строчки (рисунок 1.12)

     

Рисунок 1.12 - Текст простейшей консольной программы в окне редактора кода

     4 Скомпилируйте и выполните эту программу, щелкнув на пункте Run | Run главного меню среды Delphi. На экране появится черное окно (рисунок 13.1), в левом верхнем углу которого будет содержаться текст "Press ENTER to exit..." ("Нажмите клавишу Enter ...")

Информация о работе Сортировка данных строкового типа методом перестановок с использованием процедур и функций