Справочник по компонентам Дельфи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:52, аттестационная работа

Описание работы

Класс TList -- универсальный список. Он представляет собой массив нетипированных указателей и поэтому годится для хранения набора любых, в том числе разнотипных, данных и объектов. При добавлении/удалении в список данные не создаются и не уничтожаются -- эта обязанность лежит на программисте. Приведем доступные ему методы и свойства класса.

Работа содержит 1 файл

componens.doc

— 980.33 Кб (Скачать)

 

Свойства ControlStyle и ControlState описаны не в пользовательской документации, а в документации разработчика новых компонентов. Вы можете читать их значения для получения информации об элементе управления, но изменять их стоит только тогда, когда вы полностью отдаете себе отчет в том, к чему это приведет.

Подавляющее большинство элементов управления имеет собственное вспльша-ющее меню, появление которого связано с нажатием правой кнопки мыши. Доступ к нему возможен через свойство:

property PopupMenu: TPopupMenu;

Подробно о его создании и использовании рассказано в разделе, посвященном меню.

 

Положение, размеры и выравнивание элементов управления

О каждом визуальном компоненте должно быть известно, где он будет показан и какой будет иметь размер. Свойство

property BoundsRect: TRect;

определяет прямоугольник, содержащий координаты верхнего левого и правого нижнего углов компонента в системе координат клиентской области родительского элемента. Для формы верхний левый угол выражен в системе координат экрана. Также можно установить положение и размер компонента, изменяя координаты верхнего левого угла, длины и ширины методом:

procedure SetBounds(ALeft, АТор, AWidth, AHeight: Integer);

К каждой из этих величин есть и раздельный доступ во время разработки с помощью свойств:

(pb) property Left: Integer;

J property Top: Integer;

property Width: Integer;

(Pb) property Height: Integer;

Другое свойство задает прямоугольник, определяющий положение и размеры клиентской области окна элемента управления:

(Ro) property ClientRect: TRect;

Эта величина доступна только для чтения. Если необходимо переустановить размеры клиентской области, нужно воспользоваться парой свойств:

property ClientHeight: Integer;

property ClientWidth: Integer;

Свойство ClientOrigin задает положение начала клиентской области относительно экрана:

(Ro) property ClientOrigin: TPoint;

Если же нужно связать с координатной системой экрана произвольную точку, пользуйтесь парой методов (не путать с одноименными функциями Windows API):

function ClientToScreen(const Point: TPoint): TPoint;

function ScreenToClient(const Point: TPoint): TPoint;

Очень важную часть работы по управлению размерами и расположением элементов выполняет свойство:

(Pb) property Align: TAlign;

Оно определяет выравнивание компонента относительно границ родителя. Может принимать одно из предопределенных значений:

TAlign = (aiNone, alTop, alBottom, alLeft, alRight, alClient);

aINone -- выравнивание отсутствует;

alTop, alBottom, alLeft, alRight -- выравнивание происходит по соответствующей стороне родителя;

alClient -- компонент занимает все пространство клиентской области родителя.

Выравнивание гарантирует, что при изменении размеров родителя относительная позиция дочернего элемента не меняется. Это свойство имеет приоритет над простым изменением положения и размеров. Если новые координаты элемента противоречат способу его выравнивания (например, перемещение вверх при alBottom), изменения отвергаются и элемент возвращается к первоначальным координатам. Свойство Align незаменимо при организации панелей инструментов и строк состояния -- они могут перемещаться и видоизменяться вместе с содержащей их формой. Для временного отключения действия свойства Align предназначены методы:

procedure DisableAlign;

procedure EnableAlign;

Эти методы управляют возможностью выравнивания потомков данного эле-мекга, они должны вызьшаться в паре. Для восстановления выравнивания элементов в соответствии с Align есть метод:

procedure Realign;

В следующем примере использование методов DisableAlign и EnableAlign позволяет настроить выравнивание панели по тому краю формы, на который пользователь перетащит ее мышью:

procedure TFormI.FormCreate(Sender: TObject);

begin

Panell.Align := alBottom;

Moving := False;

end;

procedure TFormI.PanellMouseDown(Sender: TObject;

Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

begin if not Moving then begin

Formi.DisableAlign;

Moving := True;

end;

end;

procedure TFonnl.PanellMouseMove(Sender: TObject;

Shift: TShiftState; X, Y: Integers-begin

if Moving then with Panell do begin

Left := Left + X - Width div 2;

Top := Top + Y - Height div 2;

Panell.Caption := Format('%d,%d',[Left,Top]);

end;

end;

procedure TFormI.PanellMouseUp(Sender: TObject;

Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

var LastPos : TPoint; rO, rl, r2 : real;

begin if Moving then begin

Moving := False;

Panell.Caption := '';

LastPos := Point(Panell.Left + X, Panell.Top + Y) ;

if LastPos.X<=0 then LastPos.X := 1;

if LastPos.X>=ClientWidth then LastPos.X := ClientWidth-1;

if LastPos.Y<=0 then LastPos.Y := 1;

if LastPos.Y>=ClientHeight then LastPos.Y := ClientHeight-1;

rO := ClientWidth/ClientHeight;

rl := LastPos.X/LastPos.Y;

r2 := LastPos.X/(ClientHeight - LastPos.Y);

with Panell do if rl < rO then if r2 < rO

then Align := alLeft else

Align := alBottom else if r2 < rO

then Align := alTop else Align := alRight;

Formi.EnableAlign;

end;

end;

 

Активность и видимость элементов управления

Активность элемента позволяет ему получать и обрабатывать сообщения от клавиатуры, мыши и таймера. Она определяется свойством:

(Pb) property Enabled: Boolean;

Значение True делает управляющий элемент активным. При смене состояния Enabled выполняется перерисовка его на экране, при которой пассивные элементы, как правило, изображаются серьм цветом.

Свойство, определяющее возможность видимости элемента во время исполнения:

(Pb) property Visible: Boolean;

Во время разработки все компоненты являются видимыми. Изменять это свойство непосредственно во время выполнения можно, используя два следующих метода:

procedure Show;

procedure Hide;

Напомним, что, так как Visible является свойством, то выражение visible: =True не является простым присваиванием. Оно неявно содержит все необходимые операции для показа элемента управления. Это же касается всех остальных свойств компонентов, реакция на изменение которых должна произойти немедленно.

Почему выше была применена формулировка "возможность видимости", а не "видимость"? Чтобы элемент был виден на экране, одного значения свойства Visible недостаточно. Нужно, чтобы видимыми были все предки элемента в иерархии. Реально видимость элемента можно узнать, пользуясь свойством:

(Ro) property Showing: Boolean;

Это свойство устанавливается при изменении свойства Visible. Оно доступно только для чтения. Нужно иметь в вицу, что при изменении видимости родительского элемента Showing не изменяется и может в какой-то момент не соответствовать истинному состоянию. Обновляет состояние свойства Showing для компонента метод:

procedure UpdateControlState;

Отрисовкой (изменением изображения на экране) элемента управления "заведуют" следующие методы:

procedure Invalidate;

Отрисовывает компонент, вызывая функцию API InvalidateRect.

procedure update;

Предусматривает дополнительные операции, необходимые Windows при отрисовке окна. Для компонентов-окон, например, в ней вызывается функция UpdateWindow.

Этот метод объединяет два предыдущих. Если элемент управления непрозрачный (имеет флаг csOpaque), занимаемый им прямоугольник предварительно очищается.

procedure Repaint;

procedure Refresh;

Представляет собой вызов Repaint. Рекомендуется для вызова отрисовки.


 

Внутренний интерфейс Drag&Drop

Для библиотеки VCL фирмой Borland реализована собственная версия интерфейса Drag&Drop (переводится как "перетащить"). Интерфейс этот внутренний -- передавать и принимать можно любые управляющие элементы Delphi внутри формы' (кроме самой формы). Он реализован без использования соответствующих функций API Windows -- их нужно применять при организации общения с другими задачами путем перетаскивания.

Нажав левую кнопку мыши над элементом управления, мы можем "перетащить" его на любой другой элемент. С точки зрения программиста это означает, что в моменты перетаскивания и отпускания клавиши генерируются определенные события, которыми передается вся необходимая информация -- указатель на перетаскиваемый объект, текущие координаты курсора и др. Получателем событий является тот элемент, на котором в данный момент находится курсор. Обработчик такого события должен сообщить системе, принимает ли данньш элемент управления "посылку" или нет. При отпускании кнопки над принимающим элементом управления генерируется еще одно или два события, в зависимости от готовности приемника.

Способ работы с этим интерфейсом в VCL определяется свойством:

(Pb) property DragMode: TDragMode;

TDragMode = (dmManual, dmAutomatic);

Для автоматического включения механизмов, имеющихся в VCL, необходимо, чтобы свойство компонента DragMode было установлено в dmAutomatic. Это означает, что на всех стадиях перетаскивания нужные функции вызываются без участия программиста. Его задача состоит только в том, чтобы определить методы-обработчики соответствующих событий. В режиме dmManual (принимаемом по умолчанию) все необходимые вызовы функций нужно делать самому.

Рассмотрим подробнее формат обработчиков трех основных событий интерфейса Drag&Drop.

Во время перетаскивания при перемещении курсора мыши с перетаскиваемым элементом над другим элементом управления, а также при отпускании кнопки для последнего возникает событие:

(pVl property OnDragOver: TDragOverEvent;

TDragOverEvent = procedure(Sender, Source: TObject; X, Y: Integer;

State: TDragState; var Accept: Boolean) of object;

Параметры события:

Sender -- элемент, над которьм находится курсор;

Source -- перетаскиваемый элемент;

X, Y -- координаты курсора (в системе координат клиентской области Sender);

State -- одно из трех состояний:

TDragState = (dsDragEnter, dsDragLeave, dsDragMove) ;

' Существует одно исключение из этого правила, касающееся компонента TOLEContainer он может принимать объекты OLE m других выполняющихся приложений.

dsDragEnter -- курсор мыши появился над элементом;

dsDragMove -- курсор мыши переместился над элементом;

dsDragLeave -- курсор мыши ушел с элемента или была отпущена кнопка.

Обработчик этого события должен возвратить решение, примет ли данный элемент объект Source или нет, в булевой переменной Accept. Если обработчик этого события отсутствует, то элемент управления не может работать приемником, т. е. на него нельзя "перетащить".

Во время перетаскивания над элементом управления он может изменить вид курсора, сигнализируя о готовности приема. Предназначенный для этого случая курсор описывается свойством:

(Pb) property DragCursor: TCursor;

Если компонент не является приемником Drag&Drop, или обработчик события OnDragOver отсутствует или возвращает False, то появляется другой курсор (по умолчанию crNoDrop).

Событие:

(Pb) property OnDragDrop: TDragDropEvent ;

TDragDropEvent = procedure(Sender, Source: TObject; X, Y: Integer) of object;

возникает во время перетаскивания при отпускании левой кнопки мыши над элементом, готовым к приему. Параметры его имеют тот же смысл, что и в предыдущем случае.

В приведенном примере вы можете перетащить одну из геометрических фигур в вашей форме (компонент TShape) на статический текст Label 1. Для этого в Label 1 описано два метода: Label IDragOver сигнализирует о готовности принять только компоненты класса TShape, a Label IDragDrop вычисляет площадь фигуры в квадратных сантиметрах в зависимости от ее вида (эллипс, прямоугольник, прямоугольник с закругленными углами).

procedure TPormI -LabellDragOver (Sender, Source: TObject; X, Y: Integer;

State: TDragState; var Accept: Boolean);

begin Accept := Source is TShape;

end;

procedure TFormI .LabellDragDrop (Sender, Source: TObject; X, Y: Integer);

var f : single; i : Integer;

begin

with Source as TShape do begin i := Width; if i > Height then i:= Height;

case Shape of stRectangle: f := Width*Height;

stSquare: f := i * i;

stCircle: f := Pi * i*i / 4;

stEllipse: f := Pi * Widths-Height / 4;

stRoundRect, stRoundSquare:

begin

if Shape = stRoundRect then f := Width*Height else f := i * i;

i := (i - Pen.Width + 1) div 4;

f := f - (4-Pi)*i*i;

end;

end;

end;

f := f / Sqr(Forml.PixelsPerInch / 2.54);

Labell-Caption := FloatToStrF(f, ffFixed, 5, 2)+ ' кв.см';

end;

При завышении перетаскивания, вне зависимости от готовности приемника всегда возникает еще одно событие:

(Pb) property OnEndDrag: TEndDragEvent;

TEndDragEvent =procedure(Sender, Target: TObject; X, Y: Integer) of object;

Его параметры идентичны описанным выше.

Для управления перетаскиванием вручную (в режиме dmManual) есть следующие возможности. Начало перетаскивания происходит при вызове метода:

procedure BeginDrag(Immediate: Boolean);

Программист должен связать вызов этого метода с каким-либо событием в системе. (Если свойство DragMode установлено в dmAutomatic, BeginDrag вызывается функцией окна при нажатии левой кнопки мыши). Параметр Immediate определяет, когда именно возникает состояние Drag&Drop: в случае True немедленно, в случае False -- после смещения мыши с нажатой левой кнопкой на 5 точек по любой из осей. Последний вариант дает возможность использовать нажатие левой кнопки и для перетаскивания, и для регистрации щелчков на элементе управления (скажем, на кнопке). В режиме dmAutomatic такой возможности нет. Метод:

procedure DragDrop(DragObject: TObject; X, Y: Integer); dynamic;

вызывает обработчик события OnDragDrop, а производит все завершающие действия метод

procedure EndDrag(Drop: Boolean);

Он инициирует события OnDragDrop (при возможности приема) и OnEndDrag.

Метод

function Dragging: Boolean;

возвращает True, если данный элемент в настоящий момент перетаскивается.

 

Ярлычки и оперативная подсказка

Совсем недавно, с легкой руки Microsoft, признание получили ярлычки с оперативной подсказкой (Hints). Если задержать курсор, например, над кнопкой или компонентом палитры самой среды Delphi, появляется маленький прямоугольник яркого цвета (окно подсказки), в котором одной строкой сказано о названии этого элемента или связанном с ним действии. Delphi поддерживает механизмы создания и отображения таких ярлычков в создаваемых программах.

Свойство, определяющее активность системы подсказки у элемента управления:

(Pb) property ShowHint: Boolean;

Если свойство ShowHint установлено в True, и во время выполнения курсор задержался над компонентом на некоторое время, в окне подсказки высвечивается текстовая строка с подсказкой:

(Pb) property Hint: string;

Подсказка компонента может быть пустой строкой -- в этом случае система ищет в цепочке первый родительский компонент с непустой подсказкой. Если в строке Hint встречается специальный символ-разделитель '|', то часть строки до него ("короткая") передается в окно подсказки, а после ("длинная") -- присваивается свойству Hint объекта Application. Ее можно использовать, например, в строке состояния внизу главной формы приложения (см. пример ниже).

Система оперативных подсказок имеет свойства и методы, общие для всех форм в приложении. Неудивительно, что они сосредоточены в Application -- глобальном объекте, соответствующем работающему приложению. Все описанные ниже в этом разделе свойства относятся не к компоненту, показывающему подсказку, а именно к Application.

Цвет окна подсказки можно изменить посредством свойства:

(Pb) property HintColor: TColor;

У объекта Application значение свойства ShowHint нужно устанавливать во время выполнения, например, в обработчике OnCreate главной формы приложения. Оно является главенствующим для всей системы подсказок: если оно установлено в False, ярлычки не возникают.

Информация о работе Справочник по компонентам Дельфи