Адаптация первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:06, практическая работа

Описание работы

Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем, привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3 месяцев до 1,5 лет.

Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был "просто ребенком", которого любили и о котором заботились взрослые, то теперь он становится школьником. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т.п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.

Работа содержит 1 файл

Программа по адаптации Дубкова.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №36 «Золотая горка» 
 
 
 

                                        «Утверждено»

                                        Педагогическим советом

                                        протокол от _____2011г.№__ 

                                        Введено приказом от___2011г. №___

                                        Директор школы

                                        ___________   __________

                                                                                                              Подпись              Ивлева Ф.Г. 
 
 
 
 
 
 
 

Образовательная программа

«Адаптация  первоклассников» 

          Составитель: Дубкова Татьяна Ивановна,  педагог-психолог,                                      

            первая квалификационная  категория 
           
           
           

Согласовано»

Заместитель директора________ _________ от_________2011г.

                               Подпись                 Корнюшина И.М.  

«Рассмотрено»

На заседании  МО, протокол от____2011г. №____

Руководитель  МО ________ _________ от_________2011г.

                          Подпись                     Молоткова Т.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Набережные Челны

2011г.   

                             

Пояснительная записка

   Начало  обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем, привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3 месяцев до 1,5 лет.

   Каковы  условия психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был "просто ребенком", которого любили и о котором заботились взрослые, то теперь он становится школьником. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т.п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.

   Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей  деятельности. До начала обучения в  школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые, игры, фантазируют, придумывают игровые импровизации. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны "научиться учиться", т.е. запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу.

   Основное  психологическое различие игровой  и учебной деятельности состоит  в том, что игровая деятельность является свободной - ребенок играет тогда, когда он хочет играть. Сюжеты для игр он выбирает сам из окружающей жизни. Ребенок действует в соответствии со своим желанием и самостоятельно.

   Напротив, на этапе подготовки к школе, организуемой в старших группах детских  садов, учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он становится обязанным делать то, что ему не всегда хочется делать; он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке. Словом, учебная деятельность уде в детском саду основана на развитых навыках произвольного поведения ребенка.

   Следует отметить также и то, что собственно переход ребенка то игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы "навязано " ему сверху, от взрослых. Этот переход общественно задан для ребенка и - хочет он или не хочет, готов иди не готов, - он обязан и вынужден сменить свои занятия, и, по существу, "способ жизни".

   В-третьих, психологи отмечают, что важным фактором психологической адаптации ребенка  к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Дети, которых с самого начала «не полюбили» учителя начальных классов, впоследствии плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам.

   Успешность  адаптации ребенка к школе  зависит также и от того, насколько  прочно он смог утвердить свою позицию  в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий  и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя и посредственно.

   Семейная  ситуация, в которой оказывается  ребенок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфортная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается и на его успеваемости.

    В-четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает  проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизации вялых и пассивных детей. Учитель стремится сформировать некий оптимальный уровень активности ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации. Если ребенок характеризуется слабым развитием "комплекса произвольности", он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость. Для таких детей идти в школу со временем становится своеобразной "пыткой", и они начинают всячески увиливать от этого, пропускают уроки, придумывают разные болезни.

    Следует отметить, что дети, которые с самого начала учатся плохо, рассеянны и расторможены, в подавляющем большинстве случаев (87%) остаются "двоечниками" или "троечниками" до конца школьного обучения. Причин здесь несколько. В должной степени не осваивается учебный материал, и дети не могут перейти к новому материалу ("педагогическая запущенность"). Кроме этого, для большинства учителей такой ребенок является неуспевающим, и впоследствии чрезвычайно трудно, а порой и просто невозможно преодолеть данный психологический стереотип отношения.

    И последнее. С началом обучения в  школе у 67-69% неподготовленных детей  возникают специфические невротические  реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети боятся учителя, испытывают страх  перед выходом к доске для ответа, они боятся низких отметок, унижения, боятся оказаться несостоятельными (кто-то умнее, а кто-то глупее), опоздать на урок.

    Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно, включиться в учебно-воспитательный процесс'? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовывать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. Необходимо развивать "комплекс произвольности" - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

    Игровые методы развивающего и психокоррекционного  характера обязательно должны быть введены в старших группах детских садов и начальных классах школ. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического "фона" для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности. 

Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

  • создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
  • повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Решение этих задач  предполагает взаимную адаптацию ребенка, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.

Поставленные  задачи реализуются посредством  осуществления следующих направлений  работы, обеспечивающих процесс адаптации  детей к новым социальным условиям.

  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое консультирование;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).
 

2. Содержание образовательной  программы 

Структура проекта:

Программа состоит из трех блоков и предполагает работу в каждом из них по трем основным направлениям: диагностическое; 
информационно-просветительское;  
коррекционно-развивающее.

Блок Учитель

Цель: оказание комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

  1. Повышение психологической компетентности педагогов.
  2. Создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации.
  3. Выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
  4. Формирование комфортной образовательной среды.
  5. Индивидуальное консультирование.

Консультирование  и просвещение педагогов, предполагающее как собственно психологическое консультирование по запросам, так и совместную психолого-педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам. Отдельный аспект – консультирование педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации. 

Блок  “Родитель”

Цель: повышение уровня психолого-педагогическое компетенции родителей.

Задачи:

  1. Повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
  2. Создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями.
  3. Принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.
  4. Формирование комфортной образовательной среды.
  5. Выступления на родительских собраниях по темам:

- “Мой ребенок  первоклассник” (психологическая готовность родителей к обучению ребенка в школе);

- “Первый раз  в первый класс” (по итогам диагностики);

  • Диагностика – “уровень адаптации моего ребенка к школе”;
  • Индивидуальное консультирование (по запросу) родителей первоклассников по итогам диагностики и коррекционно- развивающей работы.

Блок  “Первоклассник”

Информация о работе Адаптация первоклассников