Анализ конфликта в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Содержание

Введение 3
1. Сущность конфликта 4
2. Описание события 4
3. Анализ конфликта 5
4. Пути решения конфликта 7
Заключение 8
Список использованной литературы: 9

Работа содержит 1 файл

Конфликтология! контрольная.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сибирская Академия Государственной Службы

(ФГОУ  ВПО СибАГС)

Кафедра управления персоналом 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: «Конфликтология»

На тему: «Анализ конфликта в организации» 
 

Выполнила: студентка 3 курса гр.7116

Копытова  О.Э.

Проверила: Ступак И.М.

Преподаватель кафедры 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2010

 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти  все в них  участвуют. Если в конкурентных  процессах  соперники  просто  пытаются  опередить  друг друга, быть лучше, то при конфликте  делаются  попытки  навязать  противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В  связи  с этим  под  конфликтом  понимают  попытку  достижения  вознаграждения   путем подчинения,  навязывания  своей  воли,   удаления   или   даже  уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения  Отдельные  убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия  на  противника, создание  каолиций  для  обьединения  усилий  в  борьбе  -  это  всего  лишь некоторые проявления социальных конфликтов.

     Во  многих  случаях  крайних  проявлений  социальных   конфликтов   их результатом  становится  полное  уничтожение   противника   (например,   Рим уничтожил  Карфаген  или  американские  переселенцы   практически   перебили некоторые  племена  североамериканских  индейцев,  враждующих  с  ними).   В конфликтах с менее насильственной формой  основная  цель  враждующих  сторон состоит  в  отстранении  противников  от   эффективной   конкуренции   путем ограничения  их  ресурсов,  свободы  маневра,  в  снижении  их  статуса  или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями  в  случае  победы последних может привести к понижению руководителя в  должности,  ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению  престижа  и,  наконец,  к  его уходу из коллектива.

     Конфликты между индивидами чаще всего основаны  на  эмоциях  и  личной неприязни, в то  время  как  межгрупповой  конфликт  обычно  носит  безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

     Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется  тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е.  каждое  агрессивное  действие приводит к ответному действию или  возмездию,  причем  более  сильному,  чем первоначальное.

     Конфликт  обостряется и охватывает  все больше  людей.  Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости  в  отношении  своих противников.   Жестокость   в   социальном   конфликте    иногда    ошибочно приписывается садизму и природным  задаткам  людей,  однако  чаще  всего  ее совершают обычные люди, попавшие в  экстраординарные  ситуации.  Конфликтные процессы могут заставить людей  играть  роли,  в  которых  они  должны  быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые  люди)  на  территории противника не щадят мирное население,  или  в  ходе  межнациональной  вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

     Трудности, возникающие при гашении и  локализации  конфликтов,  требуют тщательного анализа всего конфликта, установления  его  возможных  причин  и последствий.

1. Сущность конфликта

 

       Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

       Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяется конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

       По  статистическим данным, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

       Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

       Коварная суть конфликтогенов в том, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

       Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.

       Однако, сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" - их, так называемая, эскалация.

       Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в  наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто  максимально сильным среди всех возможных.

       Общая схема процесса "обмена любезностями" очень проста. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

       Конечно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. Однако, в наше время число желающих "подставить другую щеку" не множится.

2. Описание события

 

       Урок  шел как обычно. Учительница по черчению приступила к объяснению. Вдруг она услышала позади себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила, что это сделал С., и, не задумываясь, строго сказала, чтобы он прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока. Учительница продолжила свое объяснение, но скрип возобновился. Тогда учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание.

       Особенностями С. были озорливость, наглость, глупость, трусливость. Поскольку замечание было записано, С. стал скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Еле сдерживаясь, она стала кричать, что удалит его с урока.

       С. не только не вышел из класса, а еще  больше продолжал препираться, тогда  учительница хлопнула журналом и  села за стол. Но это никак не подействовало, ни на С., ни на класс. Прозвенел звонок, и со слезами на глазах учительница ушла из класса.

3. Анализ конфликта

 

     Участники конфликта: 1 сторона – учительница, 2 сторона – ученик С..

     Причины конфликта:

  • Педагогически неграмотные действия учительницы;
  • Нежелательные поступки ученика С.;
  • Конфронтация сторон;
  • Желание победы у сторон.
 

     Конфликт  легче пpедупpедить, чем pазpешить. Задачей  учителя было - предупредить возникновение  конфликтной ситуации.

     Компоненты  конфликта:

  • Эмоциональный компонент – человеческая реакция на происходящее. Обе стороны конфликта реагируют на происходящее, нет игнорирования ситуации.
  • Когнитивный компонент – связан с особенностями мышления каждой из сторон, каждая сторона имеет свои ценности и суждения по сложившейся ситуации.

     На мой взгляд, объект конфликта – это то, что вызвало конфликтную ситуацию, - учебная работа. Инцидент – первое действие, которое осуществляет сторона для победы. В данном случае это то, что учительница записала замечание в дневнике С..

     Социальная  психология в динамике конфликта pазличает четыре этапа:

    1. возникновение объективных пpотивоpечий (учительница объясняет урок, а ученик мешает);
    2. осознание конфликтной ситуации (учительница сделала первое замечание, но ученик не отреагировал);
    3. переход к конфликтным действиям (учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание);
    4. pазpешение конфликта (возможно несколько вариантов: либо решение конфликта, либо перерастание настоящего в другой).

     На  мой взгляд, этот конфликт можно отнести к такому закону динамики как «Эскалация конфликта». Решение здесь будет найдено, как только обе стороны придут к взаимному пониманию.

Заинтересованные  стороны:

     Заинтересованные  стороны конфликта (прямые участники  конфликта; косвенные, которые по той  или иной причины были замешаны в конфликте). А также люди, чьи интересы данный вопрос затрагивает.

     В данном случае заинтересованными сторонами  являются:

  • Остальные учителя;
  • Директор;
  • Классный руководитель;
  • Ученики этого класса.
 

Типология конфликта:

1) стороны  конфликта: конфликт между личностями.

2) характер  потребностей, ущемление которых вызвало конфликт: статусно-ролевые (т.к. С. считает, что учительница, позволяет себе записывать замечания, безосновательно).

3) направленность  конфликта: вертикальный — между подчиненным (учеником С.) и начальством (учительница по черчению).

4) временные  параметры конфликта: сам по себе конфликт можно отнести к кратковременному, т.к. проблема конфликта легко решаема (учительница молодая и ранее конфликтов не было)

5) результативность  конфликтов: можно предположить, что тип конфликта – конструктивный (группа, где он происходит, сохранит свою целостность, а отношения между членами группы будут носить характер сотрудничества).

4. Пути решения конфликта

 

     Существует  несколько путей решения этого конфликта:

  • Разрешение (стороны сами завершат конфликт);
  • Урегулирование (в конфликт вмешается 3 сторона, например, классный руководитель или родители ученика, и с его помощью ситуация будет урегулирована);

     Этапы завершения конфликта:

  • Справиться с эмоциями (в первую очередь со стороны учительницы);
  • Анализ конфликта с выяснением его причин и особенностей;
  • Составить карту интересов, в которой отразить все факторы, требующие решений;
  • Разработать альтернативные решения по данной проблеме.
 

     Методы  реализации этапов.

     По  направленности: на обе стороны.

       По содержанию: социально-психологические

       По особенностям применения: организационные  мероприятия.

       По привлечению профессионалов: своими силами (обе стороны + директор; без привлечения специалистов). 

     Чтобы исчерпать конфликт нужно время, чтобы эмоциональное состояние пришло в норму, а затем поговорить учительнице и ученику.

     Деятельность учительницы приносит пользу всему классу, а не только С..

Информация о работе Анализ конфликта в организации