Беседа как метод в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:38, доклад

Описание работы

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Работа содержит 1 файл

Беседа как метод психологии.docx

— 14.21 Кб (Скачать)

Беседа как метод психологии

Беседа — это  метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем  в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа —  самый легкий для применения метод. Искусство использования этого  метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно  верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в  этом случае очень низка.

Беседа как метод  психодиагностики имеет некоторые  различия по форме и характеру  организации.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью — это  проводимая по определенному плану  беседа, предполагающая прямой контакт  интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме оно бывает:

свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); 
стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); 
частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей  мере соответствует стандартизованная  форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Определенные трудности  в применении метода беседы возникают  у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное  интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно  сформулированный вопрос. Как уже  говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре  беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

прямые («Ты боишься  грозы?»); 
косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»); 
проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы  помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.

Проводя беседу, очень  важно по отношению к ребенку  занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт; он должен принимать  ребенка таким, каков он есть; своим  отношением он должен дать ребенку  почувствовать атмосферу взаимного  доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; психолог должен тактично и бережно относиться к  позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.


Информация о работе Беседа как метод в психологии