Цели и методы диагностики чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности , отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека стабильную потребностно- мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высоко выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакции: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиваться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев или обида, если любимый человек не оправдал надежд, и т.п.

Содержание

Чувства. Классификация, виды чувств………………….………….стр.4
Чем же отличают чувства от эмоций?.................................................стр.7
Цели диагностики чувств……………………………………………стр.8
Распространённые методы диагностики чувств………………..…стр.11
Физиологические показатели и диагностика эмоций……………..стр.13
Диагностика эмоций с помощью анализа речи……………………стр.17
Системный подход …………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

реферат цели и методы диагностики чувств.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

 

Введение

Чувства. Классификация, виды чувств………………….………….стр.4

Чем же отличают чувства  от эмоций?.................................................стр.7

Цели диагностики чувств……………………………………………стр.8

Распространённые методы диагностики чувств………………..…стр.11

Физиологические показатели и диагностика эмоций……………..стр.13

Диагностика эмоций с помощью анализа речи……………………стр.17

Системный подход …………………………………………………..стр.21

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности , отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека стабильную  потребностно- мотивационную значимость.  Чувства как эмоциональные процессы более высоко выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.

В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакции: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиваться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев или обида, если любимый человек не оправдал надежд, и т.п.

В процессе формирования личности чувства организуют в иерархическую  систему, в которой один из них  занимают ведущее положение, соответствующее  ведущее положение, соответствующее  актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными нереализованными.

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические и т.д.

По степени обобщенности предметного содержания чувства  подразделяют на конкретные (например: любовь к ребенку, произведению искусства), обобщенные ( к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п).

Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т. е. не выражают пристрастное отношение к кому-или чему-либо. Так что же такое, «чувства» какие они бывают и чем же они отличаются от эмоций? 

Классификация, виды чувств

Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях  отражения и деятельности, способность  к слиянию и сочетанию, их приспособительный  характер исключают возможность  простой линейной их классификации.

Чувства различаются по:

- модальности,

- по интенсивности,

- продолжительности,

- глубине,

- осознанности,

- генетическому происхождению,

- сложности,

- условиям возникновения,

- выполняемым функциям,

- воздействию на организм,

- формы своего развития,

- по уровням проявления в строении психического ( высшие-низшие) ,

- по психическим процессам, с которыми они связаны,

- по потребностям,

- по предметному содержанию и направленности,

- по особенностям их выражения, нервному субстрату.

Существующие классификационные  схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Наиболее распространенная классификация  чувств выделяет отдельные их подвиды по видам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе.

Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине.

Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства  подразделяются на конкретные ( например, чувство к ребенку, произведению искусства ) , обобщенные ( чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные ( чувство справедливости, трагического).

Примером эмпирической классификации может служит различение десяти “фундаментальных” эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард). К ним относят следующие: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение. презрение, страх, стыд, вина.

Эмпирически на основе формы непосредственного переживания выделены такие чувства :

  • счастье,

  • самоуважение,

  • любовь, стыд,

  • чувство комического,

  • юмор,

  • ирония,

  • чувство трагического,

  • смятение,

  • раскаяние,

  • страх,

  • обида.

Отсутствие исчерпывающей  классификации чувств объясняется  большим их разнообразием, а также  их исторической изменчивостью.

Чем же отличают чувства  от эмоций?

Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют  два термина— «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. Некоторые психологи также склонны к их отождествлению. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции — различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. Так, например, швейцарский психолог Э. Клапаред писал: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются».

Согласно традициям отечественной  психологии, принято выделять чувства  как особый подкласс эмоциональных  процессов. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства  долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную  эмоцию, а можно быть удовлетворенным  своей профессией, иметь к ней  положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникают как  обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости оттого, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к  нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и  т.д.

Данный пример показывает, что:

  • во-первых, эмоции и чувства — это не одно и то же;
  • во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Доказательством нетождественности  эмоций и чувств является более позднее  появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

Возникновение и проявление эмоций и чувств связаны со сложной комплексной работой коры и подкорковых структур головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Эмоциональные проявления определяются комплексом мозговых структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга, которая связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследователи обнаружили в подкорковых структурах, в гипоталамусе, особые образования, которые были названы центрами удовольствия, страдания, агрессии и успокоения.

Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга  обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций.

 

Цели диагностики  чувств

Настало время когда главная проблема человека – он сам. Теперь нас подстерегают не дикие звери, холод и голод, а скука и депрессия, мысли о самоубийстве, нервные срывы из-за неудач в карьере, неврозы и фобии. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского около 30% россиян, то есть около 50 млн. человек, страдают теми или иными психическими расстройствами. К 2020 г. психические расстройства войдут в пятерку болезней, лидирующих по количеству людских трудопотерь.

Мало того, что тревожность, панические атаки, фобии, сложности  в личностных отношениях, депрессии  сами по себе изрядно портят жизнь, психологические проблемы, могут  перейти в соматические заболевания  или сопровождаться ими. Например, аллергия, астма, гастрит, гипертония, мигрени, весьма часто являются следствием внутренних конфликтов. Как свидетельствует  мировая статистика, до 40% пациентов, которые годами обращаются за помощью  к кардиологам, гастроэнтерологам, гинекологам, урологам и другим специалистам, нуждаются не во врачебной, а в психотерапевтической помощи.

Психологические проблемы стремительно становятся главным бичом западного  мира. Видимо не случайно на рубеже веков  возник психоанализ, как ответ на зреющую потребность. Кто-то должен был заниматься психологическими и эмоциональными проблемами. В мире психоанализ давно занял свое место. Если человек ходит к психоаналитику, никто пальцем на него не показывает. В российской ментальности психоанализ только начинает занимать свое место и пока что наша психологическая культура ужасающе низка. Мы не привыкли видеть в душевных мучениях серьезную проблему, которую можно и нужно решать.

У этой души есть пресловутые  национальные особенности. Например, специфическое  отношение к личной ответственности. Если человек приходит к психоаналитику, подразумевается что он, как минимум, понял, что причины его проблем  в нем самом, а не в окружающих. Для нас это пока что высший пилотаж. Достаточно посмотреть телевизор, чтобы понять, насколько нам не свойственно брать ответственность  на себя. Например, для нас естественно  обвинять во всех бедах правительство. Мол, власть у нас плохая, мастерица  только взятки брать. Но кто выбирает такую власть? Мы обвиняем СМИ в  том, что нам показывают чернуху, но ведь нас никто силой у экрана не держит. Мы своими ушами и глазами создаем рейтинг передачам, которые сами же ругаем.

Также мы относимся и к  психологическим проблемам. Часто  люди обращаются с просьбой "подправить" родственников – сделать так, чтобы сын не грубил, муж не пил, жена не изменяла и так далее. Во всем у нас виноваты окружение, обстоятельства и погода. И только двадцать раз наступив на одни и те же грабли и заметив, что с самыми разными людьми в разных обстоятельствах мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами мы, наконец, догадываемся, что проблема в нас. Чтобы прийти к этому пониманию, обычно требуются годы.

Не последнюю роль играют традиции задушевного общения, которое  обычно происходит в измененном состоянии  сознания, а именно – под градусом. На трезвую же голову, да еще за деньги откровенно говорить о чувствах для  нас пока слишком трудно и непривычно.

Не обходится и без  банальной неосведомленности. Люди не знают и не понимают, зачем  и в каких случаях имеет  смысл обращаться к психоаналитику, чего ожидать от психоанализа, как  он работает и так далее. И никто  доступно и, в то же время, не теряя  сути на эти вопросы не отвечает. Человеку, решившему обратиться к  психоаналитику, негде почерпнуть нужные сведения. Если нет знакомых в психотерапевтической среде, единственным источником информации, не считая "сарафанного радио", могут стать разрозненные и разношерстные  ресурсы Интернета. Что касается литературы, то она либо предназначена  для специалистов и студентов, либо напротив, популярна на уровне избитых банальностей.

Хотелось бы хоть в какой-то степени заполнить этот пробел, попробовать  описать, как работает психоанализ, как это влияет на эмоциональную  сферу и заодно ответить на главные  прагматические вопросы. Как и где  найти психоаналитика? Как отличить профессионала? Что происходит во время анализа? Как и почему личность изменяется в ходе анализа?

Психоанализ показывает, что  не нужно лезть в горы, прыгать  с тарзанки или устраивать сеанс группового секса, чтобы познать себя. Простое откровенное общение требует часто гораздо большей смелости, чем рискованные поступки. Откровенный разговор с матерью или выяснение отношений с отцом – подвиги, о которых мы нередко всю жизнь фантазируем, но так и не можем на них решиться.

Поэтому мы не будем здесь  рассуждать о биографии Фрейда, об Эдиповом комплексе и фаллической  матери. Все эти термины мало что  говорят человеку, не знакомому с  этой сферой. К тому же книг с биографией Фрейда, содержащих рассказы об Эго, супер-Эго и Ид и так предостаточно. Мы же посмотрим на процесс анализа как на встречу и общение двух психик и с этой точки зрения постараемся понять, что же происходит в ходе анализа.

 

Распространённые  методы диагностики чувств

Информация о работе Цели и методы диагностики чувств