Ценностные ориентации современной студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Проблеме развития личности посвящено значительное количество исследований как отечественных, среди которых А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, В.В. Столин, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др., так и зарубежных Э. Эриксон, В. Штерн, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Д. Левинсон, Р. Хейвигхерст и др. психологов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Понятие «ценность» и «ценностные ориентации» в психологической науке 6
1.2. Особенности ценностно-ориентационной направленности студенческой молодежи 18
Выводы: 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1. Понятие «ценность» и «ценностные ориентации» в психологической науке

1.2. Особенности ценностно-ориентационной направленности студенческой молодежи

Выводы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Проблеме развития личности посвящено значительное количество исследований как отечественных, среди которых А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, В.В. Столин, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др., так и зарубежных Э. Эриксон, В. Штерн, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Д. Левинсон, Р. Хейвигхерст и др. психологов.

Один из наиболее продуктивных подходов изучения развития личности разрабатывается в рамках отечественной психологии. В нем развитие личности рассматривается в связи с преобразованием ее смысловой сферы. Одним из структурных компонентов смысловой сферы личности выступает система личностных ценностей.

По мнению многих авторов    Б.Г. Ананьев,   Б.Ф. Ломов,   Б.С. Братусь,

Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др., система личностных ценностей определяет содержание и направленность активности человека. Каждой личности присуща своя система ценностей, структурированная в определенную иерархию. Соответственно в качестве показателя личностного развития можно рассматривать специфику и особенности системы личностных ценностей содержание, направленность, их иерархию. С этих позиций можно предположить, что динамика системы личностных ценностей отражает процесс личностного развития человека.

Достаточно традиционным А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Столин, В.А. Петровский, Ф.Е. Василюк, М. Рокич, Е.И. Головаха и др. является выделение противоречий внутри системы личностных ценностей как основы динамики ценностно-смысловой сферы личности. В противоречии заложена предпосылка изменения системы личностных ценностей и развития личности, которое состоит в устранении этого противоречия, определенной перестройке деятельностей, а вслед за тем - и самой системы личностных ценностей.

Таким образом, проблема развития личности в первую очередь связана с возможными более или менее кардинальными перестройками в системе личностных ценностей. Однако развитие системы личностных ценностей - это не просто процесс принятия новых ценностей или отвержения старых, а процесс, который приводит к перестройкам как внутри самой системы личностных ценностей, так и за ее пределами (в структуре самосознания: в особенностях самоотношения, в планах на будущее). При чем сам этот процесс обусловлен уровнем развития личностной зрелости человека (степени самоактуализации, степени зрелости ценностно-смысловой сферы личности, уровня личностной ориентировки).

Исследование динамики ценностно-смысловой сферы личности является актуальным для разрешения проблем кризисных периодов в жизни человека. Кризис зачастую предполагает нарушение привычных связей с окружающим миром. Человек стоит перед проблемой поиска новых взаимоотношений с миром, но не всякая личность может сама найти оптимальный выход из создавшейся ситуации. Знания об условиях и механизмах развития ценностно-смысловой сферы личности и ее влиянии на деятельную активность человека создают возможность оказания психологической помощи конкретной личности для выхода из создавшейся кризисной ситуации.

Формирование различных структур сознания личности, в том числе и ценностной структуры, в большой степени детерминировано теми соци­ально-экономическими условиями, в которых она осуществляет свою жизнедеятельность. Поэто­му, когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп в целом закономерно трансформируются [8, 11].

Сложившийся в итоге коренных социальных преобразований специфический комплекс соци­ально-экономических, социально-политических, историко-культурных и других условий в Республике Беларусь в 90-х гг. XX в., во-первых, определил новую специ­фику в проявлении системы ценностей и идеалов, норм и стандартов поведения, а, во-вторых, сти­мулировал - на основе нового жизненного опыта личности, переустройства ее жизненных планов, изменения самого характера взаимоотношений с окружающей социальной действительностью (прежде всего с другими людьми) - переоценку личностью системы ее ценностей. Когда трансформируются социально-эконо­мические условия в обществе, то люди с различ­ными личностными характеристиками по-разно­му адаптируются к новой социальной среде, изме­няя свои приоритеты в ценностных ориентациях. Кроме этого, в условиях преобразования общест­ва появляются новые социальные нормы и ценно­сти, правила и образцы социального поведения, преобразовываются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и раз­личные социальные группы в целом начинают ориентироваться, по-другому их оценивать.

Таким образом, все вышесказанное указывает на актуальность темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении ценностных ориентаций современной студенческой молодежи.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

определить понятие «ценность» и «ценностные ориентации» в психологической науке;

показать особенности ценностно-ориентационной направленности молодежи;

провести экспериментальное исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Объектом исследования выступили представители учащейся молодежи (студенты Белорусского государственного педагогического университета).

Предметом – ценностные ориентации студенческой молодежи.

Гипотеза исследования заключается  в предположении о том, что у студенческой молодежи имеется устойчивая подструктура жизненных ценностей, которая в наименьшей степени подвергается изменениям в условиях становления рыночной экономики и социально-экономических трансформаций.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1. Понятие «ценность» и «ценностные ориентации» в психологической науке

Понятие ''ценность'' применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры. Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» встречаются в таких дисциплинах, как философия, социология, психология, педагогика.

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia - «ценность») - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно - ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.

В философии аксиология стала развиваться с начала XX века. Под влиянием аксиологии в 90-е годы XX века в России сложилось понимание ценностных характеристик педагогических явлений. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, выделяются личностные, групповые и социально-педагогические ценности [В.А. Сластенин]. Аксиология теперь рассматривается как основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Гуманистическая ценностная ориентация находится в центре аксиологического мышления [28].

Рассмотрим этимологию категории "ценность". Данное понятие происходит от термина "ценное", означающего нечто положительное.

Понятие «ценность» введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости) [11]. В "Критике практического разума" он показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверного до целостности и системы, поэтому действие по И. Канту невозможно без включения его в структуру должного.

В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что «ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество» [32, c. 49].

Подробная характеристика дается в «Философском словаре» под редакцией И.Т.Фролова: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений» [9, c. 102].

В трудах В.П. Тугаринова содержится следующее определение ценностям: «Ценности суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [31].

По мнению П. Менцера, "ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и в каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» [22].

В наши дни в отечественной педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности следующим образом: «ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей» [28, c.145].

Анализируя философскую и психолого-педагогическую литературу, в которой рассматриваются интересующие нас понятия, можно сделать вывод, что С.Ф. Анисимов [2], В. Момов [22], В.Н. Сагатовский [26], В.П. Тугаринов [31] рассматривают специфику ценностей в форме отражения их возможности для удовлетворения потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности.

Особенно важным, на наш взгляд, является мнение о том, что ценность существует как категория, которая отражает представления человечества о должном и во многом определяет его деяния, что и делает возможным процесс познания ценности.

Способность личности оценивать позволяет рассматривать категорию ценности применительно к различным сферам человеческого бытия. Таким образом, возникает необходимость классификации ценностей, т.е. систематизации их видов.

В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Многообразие ценностей вызывает необходимость в их классификации, в делении их на группы. Это зависит от основания их деления. Автор разделил всё существующее на предметы, свойства и отношения. [31, с.23-44].

Ценности, по утверждению Тугаринова, делятся на:

ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);

ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).

Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности - для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей:

- социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).

Так же Тугаринов не исключает следующее деление ценностей:

наличные (экзистенциальные);

целевые;

нормативные.

Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально - политические и духовные ценности.

В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в психологическом словаре речь идет о трех формах существования ценностей:

во-первых, ценности выступают как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности выступают как общечеловеческие, "вечные" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-исторические (патриарх, равенство, демократия).

во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (эстетических, этических, политических, правовых и др.), и делает ценности познаваемыми.

в-третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения.

С.Ф. Анисимов [2] выделяет:

Информация о работе Ценностные ориентации современной студенческой молодежи