Автор: l*********@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 22:25, творческая работа
Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.
Национальный исследовательский университет
Высшая 
Школа Экономики 
 
 
 
 
 
 
 
Эссе
На тему: 
«Человеческая личность» 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: Хан И.
Группа: 625
Преподаватель: 
Петухова И.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011 год.
Только тогда станешь человеком,
когда научишься видеть человека в другом.
Александр 
Николаевич Радищев 
 
     Человек 
— самое непостижимое явление 
из всего существующего в мире 
и наиболее интересный предмет для 
себя самого. Он представляется существом 
многосторонним, многомерным и сложно 
организованным. Понимание сущности 
человеческой субъективности возможно 
только с позиций целостного, системного 
и историко-эволюционного 
В понятии 
термина человек можно дать несколько 
определений, которые в психологии 
традиционно утвердились как 
три основных категории, отражающие 
три аспекта существования 
Наиболее 
последовательно такое 
     Личность 
— одна из базовых категорий 
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.
     Несмотря 
на то, что личность является центральной 
и обобщающей категорией психологии, 
единого определения этого 
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Подобно 
тому как понятия «индивид» и 
«личность» не тождественны, личность 
и индивидуальность, в свою очередь, 
образуют единство, но не тождество. Способность 
очень быстро «в уме» складывать и 
умножать большие числа, задумчивость, 
привычка грызть ногти и другие особенности 
человека выступают как черты 
его индивидуальности, но не обязательно 
входят в характеристику его личности 
хотя бы потому, что они могут 
быть и не представлены в формах 
деятельности и общения, существенно 
важных для группы, в которую включен 
индивид, обладающий этими чертами. 
Если черты индивидуальности не представлены 
в системе межличностных 
Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристическом походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
     Итак, 
индивидуальность есть только одна из 
сторон личности человека. Поэтому 
выделяя значимую для педагога задачу 
осуществления индивидуального 
подхода к учащимся, который предлагает 
учет их дифференциально - психологических 
особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, 
развитости тех или иных способностей 
и т. п.), необходимо понимать, что 
индивидуальный подход - это всего 
лишь аспект более общего, личностного 
подхода к школьнику, который 
строится на изучении условий и обстоятельств 
включенности подростка или юноши 
(девушки) в систему межиндивидных 
отношений со взрослыми, учителями 
и родителями, со сверстниками обоего 
пола, соучениками и соученицами, 
приятелями на улице и др. Только 
при хорошо налаженном педагогическом 
общении учеников и учителя последнему 
удается выяснить, «как вписывается» 
этот мальчик или эта девочка 
в классный коллектив, какое место 
они занимают в иерархии межиндивидных 
отношений, что побуждает их поступать 
так или иначе, какие изменения 
переживает личность школьника, интегрированная 
в коллективе или вообще не сумевшая 
в нем адаптироваться. При этих 
условиях и реализуется личностный 
подход к школьнику. Только такой 
подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных 
особенностей мышления, воли, памяти, чувств 
школьника, а нацеленный на выявление 
того, как представлен индивид 
в коллективе и как коллектив 
представлен в его личности, может 
рассматриваться как 
На последок хотелось бы сказать что: критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т.е. неповторимый вклад личности в общественное развитие. В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека