Человек и общество. Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:06, лекция

Описание работы

Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален — ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается.

Содержание

1. Понятия «человек», «индивид», «личность»
2. Социологические теории личности
3. Социализация личности
4. Этапы социализации
5. Личность в системе социальных статусов и ролей

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИЯ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ № 15. Человек и общество. Социализация личности

1. Понятия «человек»,  «индивид», «личность» 
2. Социологические теории личности 
3. Социализация личности 
4. Этапы социализации 
5. Личность в системе социальных статусов и ролей

1. Понятия «человек», «индивид», «личность»   

 Первичным агентом  социального взаимодействия и  отношений является личность. Для  того чтобы понять, что же такое  личность, необходимо провести разграничение  понятий «человек», «индивид»,  «личность». 
   Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален — ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность — это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. 
   Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

2. Социологические теории личности  

 В социологии наиболее  известны следующие теории личности. 
   Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект. 
   Психоаналитические теории (З. Фрейд). Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 
   1) бессознательное — ид (природные инстинкты); 
   2) сознание индивида — эго, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 
   3) супер-эго — законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. 
   Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам. 
   Ролевая теория личности. Р Минтон, Р. Мертон, Т Парсонс описывают ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов — предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе. 
   Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. 
   Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

3. Социализация личности  

 Важнейшим видом  социального взаимодействия, в ходе  которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам. Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется двумя путями. 
   Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются таким образом частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде. 
   Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену своего собственного имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они соизмеряют свои действия в соответствии с ожиданиями других. 
   Следовательно, под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др. 
   В ходе социализации реализуются следующие цели: 
   1) взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей; 
   2) сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

4. Этапы социализации  

 Этапы социализации  совпадают (условно) с этапами  возрастного развития индивида: 
   1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения; 
   2) вторичная социализация: 
   а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей; 
   б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения); 
   в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства. 
   Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации — это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

5. Личность в системе социальных статусов и ролей  

 Статус — это  определенное положение человека  в обществе и связанная с  ним совокупность прав и обязанностей. Роль — это динамичная, поведенческая сторона статуса. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. 
   Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации и т. д.). 
   Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью человека. Социальный статус отражается на внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности) и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). 
   Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. 
   Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины, зрелость, старость). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.). 
   Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Это своеобразный магнит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я». 
   Социальный статус означает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. 
   Если статус — это сами функции, права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса. Иными словами, концепция социальной роли проста. Каждый человек в различных группах и коллективах занимает какое-то положение, с которым связаны образцы поведения, и группа ожидает от своих членов, что, занимая данное положение, они будут вести себя в соответствии с этим образцом, определяющим поведение, признанное идеальным. 
   Многообразие социальных ролей, выполняемых нами, становится причиной, порождающей различные явления индивидуальной жизни. Прежде всего, отметим, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность же сочетания социальных функций и ролей выступает как один из аспектов индивидуальной личности, особенностей ее духовных свойств и качеств. Но самое главное — это то, что многообразие ролей порождает внутренние ролевые конфликты личности. 
   Ориентация на две параллельные, противоречащие друг другу социальные роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению. Конфликт ролей выступает непосредственно как борьба мотивов, за каждым из которых стоит представление о желательном, одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функций.

Борьба между  Эросом и Танатосом

В конце работы «Я и Оно» (1923) основатель психоанализа подчеркнул, что в психике человека протекает постоянная борьба между  Эросом и инстинктом смерти. По его  мнению, Я можно представить таким  образом, что оно находится во власти немых, но мощных инстинктов смерти. Эти инстинкты как бы стремятся к достижению покоя и делают все для того, чтобы заставить замолчать Эрос, который является нарушителем спокойствия и подчиняется принципу удовольствия. Но, в свою очередь, Эрос тоже проявляет свою активность, в результате чего противостояние между жизнью и смертью становится неотъемлемой частью человеческого существования.

Дальнейшее  обсуждение этого вопроса нашло  свое отражение в работе Фрейда «Недовольство культурой» (1930), где он показал, что феномен жизни объясняется взаимодействием и противодействием Эроса и инстинкта смерти. Отмечая, что уже в садизме и мазохизме наблюдается смесь эротики и деструктивности, он признал, что многие психоаналитики проглядели повсеместность невротической агрессивности и деструктивности. Следовательно, необходимо исправить данную оплошность и исследовать соответствующие явления применительно не только к отдельному человеку, но и к культуре в целом.

Осуществляя свое исследование, основатель психоанализа отталкивался прежде всего от введенного им в начале 20-х годов предположения о наличии в человеке влечения к смерти и сформулированного им в конце 20-х – начале 30-х годов окончательного положения об инстинкте смерти и агрессивном, деструктивном стремлении. Так, именно в работе «Недовольство культурой» он недвусмысленно высказал свою точку зрения, согласно которой агрессивное стремление является у человека изначальной, самостоятельной инстинктивной предрасположенностью.

В понимании Фрейда, процесс развития культуры стоит на службе у сил Эроса, благодаря либидозной связи которого происходит объединение людей между собой в семьи, племена, народы, нации, человечество. Но, как показывает практика психоанализа и история человечества, этой программе культуры противостоит природный инстинкт агрессивности. Он проявляется, в частности, в той враждебности, которая чаще всего наблюдается среди людей по отношению друг к другу. Агрессивное влечение оказывается главным представителем инстинкта смерти, разделяющего вместе с Эросом власть над существующим миром. С учетом всего этого проясняется и смысл культурного развития.

В целях выживания  человеческого рода культура стремится  всеми силами сдержать и обезвредить  противостоящую ей агрессивность. О том, что при этом происходит, можно судить по аналогии с историей развития индивида, когда он пытается нейтрализовать или обезвредить свое стремление к агрессии. Апеллируя вновь к индивиду, Фрейд обращает внимание на ту загадочность, которая имеет место в этом случае. Речь идет о том, что агрессия интроецируется, то есть переносится извне внутрь индивида, фактически возвращается туда, где она возникла. Перенесенная таким образом внутрь агрессия направляется против собственного Я индивида. Там она перехватывается той инстанцией, являющейся частью Я, которая в психоанализе обозначается как Сверх-Я и олицетворяет собой совесть. Таким образом, та же самая готовность к агрессии, которая использовалась Я против окружающих его людей, теперь используется Сверх-Я непосредственно по отношению к самому Я. У человека возникает сознание вины, обусловленное напряженностью между Сверх-Я и Я, и проявляющееся как потребность в наказании. Тем самым культура преодолевает опасные для окружающих людей агрессивные устремления индивида.

Осмысливая  взаимоотношения между отказом  от удовлетворения влечений, совестью и агрессивностью, Фрейд утверждал, что уже в раннем детстве налагаемые на ребенка первые запреты вызывают у него значительную агрессивность  против тех, кто препятствует удовлетворению его инфантильных влечений. Под воздействием воспитания он вынужден отказываться от удовлетворения своей мстительной агрессии против окружающих его авторитетов, прежде всего против авторитета его собственных родителей. Это осуществляется благодаря механизму идентификации, то есть переносу внешнего авторитета внутрь самого ребенка, что ведет к образованию его Сверх-Я. Тем самым в его распоряжении оказывается вся та агрессия, которую в более раннем возрасте он направлял, как правило, против авторитета отца.

Если посмотреть на соотношение между агрессией  и подавлением влечений в общеисторическом плане, то есть через призму филогенеза, то окажется, что после удовлетворения в агрессии ненависти сыновей  по отношению к праотцу в первобытном  сообществе произошла идентификация Сверх-Я с убитым отцом. Это привело, по мнению Фрейда, к тому, что власть отца как бы перешла к Сверх-Я. Но склонность к агрессии против отца повторялась во всех последующих поколениях, в результате чего у каждого представителя этих поколений сохранилось чувство вины. Оно усиливалось по мере того, как осуществлялись попытки подавления самой агрессии и перенесения ее в Сверх-Я. Отсюда проистекает, как считал основатель психоанализа, роковая неизбежность чувства вины, независимо от того, было ли совершено отцеубийство в реальности, или от него воздержались. Так или иначе, чувство вины возникает в любом случае, поскольку оно является выражением амбивалентного конфликта, вечного противостояния между Эросом и инстинктом разрушительности, инстинктом смерти. По мысли Фрейда, то, что началось с отца в первобытной орде, впоследствии нашло свое завершение в массе людей.

Спустя два  года после написания и публикации работы «Недовольство культурой» Фрейду вновь пришлось обратиться к размышлениям об агрессивности, деструктивности, инстинкте смерти. Дело в том, что летом 1932 года Альберт Эйнштейн, которому было предложено подготовить второй том книги «Открытые письма» (первый том ее был опубликован в 1931 году), послал Фрейду письмо с просьбой принять участие в обсуждении актуальных проблем того времени. В частности, он попросил его высказать свои соображения по поводу того, имеются ли какие-либо пути освобождения человечества от зловещей опасности войны и возможности такого психического развития людей, при котором были бы устранены их ненависть и желание уничтожать друг друга. Фрейд откликнулся на просьбу Эйнштейна и в сентябре того же года написал ему многостраничное письмо, которое известно сегодня под названием «Неизбежна ли война?».

Информация о работе Человек и общество. Социализация личности