Человек как личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:06, реферат

Описание работы

Нам кажется целесообразным обратить внимание на то, что психологи при всем различии взглядов сходятся на том, что личность представляет собой единое целое, составляет единство как в смысле консистенции, интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле консистенции времени (постоянно осознает себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющейся

Работа содержит 1 файл

Человек есть личность в силу того.docx

— 15.35 Кб (Скачать)
 
 

"Человек есть  личность в силу того, что он  сознательно определяет отношение  к окружающему".

(С.Л. Рубинштейн) 

"Личность - это  человек как носитель совокупности  психических свойств и качеств,  определяющих социально-значимые  формы деятельности и поведения".

(Е.В. Шорохова) 

"Понятие личности  обозначает человеческого индивида  как часть общества, обозначает  интегрированые в нем социально-значимые  черты".

(И.С. Кон)  
 

"Личность - субъект  общественного поведения и коммуникации".

(Б.Г. Ананьев)  
 

"Личность - это  индивид, определяющий свою деятельную  позицию ко всему, что его  окружает: к труду, к социальному  строю, к борьбе масс, к задачам  коллектива, к ;судьбе другого человека ".

(П.Е. Кряжев)  
 

"Личность - человек  как носитель сознания".

(К.К. Платонов)  
 

"Личность - человек  как общественный индивидуум, субъект  познания и объективного преобразования  мира, разумное существо, обладающее  речью и способное к трудовой  деятельности

(А.В. Петровский)  
 

"Личность - это  интегрированное понятие, характеризующее  человека в качестве объекта  и субъекта биосоциальных отношений  и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально  неповторимое"

(Б.Д. Парыгин)  
 

     Нам  кажется целесообразным обратить  внимание на то, что психологи  при всем различии взглядов  сходятся на том, что личность  представляет собой единое целое,  составляет единство как в  смысле консистенции, интеграции  психических и соматических процессов,  так и в смысле консистенции  времени (постоянно осознает себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющейся. Мы добавили бы еще сюда  важный признак индивидуальной  самобытности - личность отличается  от других индивидуальными свойствами. Поэтому личностью мы считаем  организованное и организующее  целое (структура) относительно  постоянных свойств (черт) характера,  динамически развивающихся из  врожденных задатков индивида  во взаимодействии с жизненной  средой

     По  этому поводу можно сказать,  что индивидом рождаются, личностью  становятся, индивидуальность доказывают  или отстаивают как собственное  мнение (собственную точку зрения). 
 
 

     Как  всякая организация, психическая  жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных  особенностей психического склада, нужно сказать о типичной структуре  личности и установить, какие  основные компоненты личности  могут подвергнуться изменениям  при гипнозе.

     Первый компонент структуры характеризует направленность личное i и или избирательное и (ношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование здорового образа жизни приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность в этом направлении. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего поведения (увлечения), придавать ему особую общественную и личную значимость, формируя культ здоровья.

     Второй  компонент определяет возможности  личности и включает ту систему  способностей, которая обеспечивает  успех деятельности. Способности  взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом. Так, например, у  А.С. Пушкина доминировало поэтическое  дарование, хотя он проявил  себя и как историк, и как  талантливый рисовальщик. Подчиненная  способность усиливает основную, ведущую способность.

 Очевидно, на характере  соотношения способностей сказывается  структура направленности. В свою  очередь дифференцирование способностей  влияет на избирательность отношения  личности к действительности.

     Третьим  компонентом в структуре личности  является характер, или стиль  поведения человека в социальной  среде. Характер - сложное синтетическое  образование, где в единстве  проявляются содержание и форма  духовной жизни человека. Хотя  характер и не выражает личности  в целом, однако представляет  сложную систему ее свойств,  направленности и воли, интеллектуальных  и эмоциональных качеств, типологических  особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера можно  выделить ведущие свойства. К  ним относятся моральные, эмоциональные  и волевые качества. Вот почему  можно сказать, что морально-волевые  и эмоционально-волевые качества  составляют действенную основу  характера.

     Четвертым  компонентом, надстраивающимся над  всеми остальными, будет система  управления, которая обычно обозначается  понятием "Я". "Я" - образование  самосознания личности, оно осуществляет  саморегуляцию: усиление или ослабление  деятельности, самоконтроль и коррекцию  действий и поступков, предвосхищение  и планирование жизни и деятельности.

     По  мнению Л.П. Гримак, специфические  для гипнотического состояния  процессы затрагивают прежде  всем о область межфункциональных взаимоотношений между "сознательным" и "бессознательным". Активная перестройка взаимоотношений в этой сфере обуславливается комплексом воздействий на гипнотизируемого, призванных изменить его направленность, а если более конкретно, то его установку. Формирование новой установки происходит как в результате неосознаваемых моторно-висцеральных влияний на психическую сферу (соответствующая поза, гиподинамия, ограничение сенсорных раздражителей), так и под воздействием прямых словесных внушений

     "Установка  - писал Д.Н. Узнадзе, - представляет  собой не частичное содержание  сознания, не изолированное психическое  содержание и вступает с ними  во взаимодействия, а некоторое  целостное состояние субъекта, и... это не просто какое-нибудь  определенное частичное содержание

 сознания субъекта, а целостная направленность его  в определенную сторону, на  определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целое, чем какие-нибудь из его отдельных переживаний, - его основная, его изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой

 ему приходится  ставить и решать задачи".

     Теперь  становится понятным, почему психофизиологические  процессы, составляющие сущность  гипнотического воздействия, практически  не изменяет структуру личности  гипнотизируемого Это процессы протекают в качественно ином русле психических явлений и связаны с личностными свойствами человека лишь косвенным образом. Своеобразие формирования установки, в которой реализуется гипнотическое состояние, в целенаправленном перераспределении компонентов сознания в сферу бессознательного и наоборот.

     Данные  литературных источников и экспериментов  показали, что в состоянии гипноза  не происходит значимых изменений  структуры личности. Что же касается  индивидуальных колебаний личностного  профиля в состоянии гипноза,  то они чаще всего имеют  характер положительных корреляций, особенно проявляющихся при психосоматических  заболеваниях.

     В гипнозе  прежняя личность никогда целиком  и полностью не исчезает, не  изменяется, не уступает место  как бы новой личности, поэтому  в судебной практике для раскрытия  преступлений гипноз не применяется.  Как бы мы ни гипнотизировали,  человек контролирует ситуацию. Мы можем сослаться на известное  письмо Э. Тельмана, в которое  описываются тщетные попытки  гестаповцев получить от него  показания в состоянии гипноза.

Информация о работе Человек как личность