Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:57, реферат
В течение многих лет в отечественной психологии мало уделялось внимания проблеме профессионального статуса, развития, активности человека как профессионала. Однако труд является одной из самых важных сторон жизни человека. С помощью труда человек решает не только материальные проблемы, но и вопросы самореализации, личностного роста, творчества, общения, познает свои способности и возможности.
Введение
Понятие субъект труда
Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Периодизация развития субъекта труда в зарубежной психологии
Заключение
Список использованных источников
План:
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
В течение многих лет в отечественной психологии мало уделялось внимания проблеме профессионального статуса, развития, активности человека как профессионала. Однако труд является одной из самых важных сторон жизни человека. С помощью труда человек решает не только материальные проблемы, но и вопросы самореализации, личностного роста, творчества, общения, познает свои способности и возможности.
К
сожалению, в течение многих лет
вопросами профессионального
За
минувшее столетие изменилось понимание
механизма адаптации человека к
профессиональной деятельности. Если
первоначально в системе «
В круг задач психологии труда все более входит изучение закономерностей функционирования работника не только как индивида, как обезличенного субъекта, но и как личности. Все более последовательно обозначается вектор изучения человека как индивидуальности - в настоящем пока еще в отношении отдельных профессий. В настоящее время всеми психологами признается проблематичность путей становления человека как субъекта труда, как профессионала.
1. Понятие субъект труда
В
понятии “субъект труда” подчеркивается
роль человека как инициатора активности,
зачинателя, творца в его отношениях
к противостоящим ему: объектам предметной
и социальной среды, внутреннего (душевного)
и внешнего мира. Такое понимание
соответствует трактовке
Активность
психического отображения реальности
находит выражение в
· целей
· систем действий
· внешних и внутренних средств
· условий
· индивидуального стиля
Психическое
отображение реальности проявляется
в том, что человек, обладая характерными
устойчивыми внутренними
· обстоятельства
· самого себя
· свои взаимоотношения с другими людьми
· уклад общественной жизни [2, с. 160].
Объект здесь - “приемник” воздействий (если это социальный объект, то в свою очередь, это объект активный), субъект - их инициатор в системе “субъект - объект” [2, с. 160].
Любому субъекту труда, профессионалу, присущи индивидуальные особенности, поэтому каждый человек:
-стремится максимально использовать свои качества, влияющие на продуктивность деятельности;
-различными
способами преодолевает те
-работает с удовлетворением, эффективно, тогда, когда выработан собственный, присущий ему “почерк” - индивидуальный стиль [2, с. 162].
По мнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » [2, с. 162].
Условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (свойство психики, как известно, - отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь - приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). Благодаря речи и общению с себе подобными, человек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества [2, с. 163].
В контексте психологии труда особое значение придается развитию ориентировки человека в мире профессий. Одним из направлений развития человека как субъекта труда, является формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений, навыков.
Еще одно направление развития человека как субъекта труда - усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия - вербальные и невербальные).
Евгений Александрович Климов очерчивает и некоторые другие направления развития человека как субъекта труда:
-формирование
системы устойчивых личных
-формирование
индивидуального стиля
2. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют
различные периодизации развития человека
как субъекта труда. Одной из самых
известных в отечественной
Допрофессиональное развитие
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2.
Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда
происходит освоение ребенком
“основными смыслами
3.
Стадия овладения учебной
4.
Стадия оптанта «оптации» (
Период
оптации (от 11-12 до 14-18 лет). Эта стадия
подготовки к жизни, к труду, сознательного
и ответственного планирования и
выбора профессионального пути; соответственно
человек находящийся в ситуации
профессионального
Стадия
оптанта завершается
Развитие
в период профессиональной подготовки
и дальнейшего становления
5.
Стадия адепта- это профессиональная
подготовка, которую проходит большинство
выпускников школ. Возрастной период,
охватываемый стадией
6. Стадия адаптанта - вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7.
Стадия интернала - вхождение,
а профессию в качестве
8.
Стадия мастера - работник способен
решать как простые, так и
самые трудные
9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.
Биологический возраст может сказываться на количестве энергии, потенциале работника, что эффективно компенсируется организационными навыками, опытом и профессиональными качествами [2, с. 171].
10.
Стадия наставника - высший уровень
работы любого специалиста.
А.К.Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:
допрофессионализм (человек работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);
суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме»- вершина профессиональных достижений);
непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);
послепрофессионализм
(человек может оказаться «
А.К.Маркова выделяет более конкретные этапы освоения профессии:
1)
адаптация человека к
2)
самоактуализация человека в
профессии (приспособление к
3)
гармонизация человека с
4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уров
5)
этап освоения свободного