Четырехмерная классификация культур Г. Хофштеде

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:53, доклад

Описание работы

В 70 – годы ХХ столетия в теории и практике межкультурной коммуникации засияло имя Гирта Хофштеде, который предпринял попытку измерения культур по нескольким параметрам. В 1979 году он провел широкомасштабное исследование на базе компании IBM, имевшей представительства в 53 странах. В модели Хофштеде статистический анализ ответов на вопросы о ценностных ориентациях людей в разных странах ведется вокруг одних и тех же проблем, но с разными "национальными" решениями

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 17.80 Кб (Скачать)

§ 5. 3. Четырехмерная  классификация культур Г. Хофштеде

 

В 70 – годы ХХ столетия в теории и практике межкультурной коммуникации засияло имя Гирта Хофштеде, который  предпринял попытку измерения культур  по нескольким параметрам. В 1979 году он провел широкомасштабное исследование на базе компании IBM, имевшей представительства в 53 странах. В модели  Хофштеде статистический  анализ ответов на вопросы о ценностных ориентациях людей в разных странах ведется вокруг одних и тех же проблем, но с разными "национальными" решениями в следующих областях:

•  социальное неравенство, включая  отношения с властью;

•  отношения между индивидом  и группой;

•   концепция мужественности и женственности в повелении;

•  то, как люли справляются  с неопределенностью или относящееся  к контролю агрессии и выражению эмоций;

•  восточное и западное представление  о развитии семьи и общества.

Согласно указанным пяти областям изучения национальной культуры, Хофштеде для проведения эмпирических исследований были определены пять измерений культуры. Под категорию измерения попадает определенный аспект культуры или образцы поведения, концентрирующиеся вокруг решения определенной проблемы и которые могут быть измерены по отношению к другим культурам. Пять измерений соответствуют приведенным выше областям проблем, предлагаемых опрашиваемыми для решения, и получили у Хофштеде следующие названия:

• дистанция власти  (от малой — до большой);

•  коллективизм против индивидуализма;

•  женское начало в культуре против мужеского;

• терпимость к неопределенности (от слабого — к сильному);

• долгосрочность  против  краткосрочности,  или  патернализм (от высокого  к низкому).

Каждый из указанных терминов уже  отдельно изучался  разными социальными  науками. Однако все вместе они представляют собой ''пятимерную" модель измерения различий  между  национальными  культурами.  Хофштеде  ввел балльную  шкалу в каждое  из этих измерений,  что позволило ему с  помощью данной  модели дать каждой  из стран  характеристику,  выраженную  количественно.

Основу базы данных исследования Г. Хофштеде составил материал, полученный им в результате  анкетного опроса работников  компании  IBM  в различных странах. База первоначальных данных включала ответы на вопросник от работников, занятых на 72 зарубежных предприятиях, занимающих 38 разных должностей, говорящих на 20  языках.  Всего было получено  116 тыс. вопросников,  включающих свыше  100  стандартных вопросов  каждый.

Статистический  анализ был проведен  Г. Хофштеде  по данным  из  53 стран.  Полученные в ходе опроса ответы были расположены  на пятибалльной шкале (1,2, 3, 4, 5) и по  ним делался расчет средней (теап),  например, — 3,43.  Кроме всего прочего, данные были  подвергнуты факторному и  корреляционному анализу. На основе средней величины по каждому измерению вычислялся свой индекс или показатель:  из  средней  величины  вычиталась  цифра  3,  полученный  результат умножался на 25  (или  20 — в случае с измерением «мужское / женское начало в культуре») и к нему добавлялась цифра 50. Таким образом,  индексу придавалось измерение по шкале от 0 до 100 баллов. Так, если измерялась дистанция власти, то малая дистанция власти соответствовала одному количеству баллов, большая — другому.  Одной из  целей перехода к 100-балльной  шкале с помощью указанной формулы заключается, по мнению Г. Хофштеде, в том, что каждая отмеченная позиция вопросника получает равный вес в вычислении индексов/показателей культуры.

 Четыре  параметра, по которым культуры  отличаются одна от другой, являются  основными в исследованиях Г.  Хофштеде: индивидуализм / коллективизм, терпимость к неопределенности, дистанция власти, мужское / женское  начало в культуре. Пятый параметр  – патернализм и краткосрочность  / долгосрочность отношений был  выделен ученым позже.1

Согласно  Хофштеде, индивидуалистической может  быть названа культура, в которой  индивидуальные цели ее членов не менее, если не более важны, чем групповые. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней  групповые цели превалируют над  индивидуальными.

В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции  сознания и поведения, однако относительно больший крен в сторону индивидуализма характерен для Запада, а в сторону  коллективизма - для Востока и Юга (Африка)2.

Важно отметить, что затем другие исследователи, изучая ценности студентов колледжей  в 21 культуре, также нашли это измерение «индивидуализм / коллективизм». Г. Триандис с коллегами повторил некоторые из результатов Хофштеде еще в 15 культурах и также выявил культурные отличия по этому измерению 3. Таким образом, многие годы исследователи работали с разными опросниками и внутри одной культуры, и в разных культурах, в результате чего на сегодняшний день мы имеем ряд определяющих характеристик этого культурного измерения.

Считается, что индивидуалистические культуры способствуют самореализации их членов.

Согласно  иерархии потребностей А. Маслоу, главная  цель жизни человека - это самореализация4. Каждая личность рассматривается как обладающая индивидуальным набором талантов и возможностей. Реализация этих возможностей рассматривается как высочайшая цель, которой человек должен посвятить свою жизнь. Стремление к самореализации обычно сопровождается субъективным чувством правоты и xopoшего личностного самоощущения.

Ценности  же коллективистских культур можно  проиллюстрировать следующим образом: люди – это не изолированные индивиды, неповторимость и уникальность людей – это вторичный факт. Прежде всего, он (или она) - отдельный представитель народа. Его (или ее) жизнь основана на этом факте экономически, социально и физически. В этой системе групповая деятельность - доминирующая, ответственность разделяется между членами группы, каждый из которых подотчетен коллективу. Гармония и кооперация в группе основаны на коллективной деятельности и ответственности сильнее, чем на индивидуальной.

Считается, что в индивидуалистических культурах  люди заботятся, в первую очередь, о  себе и членах своей семьи. В коллективистских культурах люди принадлежат к  определенным группам, которые, в свою очередь, должны заботиться о них  в обмен

на преданность  членов группы ее интересам.

1 Hofstede G. Culture’s Consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills. 1984

2 См. напр.: Gudykunst W., Kim. Y. Readings on Communicating with Strangers: an approach to intercultural communication. McGrow Hill. Inc.  1992. p. 94-95

3 Triandis H. Culture and Social Behavior. N. Y. 1994

4 Maslow A. H. Motivation and Personality. N. Y. 1970


Информация о работе Четырехмерная классификация культур Г. Хофштеде