Что такое профессиограмма?

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 03:19, доклад

Описание работы

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку. Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Работа содержит 1 файл

Реф Профессиограмма.docx

— 19.92 Кб (Скачать)

       Что такое профессиограмма?

       Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку. Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

       Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • В чем суть данной профессии?
  • Чем конкретно занимается сотрудник?
  • В каких условиях происходит труд?
  • Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
  • Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
  • Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
  • На какие заработки можно рассчитывать?
  • Каковы возможности для карьерного роста?

       Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.  Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем такие, которые построены на основании формальных признаков профессий. Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками: способ мышления; тип личности; предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.

       Каждая  профессиограмма состоит из следующих разделов:

  • Классификационная карточка профессий;
  • Доминирующие виды деятельности;
  • Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности);
  • Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;
  • Области применения профессиональных знаний;
  • История профессии;
  • Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности;
  • Учебные заведения, обучающие данной профессии.

       Знакомство  с разделами профессиограммы начинается с классификационной карточки профессии, в которой в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:

  • наименование профессии;
  • доминирующий способ мышления;
  • область базовых знаний;
  • профессиональная область;
  • межличностное взаимодействие;
  • доминирующий интерес;
  • дополнительный интерес;
  • условия работы.

       Разделы профессиограммы:

  • + доминирующий способ мышления
  • + область базовых знаний и профессиональная область
  • + межличностное взаимодействие
  • + доминирующий и дополнительный интерес
  • + условия работы

       Раздел  профессиограммы - доминирующий способ мышления.

       Практически любая деятельность состоит из различных  проблемных ситуаций, и человеку все  время приходится решать различные  профессиональные задачи: одним людям  лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений; другим - в ситуациях, где нужно предложить что-то новое; третьим предпочтительно  не размышлять, а действовать. В одной  и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные  способы выхода из ситуации, другой - искать причины и анализировать  возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы  мышления, наиболее характерные стратегии  выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует  от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности. Доминирующий, т. е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой  личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему  легче всего, какие житейские  ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются. Все способы  решения профессиональных задач  можно разделить на три больших  класса:

  • приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
  • адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
  • производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

       Раздел  профессиограммы - область базовых знаний и профессиональная область.

       Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый  уровень знаний может быть:

  • высоким (теоретическое знание);
  • средним (практическое использование знаний);
  • низким (знание получено опытным путем, навыки).

       В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:

  • область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
  • область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

       Каждый  человек может сравнить имеющиеся  у него знания с теми, которые  требуются для данной профессии. 

       Раздел  профессиограммы - межличностное взаимодействие.

       В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются  по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку. На этом основании можно выделить следующие типы межличностного взаимодействия:

  • Редкое взаимодействие означает, что человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость.
  • Частое взаимодействие по типу "напротив" означает, что человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими.
  • Частое взаимодействие по типу "рядом" означает, что человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Частое взаимодействие по типу "вместе" означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими.

       Раздел  профессиограммы - доминирующий и дополнительный интерес.

       Интересы  людей разнообразны, и по степени  выраженности интересов всех людей  подразделяют на разные типы личности. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии. В зависимости от доминирующего (т. е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы:

  • Реалистический (практический) тип - любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа.
  • Исследовательский (интеллектуальный) тип - сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога.
  • Социальный тип - активен, общителен, эмоционален, чувствителен.Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник.
  • Конвенциональный (стандартный) тип - усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир).
  • Предпринимательский тип - находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.
  • Артистический тип - высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер).

       Интересы  человека чаще всего невозможно описать  с помощью только одного доминирующего  интереса. Кроме основного при  анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому  в классификационной карточке для  каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом - социальный. 

       Раздел  профессиограммы - условия работы. 

       Профессиональная  деятельность всегда проходит в определенных условиях. В профессиограмме отмечаются два вида условий: работа в помещении или вне помещения, мобильная (подвижная) или сидячая.

Информация о работе Что такое профессиограмма?