Что такое воображение? Виды воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Содержание

1.Что такое воображение? Виды воображения. Почему воображения полимодальные? 2.Исследование внимания с помощью таблиц Шульте.

Модуль № 4.
1.Охарактеризуйте произвольную память. Какая разница между произвольной и непроизвольной памятью ?
2.Классические методы исследования памяти.

Работа содержит 1 файл

контрольная ПЗЗП.docx

— 56.11 Кб (Скачать)

     Ещё одна методика определения кратковременной  памяти разработана Л.С. Мучником и  В.М. Смирновым («Определение индекса  кратковременной памяти»). В первой части предложенного ими теста  задания выполняются по методу Джекобса. Во второй части опыта определяется объём оперативной памяти, для чего испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать результаты сложения. После окончания испытуемый должен воспроизвести все результаты подсчётов. По окончании двух опытов подсчитывается по специальной формуле индекс кратковременной памяти.

     Методика  «Измерение объёма кратковременной  памяти методом определения отсутствующего элемента». Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые  используются в эксперименте. Затем  эти стимулы предъявляются им в случайном порядке. Задача испытуемого  состоит в том, чтобы определить, какой из элементов ряда отсутствует  в предъявленной последовательности. В качестве стимулов для запоминания  могут выступать числовые ряды, слова  и др. В заключении эксперимента делаются выводы об объёме кратковременной памяти.

     Исследование  динамики процессов  заучивания

     Для исследования процесса запоминания  используются следующие классические методики: метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных  ответов, метод антиципации.

     Так, к примеру, при проведении метода заучивания, испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слоги, слова, числа, фигуры и т.п.) до критерия их безошибочного воспроизведения  в любом порядке. Для этого  ряд объектов предъявляют несколько  раз. То количество повторений предъявления ряда объектов для безошибочного  повторения испытуемым является показателем  запоминания. Предлагая испытуемому  повторно воспроизвести график объектов через определённые промежутки времени  можно построить график забывания. Таким образом, метод заучивания позволяет экспериментатору прослеживать динамику процессов запоминания  и забывания материала разного  объёма и содержания.

     Приведём  пример методики «Исследование процесса заучивания». В качестве экспериментального материала здесь выступают не связанные по смыслу слова. Материал представляется слуховым способом. Испытуемому  предлагается ряд из 12 слов с требованием  его заучить до безошибочного  воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд  повторяется спустя 5 с после окончания  воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, то оно записывается в примечаниях к протоколу. Опыт проводится до полного заучивания всего  ряда.

     После окончания опыта экспериментатор  фиксирует в протоколе словесный  отчёт испытуемого о мнемических приёмах, которые он использовал в целях запоминания. В заключении подсчитывается общее количество правильно воспроизведённых слов при каждом повторении, подсчитывается частота воспроизведения каждого слова и подводятся выводы о процессе запоминания.

     Исследование  факторов, влияющих на сохранение материала  в памяти. Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения. Остановимся более подробно на нескольких методиках исследования эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.

     Первая  методика включает в себя три опыта, которые строятся по одинаковой схеме  и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания  материала: в первом опыте предъявляются  связанные между собой слова, во втором - не связанные, в третьем - бессмысленные слоги. Испытуемому  в каждом опыте последовательно  на слух предъявляют три ряда из 4, 6 и 8 элементов с предложением воспроизвести  в том же порядке. Испытуемый должен воспроизвести элементы 4 раза: первый раз непосредственно после предъявления, второй раз после паузы в 15 с., третий раз после перемножения в  уме двух двузначных чисел (гетерогенное отвлечение), четвёртый раз - после  гомогенного отвлечения - запоминания  ряда других объектов (например, ряда слов, слогов и др.). Воспроизведённые элементы экспериментатор фиксирует в  протоколе. После каждого опыта  фиксируются данные словесного отчёта испытуемого и наблюдения экспериментатора. После проведения опыта, при помощи формулы, подсчитывается коэффициент  ретроактивного торможения. По каждому  опыту экспериментатор анализирует  влияние пауз и отвлечений на продуктивность воспроизведения и характер его  ошибок. При сравнении результатов, полученных во всех трёх опытах, оцениваются  различия в воспроизведении связанных  и несвязанных слов, а также  бессмысленных слогов. Также сопоставляется влияние пауз и отвлечений на воспроизведение  материала различной степени  осмысленности.

     Следующая методика принадлежит Ф.Д. Горбову [10, с. 123]. Её целью является выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью. Испытуемому на экране дисплея последовательно со временем экспозиции 2 с предъявляют цифры, перед которыми стоит знак сложения или вычитания. Задача испытуемого складывать (или вычитать в зависимости от стоящего знака) предъявленное число с последним полученным результатом. Сумма (или разность) во всех случаях не превышает 9. полученный результат в каждой пробе испытуемый указывает с помощью мыши на цифровом табло из 10 цифр - от 0 до 9. В ходе эксперимента, неожиданно для испытуемого, перед предъявлением очередной цифры появляется яркая вспышка, которая должна вызвать ретроградную амнезию (разрушение мнемического следа). В опыте 50 представлений, из которых в случайном порядке выбираются 10, которым предшествует яркая вспышка. В процессе обработки результатов выявляются возможные ошибки, носящие характер ретроградной амнезии, т.е. возникающие за счёт стирания последнего результата и замены его предпоследним.

Выводы

     Современные методы исследования памяти человека анализируют и изучают память личности на каждом из основных процессов - на этапе усвоение, сохранения и  воспроизведения информации. Для  исследования различных типов памяти и различных её процессов используются различные методики.

     Так, для исследования непроизвольного  запоминания и условий его  продуктивности может быть использована методика, предложенная И.П. Зинченко. Она направлена на изучение влияния  направленности деятельности на продуктивность запоминания. Методика «Классификация изображений предметов» поможет  выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания.

     «Метод  Джекобса» направлен на исследование объёма кратковременной памяти личности. На основе этой методики построены и другие методы исследования кратковременной памяти личности, например, методика Л.С. Мучника и В.М. Смирнова («Определение индекса кратковременной памяти») и методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента».

     Для исследования динамики процессов заучивания используются в основном классические методики, такие как, например, метод  удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод  антиципации и др.

     Ещё одним важным направление исследования памяти личности является исследование факторов, влияющих на сохранение материала  в памяти. Таких факторов существует множество - род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и др. Для их исследования используются различные методики, например, методика Ф.Д. Горбова, которая направлена на выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью.

     В последние годы в исследованиях  памяти начали применять совершенно новое инструментальное оснащение  экспериментов. Для обеспечения  экспериментального материала, широкого варьирования временных режимов, а также для регистрации различных параметров ответной реакции испытуемых с необходимой точностью используются компьютерные технологии. Использование компьютеров в исследованиях памяти значительно расширяет возможности экспериментатора, а результаты проводимых опытов делает более точными. 
 
 

 
 
 

  
 
 
 
 

 Список литературы:

 

1. Общие основы  психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.  –   576 с.

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

3.  Коршунова Л.С.,  Пружинин  Б.И.  Воображение и рациональность.   Опыт   методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.  В   3 кн. Кн. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.

8.Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

9. Еникеев М.М. Общая психология: Учебник, - М.: 2002.

10. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., Феникс, 1999.

1. В.А. Крутецкий. Психология. М., «Просвещение», 1986г., 336 с. 
3. Учебное пособие. Психология и педагогика. М.-Нсб., ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2001, 174с. 
4. А.Г. Смирнов. Практикум по общей психологии. Изд. Института Психотерапии, М., 2001г., 222с.

1. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. - М., 1964.

2. Грановская  Р. М. Восприятие и модели  памяти. - Л., 1974.

4. Зинченко П.  И. Непроизвольное запоминание. - М., 1981.

5. Ильина М.К.  Психология памяти. - Новосибирск, 2000.

6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. - М., 1978.

7. Лурия А.Р.  Маленькая книжка о большой  памяти. - М.: Издательство московского  университета, 1968. - 88 с.

10. Практикум  по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с. 
 
 
 

Информация о работе Что такое воображение? Виды воображения