Что такое забывание?

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается, прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач.

Работа содержит 1 файл

забывание.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

Что такое забывание?

Забывание —  активный процесс, заключающейся в  потере доступа к запомненному ранее  материалу, в невозможности воспроизвести  или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается, прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.  
При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное ила частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но, спустя некоторое время все же воспроизводит его.

Временное забывание физиологи  объясняют торможением временных  нервных связей, полное забывание  — их распадом. И то и другое —  результат отсутствия подкрепления этих связей в течение меньшего или большего времени. Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. После заучивания, например, в течение первых 10 дней забывание идет быстрее, чем в последующие 10 дней. При осмысленном запоминании забывание материала протекает несравненно медленнее. В некоторых опытах было показано, что и 40-дневный промежуток между заучиванием и воспроизведением порой не давал существенной разницы, если текст носил характер рассуждения, а не описания и должен был воспроизводиться по смыслу, а не текстуально. Но общая закономерность и здесь сказывается: в первые дни и недели (при отсутствии повторения) забывание ведется быстрее, нежели в последующие. Сохранение, конечно, зависит от интереса к, материалу, от положительного отношения к нему, сознания его важности: чем больше это выражено, тем ниже темп забывания. 

Изучение процесса забывания  выявило одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение (особенно обширного материала) обычно бывает не сразу после окончания  заучивания, а через 1—2 дня, когда  материал как бы закрепится в памяти. Такое отсроченное воспроизведение  того, что казалось не закрепившимся  в памяти, называют реминисценцией (от латинского слова, означающего «вспоминание»). Реминисценция чаще встречается  у детей, чем у взрослых, и возникает  в результате отдыха и снятия торможения, вызванного утомлением нервных клеток мозга. Из этого вытекает важная рекомендация: непосредственно перед ответом  или экзаменом загружать свой мозг заучиванием не следует. Гораздо  лучше можно ответить, если закончить  подготовку хотя бы за день. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая забывания или кривая Эббингауза.

Была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного  повторения серии таких слогов забывание  идет вначале очень быстро. Уже  в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно  сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания  необходимо повторение заученного материала.

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения

Если есть два  дня

первое повторение — сразу по окончании чтения;

второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

третье повторение — через 8 часов после второго;

четвертое повторение — через 24 часа после третьего.

Если нужно  помнить очень долго

первое повторение - сразу  после запоминания;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через 1 день после второго;

четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;

пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения.

Эти простые методы интервального повторения позволяет запомнить намного больше нужного материала.

Кроме этого Эббингауз измерял время которое ему требовалось для того чтобы снова 2 раза подряд безошибочно воспроизвести слоги. Ученый хотел знать, во сколько раз повторение быстрее первичного изучения. Оказалось чтобы выучить в первый раз список слогов ему требовалось 1156 сек, а для того чтобы поновить знания только 467 сек. На 1156-467=689 секунд меньше.

Он установил, что осмысленное  запоминания в 9 раз быстрее зазубривания.  
Меньше всего забываются логические последовательности, потом стихи, потом проза. Поэтому лучше запоминать нужный материал в стихах, придумывать рифмы, еще лучше анализировать его, находить связь между составляющими его частями. Спрашивать себя, что здесь общего и что раздельного. 

 

 


Информация о работе Что такое забывание?