Факторы, определяющие авторитет командира в воинском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

В качестве предмета изучения будет выступать совокупность факторов влияющих на уровень авторитета командира в воинском коллективе. В ходе исследования нами были выдвинута гипотеза.
Существует связь между уровнем авторитета и такими показателями как:
Уровень физического развития
Уровень интеллектуального развития
Уровень развития нравственных качеств
Уровень развития организаторских качеств

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава I Теоретическое обоснование сущности авторитета и его критериев………………………..…………………………………………………8
§1 Авторитет как предмет научного исследования………………………..........8
§2 Исследовательская модель изучения авторитета и факторов, влияющих на авторитет………………………………..………………………….……….........24
Глава II Эмпирическое исследование факторов, влияющих на уровень авторитета командира …………………………………………………......……34
§1 Описание замысла исследования …………………...………………….......34
§2 Измерение авторитета и гипотетических факторов……………………….35
§3 Изучение факторов, влияющих на авторитет, методом корреляционного анализа………………………………………………………….………………..54
Практические рекомендации…………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………........65
Литература……………………………………………………………………….66
Приложения……………

Работа содержит 1 файл

факторы определяющие авторитет командира.doc

— 1.34 Мб (Скачать)
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии 

              ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

              Начальник кафедры психологии

              доктор  психологических наук, профессор

              полковник                                  А. Караяни

              «___» ______________ 2009 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

(выпускная  квалификационная работа)

Тема: «ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АВТОРИТЕТ КОМАНДИРА В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» 

АВТОР:                               мл. сержант 5 - го курса 3 – го факультета

                                              Бижанов Кайрат Максотович 

Руководитель:                     преподаватель кафедры психологии

                                              подполковник Назаров Олег Викторович 

Защищена:                                                                                 Оценка:

«___»___________2009г.                                                   «___________» 

Москва  – 2009

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………...…………3

Глава I  Теоретическое обоснование сущности авторитета и его критериев………………………..…………………………………………………8

§1 Авторитет как предмет научного исследования………………………..........8

§2 Исследовательская модель изучения авторитета и факторов, влияющих на авторитет………………………………..………………………….……….........24

Глава II Эмпирическое исследование факторов, влияющих на уровень авторитета командира …………………………………………………......……34

§1 Описание замысла исследования …………………...………………….......34

§2 Измерение авторитета и гипотетических факторов……………………….35

§3 Изучение факторов, влияющих на авторитет, методом корреляционного анализа………………………………………………………….………………..54

Практические  рекомендации…………………………………………………...58

Заключение…………………………………………………………………........65

Литература……………………………………………………………………….66

Приложения……………………………………………………………………...68 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, также проблема авторитета остро значима в современное время особенно в таком социальном институте как армия. За  это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой авторитет руководства считать наиболее эффективным. В условиях воинской деятельности проблема авторитета особо актуальна, так как данный род деятельности предусматривает наличие командирских навыков, особенно у офицера, а в нашем случае звена младших командиров – сержантов.                                                                                                                   На особую важность проблемы авторитета командного состава указывали видные государственные и военные деятели Петр I, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, М.И.Драгомиров, С.О.Макаров, М.В.Фрунзе, М.И.Калинин, Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский и другие.

       Изучение  феномена авторитета проводились не только с точки зрения социальной психологии, но и психологии управления, психологии личности (В.Г.Афанасьев, И.П.Волков, А.В.Воробьев, К.Павлица, Б.Ф.Поршнев, В.Е.Солдатов, Ю.П.Степкин и др.).

       На  современном этапе развития военной  психологии проблемой авторитета в  различных сферах деятельности занимались военные педагоги и психологи  В.К.Луценко, Н.Е.Бойков, Н.Кайзеров, Л.Павлов, А.Першин, ВБдовюк, С.Ильин. В.ВСтрежнев (1965), А.И.Китов (1974), Э.П.Утлик (1975;1996),  Е.С.Алехнович (1978), О.В.Томашко (1978), А.Б.Мерзляк (1980), К.Павлица (1980), В.Н.Климов (1982), В.ПЛазарев (1984), А.Д. Сергодеев (1984), М.Еленяк (1985), Е.Ю.Стрижов (1988), В.В. Бурега (1989), Ю.В.Полевой (1989), В.В.Алёшкин (1990), В.А.Губин (1990), В.В.Зайцев (1990), В.С.Торохтий (1990), М.С. Полянский (1991), В.В.Дударев (1992),

       С.А.Порохин (1992), Р.А.Абдурахманов (1994), А.И.Квасюк (1994), Е.Г.Баранов (1995), С.Л.Кандыбович (1995), В.Ф.Перевалов (1995), В.Т.Доценко(1997).

       За  рубежом данные проблемы разрабатывали  К.Арджирис (с точки зрения авторитарных или аутентичных отношений), Р.Блейк, Дж.Моутон (влияние на стиль руководства  взаимодействия двух ориентаций в деятельности руководителя: ориентации на задачу и ориентации на подчиненных), К.Левин, Р.Липпит, Н.Морзе, Е.Раймер, Р.Уайт (дихотомия стиля принятия решения руководителем), В.Врум, П.Еттон, С.Кер, Т.Митчел, К.Мэрфи, Р.Стогдил, Ф.Фидлер, Р.Хауз, В.Хэлэл, К.Шриэхейм (рассматривали стиль в зависимости от ситуации руководства.      

       Авторитарный стиль руководства остается ведущим в управлении военными подразделениями. Где битва, там и приказ, а где приказ, там и беспощадность к человеку, подчинённому. Командный стиль руководства требовал особых психологических и правовых установок.

       Командир  должен был уметь пользоваться властью  и не имел права высказывать сомнения в безупречности своей линии  поведения. Он  решал, отдавая приказы, никто не должен был возражать. Такова была изначальная «этическая» гамма нашего руководителя со времён революции. Администрирование стало главным методом на годы и десятилетия.

         Многие руководители тяготят к волевым методам, а потому не владеют культурой управления и межличностного общения, отличаличаются низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранной линии руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

       Сейчас  создаются новые, исключительно  благоприятные  возможности для  становления высокорезультативного  авторитетного руководства, что  до недавнего времени сдерживалось, в частности,   слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

       В условиях воинской деятельности проблема авторитета особо актуальна, так как данный род деятельности предусматривает наличие командирских навыков, особенно у офицера. Но до настоящего времени не проводилось полномерных исследований по изучению зависимости авторитета от определенных факторов.

       Исходя  из актуальности данной проблеммы, целью работы выступает изучение факторов влияющих на авторитет командира в воинском коллективе.

       Объект: авторитет младших командиров.

       В качестве предмета изучения будет выступать совокупность факторов влияющих на уровень авторитета командира в воинском коллективе.  В ходе исследования нами были выдвинута гипотеза.

       Существует  связь между уровнем авторитета и такими показателями как:

    1. Уровень физического развития
    2. Уровень интеллектуального развития
    3. Уровень развития нравственных качеств
    4. Уровень развития организаторских качеств

       Исходя  из вышеописанной цели исследования и предмета исследования, задачами работы будут являться:

    1. Обзор теоретических подходов и проблем авторитета
    2. Проведение эмпирического измерения авторитета у курсантов третьего и пятого курса военно-психологического факультета с помощью метода анкетирования.
    3. Проведение эмпирического измерения гипотетических факторов, определяющих уровень авторитета методом социометрии.
    4. Проведение корреляционного анализа для изучения связей между уровнем авторитета и гипотетическими факторами.
    5. Выработка практических рекомендаций для командного состава курсантских подразделений с целью выбора эффективного стиля руководства  на основе проведенного исследования.

       Теоретической значимостью работы будет являться эмпирическое изучение связей между уровнем авторитета и гипотетическими факторами.

       Практическая  значимость работы будет заключаться в составлении практических рекомендаций для командного состава курсантских подразделений с целью повышения уровня авторитета у командира и, следовательно, повышения эффективности в управлении подразделениями.

       Основные  методы исследования:

       В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс методов  исследования: теоретических (анализ литературных источников); эмпирических (наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент). Уровень авторитета у сержантского состава измерялся с помощью проведения анкетирования.  Для измерения гипотетических факторов был применен модульный социотест Анцупова, а также корреляционный анализ, проводимый с использованием программы Microsoft Excel. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  СУЩНОСТИ АВТОРИТЕТА И ЕГО КРИТЕРИЕВ

       §1 Авторитет как предмет научного исследования.

         Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

       Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает  своим трудом, профессиональными  знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.

       Для того чтобы авторитет должности  руководителя сочетался с авторитетом  его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие  функции.

       Мощная  поддержка подчиненных - это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости.

       Авторитет   (нем.  Autorität,  от  лат. Auctoritas  — власть, влияние) — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости,  знания, добродетели. Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. В науке  авторитетами называются люди, которых известность по своей части так прочна, что она служит ручательством истины и непреложности высказанного ими мнения. Поэтому говорится также о вере в авторитет, которая  бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.

       Авторитет возникает, как следствие социальных потребностей и призван обеспечивать эффективную деятельность по их удовлетворению. Общественная ситуация детерминируется состоянием потребностей и интересов социальных слоев, групп, субъектов. Требуются личности с определенными качествами, способных адекватно реагировать на социальные процессы, лучше других понимать цели и задачи. Сущностные силы человека складываются в ходе включения субъекта в процесс социальной деятельности и зависят от общественных отношений. По мнению Л.Н. Когана, сущностные силы человека есть "мера присвоения социальным субъектом общественных отношений, раскрывающаяся в его практически преобразующей деятельности, мерой его социальной активности."3 Уровень и характер развития сущностных сил человека - способностей, знаний, умений, навыков - определяют его реальные возможности направить социальную активность людей на реализацию их интересов и потребностей и тем самым сформировать авторитетные отношения.4

Информация о работе Факторы, определяющие авторитет командира в воинском коллективе