Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72

Работа содержит 1 файл

диплом по психологии.docx

— 164.29 Кб (Скачать)

На заключительной стадии исследования были проанализированы, проинтерпретированы и оформлены  соответствующим образом все  собранные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Результаты исследований

Для начала учащимся необходимо было пройти тест “Удовлетворенность своей жизнью” , состоящий из 15 утверждений, где необходимо было дать только положительый или отрицательный ответ на высказывание. Проведение данного теста необходимо для выяснения удовлетворенности жизни школьников.

По результатам выяснилось, что лишь 11% опрошенных полностью удовлетворены своей жизнью, 73% довольны, хотя существует многое, что 
хотелось бы по возможности изменить и 16% недовольны, существует множество вещей, которые они хотели бы изменить (Рисунок 1).

Хотя в основном школьники  и удовлетворены своей жизнью, всё же тревогу вызывает тот факт, что показатель полной удовлетворенности мало того что очень мал, так ещё и ниже показателя недовольства жизнью.

Рис. 1. Тест “Удовлетворенность своей жизнью”

При проведении теста “шкала субъективного благополучия” ученикам требовалось ответить на 17 вопроссов, используя семибальную шкалу.

При переводе сырых баллов в стандартные оценки, выяснилось что средний балл среди 38 подростков составил 5 – немного ниже среднего балла, однако является стандартным отклонением.

Если же говорить в частности, то средний бал (5) набрала большая часть испытуемых – 39 %, ниже среднего (3,4) -  32%, выше среднего – 28%. Данные показатели являются нормальными, низшего как и высшего баллав при исследовании результатов не наблюдалось. (Рисунок 2)

 

Рисунок 2. Шкала субъективного  благополучия

В ходе теоретического анализа  литературы мы выяснили, что наличие жизненных целей является одной из составляющих субъективного благополучия, поэтому ребятам было предложено пройти «Тест смысложизненных ориентаций», который включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого.

При обработке результатов, стало известно, что средний балл который набрали 38 подростков составил 97,85. Сравнив его по средним и стандартным отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел) выяснилось, что данный балл является средним с допустимым отклонением приблизительно -15.

По результатам трёх тестов можно утверждать, что большинство подростков удовлетворены своей жизнью и имеют средний уровень субъективного благополучия.

Рассмотрим теперь связаны ли степень субъективного благополучия подростков  с их эмоциональным состоянием.

Для проведения анализа показателей  эмоционального здоровья, нами было установлено  процентное соотношение учащихся в  соответствии с уровнями: высоким, средним, низким, по каждому показателю.

Рассмотрим полученные данные по опроснику «Самочувствие. Активность. Настроение». (Таблица 1)

Проанализируем данные по шкале «самочувствие».

Низкий уровень самочувствия характерен для 12(30,2%) испытуемых  принявших  участие в эксперименте. Данная группа подростков описывает  своё самочувствие  как плохое – обессиленное, разбитое, напряжённое, больное, усталое, изнурённое, утомляемое, вялое.

Завышенные показатели по данной шкале составляют по 16 (50%) человек. Данная группа подростков, с завышенными  показателями, оценила своё самочувствие как хорошее; они чувствуют себя сильными, работоспособными, полными  сил, здоровыми, отдохнувшими и т.д.

Средние показатели характерны для 8(19,8%) подростков.

Рассмотрим данные по шкале  «активность», где низкий уровень  активности характерен для 12(30%) человек  из 38 опрошенных. Для них характерны такие характеристики как: пассивность, малоподвижность, медлительность, бездеятельность, равнодушие, желание отдохнуть и  т. Д.

Количество испытуемых со средним уровнем активности составляют 14(36,8%).

Анализируя шкалу «настроение», можно сказать, что преобладает  завышенный уровень настроения 23 (59,3%) подростков. Данные подростки характеризуют  своё настроение как – хорошее: счастливое, жизнерадостное, оптимистичное, весёлое, радостное. Тогда как для 4(10,7%). Завышенные показатели имеют по 12 (33,2%) человек, средний уровень составляют 11 (30%) человек.

Таким образом, анализ эмоционального состояния подростков показал, что  большинство подростков имеют благоприятные  показатели по всем аспектам эмоционального здоровья, а, следовательно, нормальный уровень эмоционального состояния. Лидирующую позицию занимает шкала  «настроение», далее «самочувствие» и на последнем месте «активность».

Сравнивая эти показатели с общим уровнем субъективного  благополучия подростков можно сделать  вывод о том, при нормальном уровне эмоциональном благополучие школьников, их степень субъективного ощущения счастья так же будет нормальной. Исходя из данного утверждения, можно  предположить, что субъективное благополучие подростков зависит от их эмоционального здоровья. Чем выше один из показателей, тем выше будет и другой.

Проверим данную гипотезу, сравнив результаты подростков по тесту: «Удовлетворенность своей жизнью” и опроснику «Самочувствие. Активность. Настроение».

Данное исследование показало, что 8% счастливых и 63% удовлетворенных тем, что имеют детей, имеют завышенный и средний уровень эмоционального здоровья, а 10% недовольных жизнью детей имеют низкий уровень эмоционального здоровья. Таким, образом, наша гипотеза подтвердилась и, следовательно, субъективное благополучие зависит от эмоционального здоровья подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкалы

 

                                   Уровни

Количество (%) испытуемых с различным  уровнем  «Самочувствие. Активность. Настроение»

13-15 лет

1

2

3

Самочувствие

Завышенный

16(50%)

Средний

8(19,8%)

Низкий

12(30,2%)

Активность

Завышенный

12(33,2%)

Средний

14(36,8%)

Низкий

12(30%)

Настроение

Завышенный

23(59,3%)

Средний

11(30%)

Низкий

4(10,7%)





Таблица 1. Показатели эмоционального состояния

Далее объектом изучения послужат факторы субъективного  благополучия подростков. Как показал теоретический анализ субъективного благополучия, социальные, физические, материальные и психические факторы жизни играют особо важную роль в ощущении личностью субъективного счастья.

Для выяснения, какие жизненные факторы являются для подростков наиболее важными, а какие нет, а так же, на сколько они удовлетворены (неудовлетворенны) ими, был составлен опросник, где ребятам было предложено расположить по возрастанию, от самого важного до наиболее незначительного 5 факторов жизни: внешность, материальное положение семьи, успеваемость, отношения со сверстниками, отношения в семье, а затем оценить по пятибалльной шкале степень удовлетворенности этими фактора. По результатам исследования стало известно (Рисунок 3), что по степени удовлетворенности первым фактором является материальное положение семьи, вторым отношения со сверстниками, далее отношения в семье, внешность и успеваемость.

По значимости первое место  учащиеся отдали отношениям в семье, далее идёт материальное положение, успеваемость и внешность разделили  третью позицию и  как не странно, но отношения со сверстниками в списке жизненных ценностей оказались на последнем месте. (Рисунок 3)

Особой связи между  факторами и степенью удовлетворенности  ими не наблюдается. Однако если повести  более детальный анализ можно  сделать выводы.

Семья –  занимает лидирующую позицию не только для подростков, но в и принципе для любого возраста, несмотря на то, что степень удовлетворенности  ею находиться на 3 месте.

Материальное положение  занимает первое место в степени  удовлетворенности и второе в  важности факторов. Удовлетворенность  обуславливается тем, что хотя большинство  из детей уже имело опыт собственного заработка, содержат их всё – таки родители и, судя по высокому коэффициенту, то вполне удовлетворяют потребностям ребенка.

Однако подростки понимают, что без достаточного и стабильного материально дохода их семьи  жизнь станет в  разы труднее, поэтому по значимости данный фактор занимает второе место.

Внешность и успеваемость занимают низкие позиции, как по важности, так и по степени удовлетворенности  ими. Данная группа детей в основном, имеют среднюю и ниже среднего успеваемость, единицы отличников и  хорошистов, поэтому не удивительно, что учёба их не очень волнует. Успеваемость становится приоритетной скорее в старших классах, когда приходит осознание того, что от оценок зависит дальнейшее будущее. Внешность же редко какого подростка устраивает, их тело изменяется в связи с взрослением, на лице так же следы переходного возраста, но, по-видимому, не так уж сильно их это заботит.

Как оказался на последнем  месте фактор отношения со сверстниками? Хотя подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, судя по степени удовлетворенности отношений со сверстниками, дефицита в данном факторе они не испытывают и вероятно поэтому не слишком его ценят.

Рисунок 3. Факторы благополучия подростков

При дальнейшем нашем исследовании разделим подростков на 2 группы: мальчики и девочки и будем уже рассматривать  уровень субъективного благополучия, и факторы, влияющие на ощущение субъективного  счастья в зависимости от половой  принадлежности.

Для этого сравним ответы на все проведенных нами ранее тестов и опросников отдельно для мальчиков и девочек и сделаем соответствующие выводы.

Для начала сравним уровни субъективного благополучия мальчиков  и девочек. Для этого сравним  результаты по тесту “Удовлетворенность своей жизнью”, шкале субъективного благополучия и «Тесту смысложизненных ориентаций».

По результатам сравнения  теста «Удовлетворенность своей  жизнью»  видно, что среди мальчиков  процент дольных и счастливых немного больше, чем у девочек (Рисунок 5), а процент недовольных своей жизнью девочек больше чем у мальчиков (Рисунок 4).

Рисунок 4. Тест “Удовлетворенность своей жизнью (девочки)”

Рисунок 5. Тест “Удовлетворенность своей жизнью (мальчики)”

Проведем исследования по критерию Манна-Уитни. Критерий позволит оценить различия между двумя  выборками по уровню удовлетворенностью жизни мальчиков и девочек подросткового возраста.

Проведем ранжирование наших  данных «в таблице 4».

Подсчет ранговых сумм по выборкам мальчиков и девочек в возрасте от 12-15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Мальчики

 

                      Девочки

Параметры по шкалам(

ранг

Параметры по шкалам(

ранг

   

2

1

2,5

2

   
   

3

3

4

4

   
   

4,5

5

5

6

   
   

5,5

7

7

8

   

8

9

   
   

8,5

10

9

11

   

Сумма

40

Сумма

26


Таблица 2.Критерий Мана-Уитни

Общая сумма рангов 66.

Расчетная сумма рангов показана «в формуле (5)». 

           (5).

N- общее количество ранжируемых наблюдений.

=66

Сформулируем гипотезы:

: Уровень субъективного  благополучия выше у мальчиков  чем у девочек

: Уровень субъективного  благополучия ниже у мальчиков  чем у девочек

Определим эмпирическую величину «по формуле (6)».

(6).

Где 

 

 

 

 

По таблице ΙΙ, приложение 2 из книги Елены Сидоренко «Методы  математической обработки в психологии»[18] определим критическую величину .

=5.

Сравним эмпирическую и критическую  величины

,

Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков