Фазы мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 04:48, реферат

Описание работы

В разных источниках приводятся различные определения термина «мотивация».
мотивация — динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;

Работа содержит 1 файл

фазы мотивации.docx

— 22.93 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Какие фазы мотивации существуют? 

  В разных источниках приводятся различные  определения термина «мотивация».

  • мотивация — динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;
 
  • мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации;
 
  • мотивация — это движущая сила поведения, стремления человека к творчеству.

Многочисленность  определений свидетельствует не только об интересе общества, и в  том числе научных кругов, к  данной тематике, но и о сложности  решения конкретных задач побуждения человека к той или иной деятельности. В связи с этим периодически предпринимаются  попытки обобщить наработанный опыт и представить его в относительно простой и доступной форме  — в виде модели мотивационных  факторов, которая учитывает наиболее важные, по мнению ее автора, факторы.

     Так или иначе, амбиции, соперничество, достижения, карьера, желание и умение выстроить отношения определенным образом, стремление участвовать в  общей деятельности, ожидания, жажда  справедливости, возможность самореализации и многое другое в различной степени  учитываются в ряде моделей мотивации  — схем описания определенных наборов  наиболее типичных вариантов побуждения и соответствующего поведения человека в разнообразных сферах жизни.

     В области менеджмента немалую  популярность приобрела трехфакторная  модель мотиваций Дэвида Мак-Клелланда. В ней выделены три группы мотивирующих потребностей:

1) потребность  в достижениях (успехе);  
2) потребность в причастности;  
3) потребность во власти.

Степень выраженности указанных потребностей у разных людей различная, и обычно одна из них заметно превалирует  над остальными.

     Мотивация буквально означает «то, что вызывает движение». Мотивация – это физиологический  механизм активирования хранящихся в памяти  следов тех внешних  объектов, которые способны удовлетворить  имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению. Иначе  говоря, мотивация -  опредмеченная  потребность,  целенаправленное  поведение. 

     Выделяют  две  фазы мотивации: фазу  детекции  специфического  состояния,  выражающего появление определенного дефицита во  внутренней среде, т.е. возникновение потребности и фазу запуска и реализации  специализированного целенаправленного поведения в отношении тех внешних объектов, которые способны удовлетворить данную потребность. Первая фаза вызывает появление второй. Обе фазы мотивации хорошо вписываются в структуру поведенческого акта П.К. Анохина. Они связаны с различными его стадиями: стадией афферентного синтеза, где ведущая роль принадлежит мотивационному возбуждению, и стадией формирования акцептора результатов действия.

  Аппарат акцептора результатов действия — один из самых интересных в  деятельности мозга и практически  так же универсален и «вездесущ», как обратная афферентация и афферентный синтез. Формирование этого механизма нарушает устоявшееся представление о поступательном ходе возбуждений по центральной нервной системе согласно рефлекторному процессу. Акцептор результатов действия на основе многостороннего механизма афферентного синтеза не является выражением последовательного развития всей цепи явлений поведенческого акта. Он «предвосхищает» афферентные свойства того результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром.

  Акцептор  результатов действия является весьма сложным аппаратом. По сути дела он должен сформировать какие-то тонкие нервные  механизмы, которые позволяют не только прогнозировать признаки необходимого в данный момент результата, но и  сличать их с параметрами реального  результата, информация о которых  приходит к акцептору результатов  действия благодаря обратной афферентации. Именно этот аппарат дает единственную возможность организму исправить ошибку поведения или довести несовершенные поведенческие акты до совершенных. Здесь следует также подчеркнуть, что различного рода «поиски» и компенсации также могут повести к полезному результату через такого рода оценку обратной афферентации. Циркуляторное развитие этих возбуждений при «узнавании» и «поиске» может быть столь быстрым, что каждый блок этой функции, состоящей из компонентов: результат — обратная афферентация — сличение и оценка реальных результатов в акцепторе результатов действия — коррекция — новый результат и т. д., может развиться буквально в доли секунды.

  Особенно  быстро этот процесс протекает в  условиях «сканирования» и «слежения». Факт организации этого аппарата непосредственно после принятия решения был доказан лабораториях как в обычном эксперименте с  условными рефлексами, так и при  помощи тонких электрофизиологических приемов.

   Различным мотивациям присущи  некоторые общие черты:

1. Во  время любой мотивации наблюдается  активация моторной системы.

2. Повышается  тонус симпатической нервной  системы.

3. Повышается  активация афферентных систем.

4. Возрастает  поисковая активность.

5. Активизируется  память.

6. Возникают  субъективные эмоциональные переживания.

     Мотивационное возбуждение, которое  реализуется в поведении, получило  название доминирующей мотивации.  Оно тождественно явлению доминанты  А.А. Ухтомского.

     Эмоциональный  компонент   выполняет  особую  функцию   в  структуре  мотивации.

      Эмоция,  возникающая  в  составе мотивации, играет  важную  роль  в определении  направленности поведения и способов его реализации. Эмоция - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями. Эмоции охватывают широкий круг явлений. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации.

Согласно  этой точке зрения эмоции - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может  стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности  мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. А.Н.Леонтьев различает  три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты - это сильные  и  относительно  кратковременные  эмоциональные  переживания,  сопровождающиеся резко  выраженными двигательными и  висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются  как  биологически  значимыми  факторами,  затрагивающими  его  физическое существование, так  и социальными, например, социальными  оценками, санкциями. Отличительной  особенностью аффектов является то, что  они возникают в ответ на уже  фактически наступившую ситуацию. В  отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся  во внешнем поведении. Они выражают  оценочное  личностное  отношение  к  складывающейся  или  возможной  ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать  ситуации и события, которые реально  еще не наступили. Они возникают  на основе представлений о пережитых  или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов  это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое  обобщение эмоций и связаны с  представлением или идеей о некотором  объекте - конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства  выражают устойчивые эмоциональные  отношения.

     Другие  исследователи четыре фазы мотивационного процесса, связанного с решением мыслительной задачи: 1) начало (иногда говорят об инициации), 2) выбор цели, 3) реализация, с контролем и защитой, 4) завершение.

     Приведём  примеры из конкретных видов деятельности. Возможно ли говорить о существовании таких фаз в операторских действиях? Да, если найти те признаки, по которым можно было бы отличать фазы друг от друга. По-видимому, наиболее ярким признаком для начальной фазы является неопределенность ситуации. Оператор, наблюдая за приборной доской, отмечает: «что-то не так». В привычном слаженном потоке данных происходит какое-то нарушение. Оператор его только почувствует – и сразу возникает и начинает расти неясное ощущение тревоги. Поиск информации и ее анализ приводят к выделению нескольких вариантов дальнейшего развертывания действия. Этим знаменуется вторая фаза. Она заканчивается выбором одного из вариантов. Для этой фазы характерны сомнения, неуверенность по поводу каждого варианта. Но сами варианты уже четко определены.

     В ходе двух первых фаз мотив определяется и приобретает четкую предметную форму. Неясное переживание тревоги, испытываемое оператором, когда он замечает, что «не все ладно», – это и есть состояние мотивации. Мотив пока не определился. Его выделение происходит только в конце второй фазы. Но даже выбранного и предметно определенного мотива недостаточно, чтобы довести действие до конца. Фаза реализации развертывается как волевой процесс, как борьба мотивов. Действие будет закончено, если ведущий действие мотив одержит верх над остальными.

     Заканчивается ли действие с достижением цели? Если оценивать только по событиям, да. Но при рассмотрении действия в качестве более широкого процесса необходимо понять, каким образом оно влияет на другие действия, на деятельность в целом. И здесь мы обращаемся к понятию субъекта - волевого, активного, сознательного. Оператор пытается объяснить причины, которые привели к возникновению и развитию ситуации, определить возможные последствия при выборе других вариантов, он оценивает свои действия и действия товарищей.

     Без понятия субъекта описание каждой фазы действия было бы неполным. В первой фазе начало, ход и результат будут равными для активного, инициативного и для пассивного операторов. Вторая фаза (выбор, оценка, анализ) является подлинной функцией субъекта. Наконец, рассматривая третью фазу, трудно представить борьбу мотивов как чисто автоматический процесс, происходящий без участия сознательного, активного субъекта.

     Отдельные фазы мотивационного процесса мы наблюдали у летчиков, предлагая им специальные задачи. Начальную фазу было легче всего наблюдать с помощью задачи, имитирующей отказ курсовой системы. Штурманы рассматривали карточки с изображением приборов молча, пытаясь понять ситуацию. Сопоставляя показания приборов, она обнаруживали несоответствие в них и отмечали его, но не могли сказать, в чем оно заключается. По мере анализа они начинали высказывать предположения об отказах. Но важно, что за высказыванием об отказе какого-то прибора часто следовали действия, в которых этот прибор учитывался как нормально функционирующий. В задаче требовалось прорисовать фактическую линию пути. Поэтому у нас имелась возможность наблюдать не собственно трудовые действия, а их когнитивный компонент – образ полета, возникающий на основе воспринятых показаний. Но так же ярко обнаруживались свидетельства развернутого мотивационного процесса, аналогично тому, что наблюдается в реальных условиях. Отметим, что действие в экспериментальных условиях не было заранее ограничено по времени, и в этом важное отличие от реальных условий, где действие должно быть втиснуто в тесные временные рамки происходящих событий. Оператор говорит себе: «Успею!» или «Не успею!» На фоне стремления к успеху или страха перед неудачей развертывается мотивация процесса, решение сложной задачи.

     Мотивация процессуальна, проходит определенные стадии, фазы в своем развитии. Ряд учёных среди фаз мотивации выделяются: 1) осознание побуждения личностью; 2) принятие его; 3) реализация мотива в поведении; 4) закрепление мотива в характере человека и его превращение в свойство личности; 5) актуализация потенциального побуждения. В той или иной мере эти фазы характерны и для группового политического поведения, хотя оно не сводится к индивидуальному и включает ряд дополнительных фаз, в частности, связанных с принятием или непринятием группой индивидуальной мотивации, в тех или иных ее формах. 
 
 

Литература 

  1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990
  2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990.
  5. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5.
  6. Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002
  7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997
  8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.

Информация о работе Фазы мотивации