Флирт как коммуникативное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

цель курсового исследования - изучить коммуникативные основы флирта и выявить основные свойства, особенности этого явления, охарактеризовать модели речевого поведения флиртующих.
Для достижения цели исследования предстояло решить комплекс задач:
1. Установить степень разработанности различных аспектов данной темы в научной литературе; определить содержание ключевых понятий, необходимых для результативности исследования и охарактеризовать флирт как коммуникативное явление в повседневном непринужденном и официальном общении современного человека.
2. Проанализировать художественные тексты, реальную речевую практику современного общества с целью определить особенности флирта как коммуникативной модели, его жанровый репертуар и основные типичные ситуации.
3. Осуществить констатирующий эксперимент и провести статическую (аналитическую) обработку результатов экспериментальной работы с целью выявить особенности мотивов флирта анкетируемой аудитории, их опыта в данном виде общения, круга интенций и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Ключевые понятия курсового исследования ……………………………
2. Особенности поведения флиртующих партнеров и типичные речевые ситуации флирта……………………………………………………………………..
3. Экспериментальное исследование. Флирт в молодежной среде……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО «Кузбасская государственная  педагогическая академия»

    Факультет русского языка и литературы

    Кафедра теории и методики обучения русскому языку 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Губарева Анастасия Владимировна

    Флирт как коммуникативное  явление

    Курсовая  работа по риторике

    Специальность 032900 Русский язык и литература 
 
 
 
 
 
 

          Научный руководитель:

    доктор  педагогических наук,

    профессор кафедры теории

    и методике обучения русскому языку

    Вершинина Г.Б.

     (подпись)

    Допущено  к защите:

    Вершинина Г.Б. 

                   (подпись) 

    Работа  защищена в предметной комиссии

     «     »                          2009г.

    С отметкой

    

    Члены комиссии:

    

                                                                (подпись) 
 

                              Новокузнецк – 2009 
Содержание:
 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Ключевые понятия курсового исследования ……………………………

2. Особенности поведения флиртующих партнеров и типичные речевые ситуации флирта……………………………………………………………………..

3. Экспериментальное исследование. Флирт в молодежной среде……………

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список…………………………………………….

Приложение…………………………………………………….......................

 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования

    Динамика  современной жизни требует от человека умения быстро завязывать новые знакомства, сохранять и укреплять их, создавая прочные деловые или личные взаимоотношения. Главным в системе средств, направленных на достижение этих целей, является общение. Коммуникативная практика человека включает разнообразные формы и способы организации речи. Особое место среди них занимает флирт. Исследователи этого явления непринужденного общения определяют его, как любовную речевую игру, форму поведения, направленную на привлечение внимания потенциального партнера. Во время флирта осуществляются особого рода контакты (визуальные, жестовые, ритмико-интонационные, вербальные), цель которых может быть как кратковременной, единичной, так и продолжительной, то есть  иметь характер начала длительного взаимодействия. Таким образом, флиртуя, человек привлекает к себе внимание, добивается желаемого результата, упрощает процесса общения, облачая его в более приятную для участников коммуникации форму. В качестве объекта исследования выбраны ситуации, в которых коммуниканты используют флирт. Предмет курсового исследования – флирт как речевое явление. (Его риторические элементы и способы достижения успешного результата непринужденного общения, факторы, определяющие его уместность в деловом общении).

    Флирт как коммуникативный феномен  рассматривается психологами, социологами, лингвистами. (А. Александрова, Э.Берн, Ш. Вульф, В.П. Глухов, В.В. Дементьев, В. А. Ковшиков, К. Кунц, К. Лемайте, Р.М. Фрумкина, Н.Н. Формановская, П. Хэскелл, А.А. Чекалина, Е. Шацкая). Однако аспектный анализ научных источников показывает, что при широком распространении флирта в обществе он остается недостаточно изученным. Исследование примеров ситуаций флирта из художественной литературы и коммуникативной практики современного общества позволил сформулировать гипотезу нашего исследования. 

    Гипотеза  исследования: флирт с позиции современной лингвистики речи может характеризоваться не только как форма психологического, физиологического взаимодействия людей, но и как особая коммуникативная модель поведение. Исходя из этого, цель курсового исследования - изучить коммуникативные основы флирта и выявить основные свойства, особенности этого явления, охарактеризовать модели речевого поведения флиртующих.

    Для достижения цели исследования предстояло решить комплекс задач:

  1. Установить степень разработанности различных аспектов данной темы в научной литературе; определить содержание ключевых понятий, необходимых для результативности исследования и охарактеризовать флирт как коммуникативное явление в повседневном непринужденном и официальном общении современного человека.
  2. Проанализировать художественные тексты, реальную речевую практику современного общества с целью определить особенности флирта как коммуникативной модели, его жанровый репертуар и основные типичные ситуации.
  3. Осуществить констатирующий эксперимент и провести статическую (аналитическую) обработку результатов экспериментальной работы с целью выявить особенности мотивов флирта анкетируемой аудитории, их опыта в  данном виде общения, круга интенций и др. 

    Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы теоретического и эмпирического исследования:

  1. Теоретический анализ лингвистических, литературоведческих, риторических, психологических и литературно-художественных источников.
  2. Констатирующий эксперимент.
  3. Статистическая (аналитическая) обработка результатов экспериментальной работы.
  4. Наблюдение за реальной речевой практикой современного общества.
 

    1. Ключевые понятия курсового исследования 

    Флирт является одним из важнейших открытий человечества. Ситуации флирта отличаются от других моделей речевого поведения, прежде всего, целями участников ситуаций флирта, особенностями их речи, ролями, коммуникативными тактиками субъекта и объекта любовного общения, сферами использования.

    Для изучения флирта как феномена взаимодействия партнеров в их повседневно-бытовом и деловом общении нам потребовалось решить ряд задач:

  1. Выяснить содержание понятий, связанных с названием, формой взаимодействия людей: общение, непринужденное общение, любовное общение, речевая игра, любовная игра, флирт;
  2. Выявить особенности поведения флиртующих партнеров и типичные речевые ситуации флирта;
  3. Определить особенности флирта в условиях профессионального (делового) сотрудничества (его предмет, объект, цели, средства и другие элементы).

    Анализ  научных работ (А. Александрова, Э.Берн, Ш. Вульф, В.П. Глухов, В.В. Дементьев, В. А. Ковшиков, К. Кунц, К. Романова, Р.М. Фрумкина, Н.Н. Формановская, П. Хэскелл, А.А. Чекалина, Е. Шацкая) позволил нам говорить о том, что общение является одним из важнейших средств взаимодействия людей в современном мире. В процессе коммуникативной практики у людей возникают взаимные оценки, мнения друг о друге, которые могут серьезно повлиять на их дальнейшее общение, взаимоотношения, совместную деятельность и даже совместную жизнь. Люди могут друг другу понравиться, не понравиться, а могут на какое-то время остаться равнодушными друг к другу. В научной литературе отмечается тот факт, что: «Огромное значение имеет первое впечатление о человеке - есть данные, что 90% впечатления о человеке формируется у нас впервые 90 секунд общения с ним. При этом первое впечатление формируется очень быстро и легко, а вот изменяем мы свое мнение о человеке очень неохотно» [13, с.8]. Как видно из приведенного мнения, внимание исследователей интересуют особенные средства общения, благодаря которым можно достигать успешного результата, т.е. цели общения. Таким образом, в данной работе под термином общение мы будем понимать определение, данное Ф. И. Шарковым, о том, что «общение – это межличностное взаимодействие людей, опосредуемое системой общественных отношений как способ существования общественных отношений» [21, с. 197].

    В данной работе нас будет интересовать сфера непринужденного общения. Определение этого понятия в изученных нами источниках  психологами и лингвистами представлено не было. Из словаря под. редакцией Д.Н. Ушакова и Б.М. Волина следует, что  «непринужденность – это естественность, простота в обращении. Излишняя развязность» [14, с. 588]. Исходя из данного высказывания и на основе изученного материала, мы вывели «рабочее» определение термина непринужденное общение.  Непринужденное общение  - это вид коммуникации, отличающийся простотой и естественностью форм речи, выбранных участниками общения, осуществляющийся с целью вызвать у партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентиры и установки, изменить поведение партнера, его психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимым социальным действиям, освоить новую информацию. Таким образом, мы рассматриваем непринужденного общение как вид коммуникации, объединяющий несколько видов общения (выделенных в своей работе Ф. И. Шарковым): убеждающее, экспрессивное, познавательное, суггестивное общение. В данной работе непринужденное общение будет интересовать нас, поскольку только при наличии раскованности в отношении партнеров друг к другу (ее обуславливает непринужденное общения), между ними может возникать более интимный вид коммуникации – любовное общение.  В изученных нами источниках данное понятие литературоведами и психологами не рассматривалось. В словаре под. редакцией Д.Н. Ушакова и Б.М. Волина выделяют следующую особенность любовного общения: «любовное общение отличается от других видов тем, что при естественности, приватности такого вида общения, оно сопровождается особым психологическим состоянием, чувством особой привязанности» [14, с. 108]. В курсовом исследовании мы будем под термином любовное общение понимать вид общения, сопровождающийся особым психологическим состоянием, чувством особой привязанности.

    Наблюдения  над общением людей в типовых  ситуациях привели американского психолога Э.Берна к выводу о том, что во многих случаях разговор людей в таких ситуациях развивается как бы по заранее известному всем участникам плану, и результат такого разговора двух или группы людей тоже достаточно предсказуем. Такие типовые разговоры Э.Берн называл речевыми играми: «Речевая игра – совокупность повторяющихся речевых действий, содержащих скрытую цель – получение некоторого выигрыша или психологического поглаживания» [1, с.25]. В данном курсовом исследовании нас будут интересовать любовные игры, как вид речевых игр. В своих работах Э.Берн выделяет сексуальные игры, как игры направленные на привлечение внимания лиц противоположного пола. Мы предположили в исследовании, что любовные игры, исходя из изученных работ, -  это вид игр, включающий в себя сексуальные игры (то есть они также направлены на привлечение внимания лиц противоположного пола), наполненные любовным смыслом и с интенциями партнеров в данной сфере взаимоотношений. Если вернуться к мнению Стерна о том, что «впечатления о человеке формируется у нас впервые 90 секунд общения с ним. При этом первое впечатление формируется очень быстро и легко, а вот изменяем мы свое мнение о человеке очень неохотно», то в сфере общения (любовного и делового) важным для современного человека становится первое впечатление сделать самым благоприятным и закрепить результат в продолжении коммуникации. В процессе наблюдения за коммуникативной практикой людей и в результате проведенного нами эксперимента удалось выявить, что функцию привлечения и «закрепления» внимания часто исполняет флирт. Он часто используется горожанами, причем в разных сферах, с применением разнообразные методов и приемов общения и поведения. Однако при обилии популярной массовой литературы об этом социально-языковом феномене (П. Хэскелл, Е. Шацкая, Ш. Вульф, К. Кунц, А. Курпатов, Д. Колосов, А. Лесли, К. Романова, Берн Э) и также специальных научных источниках (И. В. Костикова, В. А. Ковшиков, В. П. Глухов, К. Ф. Седов, И. А. Стернин, Д. Н. Ушаков, Н. И. Формановская, Р. М. Фрумкина, Ф. И. Шарков, А. А.Чекалина) единого определения понятию флирт исследователи не дают. С целью прийти к единому пониманию флирта в нашем исследовании, мы составили таблицу «Сопоставительная характеристика определений «Флирт», в которой отразили основные взгляды психологов, литературоведов на это языковое явление и цели, с которым оно используется в коммуникативной практике человека (см. таблицу 1 на стр. ?).

    Как видно из таблицы №1, к 21 веку ни в психологии, ни в лингвистике, ни в других науках не сложилось единого общепризнанного представления о флирте как социокультурном явлении, форме поведении. Исследователи определяют его через совокупность глаголов (кокетничать, угодничать, добиваться расположения, привлекать, соблазнять, порхать и т.д.), через внешние проявления (мимика, телодвижения и т.д.), эмоционально-психические состояния (пресмыкание, легкость, радость, развлечение, игривость, «подобен бабочке»), в разных проявлениях (форма поведения, любовная игра, жанр, искусство, вид отношений, род отношений, либо без конкретного отнесения к какой-либо категории). Однако эти характеристики не объединяются в целое и представляют разрозненные наблюдения ученых. В данном курсовом исследовании мы будем под флиртом подразумевать – особую игровую форму поведения двух или нескольких человек, преследующих цель - привлечение внимания партнера (-ов), использующих специальные приемы, методы и тактики, сопровождающееся особым эмоционально - психологическим состоянием участников коммуникации.

    Делая выводы, можно сказать о том, что  при широком использовании флирта в коммуникативной практике человека, при доступности и многообразности литературы о нем, этот феномен остается не до конца изученным, нет в научных и популярных источника единого представления об этом явлении и соответственно четкой единой системы приемов, методов и т.д.  И как следствие, наблюдая за коммуникативной практикой современного человека – флирт чаще всего спонтанен, а знания в этой области отрывисты и не составляют системы, а взгляды на него стереотипны. В то время как овладение умением флиртовать, поможет строить более успешно не только личные отношения, но и деловые. Американский психолог Пета Хэскелл утверждает в своих работах, что флирт - это также умение хорошо относиться к себе самой и способ сделать свою жизнь ярче и интереснее. 

    2. Особенности поведения флиртующих партнеров и типичные речевые ситуации флирта.

    Мы  предприняли попытку определить, что понимают лингвисты и психологи  под флиртом, выявили специфику ключевых понятий, необходимых для дальнейшего исследования. Поскольку реферативный этап исследования научной литературы показал, что сегодня отсутствует целостная характеристика флирта. Мы попытались самостоятельно на основе наблюдения за коммуникативной практикой человека и данных, представленных в научных источниках, выявить основные модели ситуаций флирта в современном обществе, определить особенности поведения флиртующих участников, тактики их речевого поведения и таким образом представить развернутую картину приемов и методов флирта.

Информация о работе Флирт как коммуникативное явление