Формальное и неформальное лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:34, доклад

Описание работы

Преимущественно лидерство рассматривалось как способность влиять на группу, побуждая ее к достижению групповых целей и, если не противопоставлялось, то четко разграничивалось с руководством менеджера.
Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Эти две формы управления имеют определенное сходство, которое за¬метно уже в самой терминологии. Руководитель — это ведущий за руку, лидер (от англ. leader — ведущий). В то же время эти понятия существенно различаются, так как руководитель в большей мере выражает свои офи¬циальные полномочия в управлении коллективом, а ли¬дер выражает неофициальные тенденции межличност¬ных отношений в группах, хотя иногда эти две формы управления соединяются в одном лице.

Работа содержит 1 файл

Формальное и неформальное лидерство.docx

— 20.90 Кб (Скачать)

    Преимущественно лидерство рассматривалось как  способность влиять на группу, побуждая ее к достижению групповых целей и, если не противопоставлялось, то четко разграничивалось с руководством менеджера.

    Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Эти две формы управления имеют определенное сходство, которое заметно уже в самой терминологии. Руководитель — это ведущий за руку, лидер (от англ. leader — ведущий). В то же время эти понятия существенно различаются, так как руководитель в большей мере выражает свои официальные полномочия в управлении коллективом, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений в группах, хотя иногда эти две формы управления соединяются в одном лице.

    Б. Парыгин выделил  следующие пункты различий лидера и  руководителя (менеджера)1:

  1. лидерство в основном связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, в то время как руководство является средством регулирования отношений в рамках официальной социальной организации;
  2. лидерство представляет собой главным образом феномен микросреды, а руководство — элемент макросреды, отвечающий системе доминирующих в ней социальных отношений:
  3. лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, руководство же представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой сверху деятельности социальных организаций и институтов:
  4. в отличие от лидерства, руководство — это явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов группы;
  5. процесс руководства характеризуется применением гораздо более определенной системы различных санкций, чем это имеет место в лидерстве;
  6. процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства;
  7. деятельность лидера протекает преимущественно в рамках микроструктуры малой группы, сфера же действий руководителя гораздо шире и охватывает различные уровни социальной системы, на которых он, в частности, представляет малую группу:
  8. лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, в то время как руководство — это преимущественно социальная характеристика формальных отношений в группе, прежде всего в плане распределения ролей управления и подчинения.

    Следует отметить также различия этих понятий  в их связи с правовыми полномочиями. Руководство представляет собой процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, который осуществляется руководителем как представителем социального контроля и власти. Руководитель имеет официальные полномочия, назначается и освобождается с должности вышестоящими социальными структурами. Он всегда включен в иерархическую цепочку официальных отношений, начиная с министерства и кончая первичными подразделениями, и в этой цепи он одновременно выступает как руководитель по отношению к нижестоящим и как подчиненный по отношению к вышестоящим. Лидерство — это процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, который осуществляется лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий. Члены группы сами делегируют лидера на его неофициальный пост, оценивая его знания, опыт и личностные качества, но члены группы могут и лишить его этих полномочий без официальных решений, если он не оправдывает их ожиданий.

    При таком подходе подчеркивается разность двух явлений: лидерство выступает как психологический феномен, руководство — как феномен социальный, как регламентированный обществом правовой процесс.

    Исследователи отмечают и известную относительность различий лидерства и руководства, констатируя наличие диалектической взаимосвязи и взаимопроникновения этих феноменов управления2. Так, руководитель может одновременно выступать в роли неформального лидера: лидерство при определенных условиях способно перерасти в официальное руководство. Соединение функций руководителя и лидера характерно для коллектива высшей формы организации группы, поскольку в этих условиях одно и тоже лицо выступает как санкционированный сверху руководитель и как импонирующий, эмоционально привлекательный для всех лидер, если он показывает высокую психологическую совместимость с членами группы. В определенных условиях наблюдается и значительная общность задач, решаемых руководителем и лидером, что сближает содержание реализуемых ими функций. Чем сложнее и ответственнее в социальном плане решаемые группой задачи (деловые, воинские, правоохранительные), тем больше сближение руководителя и лидера. Сходство феноменов руководства и лидерства усматривается и в том, что в каждом из них как бы схватывается «вертикальный срез» соответствующих официальных и неофициальных отношений в группе, представленный позициям доминирования и подчинения.

    Лидерство — это влияние на людей формально равных, а руководство — влияние на людей подчиненных. Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

    Руководителю  требуются официальные полномочия для управления людьми, ему требуется  власть — возможность влиять «сверху» на поведение других людей. Власть может принимать различные формы. Американские ученые Фред Рейвен выделяют:

    1)  власть, основанную на принуждении;

    2)  власть, основанную на вознаграждении;

    3)  экспертная власть (основа на  специальных знаниях, которых  не имеют другие);

    4)  эталонная власть или власть  примера (подчиненные стараются  походить на своего привлекательного  и уважаемого руководителя);

    5)  законную или традиционную власть (один человек подчиняется другому  человеку на основе того, что  они стоят на различных иерархических  ступеньках в организации.

    Наиболее  эффективен вариант, если у руководителя имеются все эти виды власти.

    Некомпетентный  руководитель, как отмечает Диксон:

    1)  не учитывает человеческие ресурсы,  не умеет работать с людьми;

    2)  проявляет консерватизм, придерживается  устаревших взглядов;

    3)  проявляет тенденцию отворачиваться  или пренебрегать информацией,  которая ему непонятна, или  вступает в противоречие с  имеющейся концепцией;

    4)  проявляет тенденцию недооценивать  противников;

    5)  проявляет нерешительность и  тенденцию ухода от ответственности  в принятии решений;

    6)  проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблемы  вопреки очевидным изменившимся  обстоятельствам;

    7)  не способен провести сбор  и проверку информации о проблеме, «войти в сложившуюся ситуацию»,  проявляет тенденцию «обессиливания  при завершении»;

    8)   предрасположен к фронтальным  атакам, верит в грубую силу, а  не в находчивость и дипломатичность;

    9)    неспособен использовать неожиданности;

    10)  проявляет неоправданную готовность  находить «искупительные жертвы»  в случае затруднений;

    11)   предрасположен к подтасовке  фактов и распространению информации  с мотивами, «несовместимыми с  моралью и безопасностью»;

    12)  склонен верить в мистические  силы — судьбу, фатальность неудач  и т. п.

Информация о работе Формальное и неформальное лидерство