Формирование детских страхов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится.

Содержание

Введение 3

1. ПОНЯТИЕ СТРАХА 4

2. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ 6

3. КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 13

Работа содержит 1 файл

конт.работа 4курс.docx

— 33.48 Кб (Скачать)

Областное государственное образовательное  учреждение

Иркутский педагогический колледж №2

Специальность (050144 Д/О)

Контрольная работа

По «Детская психология»

Формирование  детских страхов

Студентки 4 курса 1 группы

Беспрозванных Алены Александровны

2010г.

                                                        Индекс 664533

                                                        Иркутский р-н

                                                        с. Горохово

                                                        ул. Юбилейная

                                                        дом № 5 кв. № 1

                                                        МДОУ ИРМО

                                                        «Гороховский 

                                                        детский сад»

                                                        Должность – 

                                                        Воспитатель

 

 

ПЛАН:

Введение 3

1. ПОНЯТИЕ СТРАХА 4

2. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ 6

3. КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ. 9

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 13

 

Введение

     Детям свойственно чего-то бояться. Еще  бы, ведь их окружает такой большой  мир, незнакомый и неизведанный. Порой  малыша пугает то, что кажется взрослому  совершенным пустяком. Но ни в коем случае нельзя показать ребенку, что  вы относитесь к его боязни несерьезно. Детский страх нельзя высмеивать, но бороться с ним необходимо. Именно в этом случае между вами и малышом  установится взаимное доверие.

      Иногда  приходится видеть детей (а порой  и взрослых), страдающими заиканием, тиками, ночным и дневным энурезом, головными болями, вредными привычками, а также агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы. Что  лежит в основе всех этих, на первый взгляд, разноплановых болезней. Почему долгое лечение порой не дает стопроцентного результата? Все эти болезни лишь следствия, подобные кроне раскидистого дерева, а корень один — страх, заложенный в раннем детстве. Он гложет человека изнутри, из подсознания, не давая возможности  радоваться жизни.

     Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны  ночные кошмары, когда ребенок просыпается  с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с  ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются  выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.

     Во  всех этих случаях речь идет о страхах.

 

  1. ПОНЯТИЕ СТРАХА

       «Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (Спиваковская А.,Т.2, 1999).

     «Страх  – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными  физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях  артериального давления, выделении  желудочного сока» (Захаров А.И., СПб., 2000).

     В самом общем виде эмоции страха возникают  в ответ на действие угрожающего  стимула. Существуют две угрозы, имеющие  универсальный и одновременно фатальный  в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимо крайних выражений  страх всегда подразумевает переживание  какой-либо реальной или воображаемой опасности.

     Понимание опасности, ее осознание формируется  в процессе жизненного опыта и  межличностных отношений, когда  некоторые безразличные для ребенка  раздражители постепенно приобретают  характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении  травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты).

     Гораздо больше распространены внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно  заражают ребенка страхом, подчеркнуто, эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально  воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не гладь – укусит» и т.д. У ребенка возникает реакция  страха, как регулятор его поведения. Если запугивать ребенка «на всякий случай», то он теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. К числу внушенных страхов можно отнести страхи, которые возникают у очень беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеются в его психике.

     Классификация страхов

     Страх условно делится на ситуативный  и личностный.

     Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого  или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

     Личностно обусловленный страх предопределен  характером человека, например, его  повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми  людьми.

     Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

     Страх реальный и воображаемый, острый и  хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

     Несмотря  на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует различать  его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх  кратковременен, обратим, исчезает с  возрастом, не затрагивает глубоко  ценностные ориентации человека, существенно  не влияет на его характер, поведение  и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

 

  1. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

     Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов:

     - наличие страхов у родителей,  главным образом у матери;

     - тревожность в отношении с  ребенком, избыточное предохранение  его от опасности и изоляция  от общения его со сверстниками;

     - излишне ранняя рационализация  чувств ребенка, обусловленная  чрезмерной принципиальностью родителей  или их эмоциональным неприятием детей;

     - большое количество запретов  со стороны родителя того же  пола или полное предоставление  свободы ребенку родителем другого  пола, а также многочисленные  нереализуемые угрозы всех взрослых  в семье;

     - отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

     - конфликтные отношения между  родителями в семье;

     - психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность  детей к тем или иным страхам;

     - психическое заражение страхами  в процессе общения со сверстниками  и взрослыми.

     Итак, мы рассмотрели возрастные страхи, то есть страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития.

     Кроме возрастных существуют невротические  страхи, которые имеют существенные отличия: большая эмоциональная  интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное  заострение; взаимосвязь с другими  невротическими расстройствами и переживаниями (то есть невротические страхи – это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности); избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.

     Невротическими  страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений нередко  на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов  при неврозах является признаком  недостаточной уверенности в  себе, отсутствия адекватной психологической  защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности  в общении со сверстниками.

     Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий у детей с неврозами  и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер и сводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смерти страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии (у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе страхе смерти. В своем невротическом звучании этот страх означает боязнь быть ничем, то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийных бедствий, получить невосполнимое увечье и т.д.

     Чаще  боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения  в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. Поэтому лежащая в основе невроза страха боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем, которые не могут быть разрешены самими детьми. И прежде чем оказывать помощь таким детям, нужно разобраться в их переживаниях.

     Ближе к 7 и особенно к 8 годам при большом  количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии тревожности как определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Все это указывает на возрастающую социальную детерминацию страхов, выражаемых опасением быть не тем, кого любят и уважают, то есть на их социально-психологическую обусловленность. Поэтому страх быть не тем чаще всего встречается не только у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного достоинства, но именно у тех из них кто внутренне ориентирован на социальные нормы и стремится соблюдать их.

     Максимального возрастного развития страх быть не тем достигается в младшем школьном возрасте – от 8 до 11 лет, когда дети втягиваются в учебу, с интересом овладевают новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и переживают по поводу отметок. Если социально опосредованный страх быть не тем возникает уже в старшем дошкольном возрасте, то он, как большое число страхов, будет больше выражен при тревожно-мнительных характерах родителей и соответствующем стиле их отношений с детьми.

Информация о работе Формирование детских страхов