Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при
нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой
Р.И., Серебряковой Н.В. Авторы подробно описывают нарушения лексики у
детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объѐма
активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные
парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации
словаря.

Работа содержит 1 файл

Формирование глагольного словаря.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Формирование глагольного  словаря 

 у детей с  общим недоразвитием речи 

  Смирнова  Т.Н.,   

  МАДОУ д/с №53 «Фиалка» компенсирующего вида  п.Биокомбината, Моск.обл. 

 

1.Особенности развития  глагольной лексики у детей  с ОНР. 

Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при

нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в  работах Лалаевой

Р.И., Серебряковой Н.В. Авторы подробно описывают нарушения  лексики у 

детей с ОНР, отмечая  ограниченность словарного запаса, расхождение  объѐма

активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные

парафазии, несформированность семантических полей, трудности  актуализации

словаря.

Одной из выраженных особенностей речи с ОНР является расхождение в 

объѐме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов,

дошкольники с ОНР  понимают значение многих слов, объѐм  их пассивного

словаря близок к  норме. Однако употребление слов в экспрессивной  речи,

актуализация словаря  вызывают большие затруднения. В  глагольном словаре

преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (спать, мыть,

умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, спать). Слова 

употребляются неточно, в более широком или более  узком понимании 

значений. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определѐнной

ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении  других ситуаций.

Таким образом, понимание  и использование слова носит  ещѐ ситуативный 

характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей  наиболее

распространѐнными являются замены слов, относящихся к одному

семантическому полю.

В заменах глаголов о

использованию глаголов более общего, недифференцированного  значения

(ползѐт – идѐт, воркует – поѐт, чирикает –  поѐт и др.).

Наряду со смешением  слов по родовидовым отношениям наблюдаются и

замены слов на основе других семантических признаков:

 замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-

существительными: открывать – дверь, играть – кукла.

 замена существительных глаголом: лекарство – болеть, самолѐт –

летать, кровать – спать.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

куѐт – молотит                                                        вяжет – шьѐт

гладит утюгом – проводит утюгом                        купает – моет

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять

существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с

другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у

дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры

слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)

Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка

глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких,

например, сериях слов: подбежал, вышел, подошѐл (подошѐл); стоит, растѐт,

сидит (сидит); идѐт, Цветѐт, бежит (идѐт или бежит). Эти данные

свидетельствуют о более значительной несформированности структуры

значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при

группировке глаголов. В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на

какие морфемы опираются дети при выполнении заданий. Исследования

показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и

нарушенным развитием основываются на лексическом (корневом) значении

слова.

использованию глаголов более общего, недифференцированного значения

(ползѐт – идѐт, воркует – поѐт, чирикает –  поѐт и др.).

Наряду со смешением  слов по родовидовым отношениям наблюдаются  и 

замены слов на основе других семантических признаков:

 замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-

существительными: открывать – дверь, играть – кукла.

 замена существительных глаголом: лекарство – болеть, самолѐт –

летать, кровать – спать.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

куѐт – молотит                                                        вяжет – шьѐт

гладит утюгом – проводит утюгом                        купает – моет

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять

существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с

другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у

дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры

слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)

Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка

глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких,

например, сериях слов: подбежал, вышел, подошѐл (подошѐл); стоит, растѐт,

сидит (сидит); идѐт, Цветѐт, бежит (идѐт или бежит). Эти данные

свидетельствуют о более значительной несформированности структуры

значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при

группировке глаголов. В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на

какие морфемы опираются дети при выполнении заданий. Исследования

показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и

нарушенным развитием основываются на лексическом (корневом) значении

слова.

2.Особенности антонимии  и синонимии у детей с ОНР. 

Отношения антонимии и синонимии характеризуют отношения внутри

семантического поля. В связи с этим изучение антонимии и синонимии

позволяет выявить  особенности организации ядра семантического поля,

точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов и 

синонимов требует  достаточного объѐма словаря, сформированности

семантического поля, в которое включено данное слово, умение выделять в

структуре значения слова основной дифференциальный семантический 

признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти 

задания успешно  выполняются лишь при условии  активности процесса поиска

слова противоположного или одинакового значения.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности  в 

подборе антонимов  и синонимов лишь к отдельным  словам, то у дошкольн

позволяет выявить  особенности организации ядра семантического поля,

точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов и 

синонимов требует  достаточного объѐма словаря, сформированности

семантического поля, в которое включено данное слово, умение выделять в 

структуре значения слова основной дифференциальный семантический

признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти 

задания успешно  выполняются лишь при условии  активности процесса поиска

слова противоположного или одинакового значения.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в

подборе антонимов  и синонимов лишь к отдельным  словам, то у дошкольников

с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов  и синонимов к 

преобладающему большинству  слов. Вместо антонимов дети с ОНР  подбирают:

1) слова, семантически близкие предлагаемому антониму той же части

речи (день – вечер, быстро – тихо);

2) слова, семантически  близкие, в том числе и антонимичные,

предполагаемому антониму, но другой части речи;

3) слова-стимулы с  частицей  не- (брать – не брать,  говорить – не

говорить);

4) слова, ситуативно-близкие  исходному слову ( говорить –  петь,

смеяться);

5) формы слова-стимула  (говорить – говорит);

6) слова, связанные  синтагматическими связями со  словами-

стимулами (поднимать  – выше);

7) синонимы (брать – отнимать).

В процессе поиска слова  дети с ОНР часто теряют цель задания,

противопоставляют слова по несущественным, ситуативным  признакам.

Характерной ошибкой  детей с речевой патологией является

воспроизведение слов другой грамматической категории. Одной из сложных

проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии. отказываются от ответа.

Дошкольники с нормальным речевым развитием часто актуализируют 

несколько синонимов  на 1 слово-стимул (боец – солдат, воин, рыцарь), что 

свидетельствует о начале усвоения многозначности.

Дети с ОНР, как  правило, воспроизводят только по одному синониму на

слово-стимул. При  этом наблюдается разнообразный  характер ошибок. Вместо

синонимов дети с  ОНР воспроизводят:

1) семантически близкие  слова, часто ситуативно-сходные(торопиться

– бежать, идти быстро);

2) слова, противоположные  по значению, иногда повторение 

исходного слова  с частицей не- (шагать – не шагать, шагать – стоять);

3) слова близкие  по звучанию;

4) слова, связанные  со словом-стимулом синтагматическими связями

(улица – красивая);

5) формы исходного  слова или родственные слова  (боец – бой);

В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой  патологией

выявляются те же трудности, что и при подборе  антонимов: ограниченность

словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить

Информация о работе Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи