Формирование конструктивного общения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Формирование навыков конструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы специальных тренингов.



За счет повышения социально- коммуникативной активности детей создается «зона ближайшего актуального развития личности», организуется ведущая деятельность через потребность в самореализации, что помогает сделать в детском коллективе атмосферу доверия, взаимопомощи. открытого и доброжелательного общения детей между собой , между детьми и педагогами, облегчая тем самым учебно- воспитательный процесс.

Работа содержит 1 файл

иг.doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Харківський Державний Педагогічний університет ім.Г.С.Сковороди 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВА РОБОТА  
 

                                    на тему:

ФОРМУВАННЯ  КОНСТРУКТИВНОГО СПІЛКУВАННЯ  ДІТЕЙ СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ВІКУ 
 
 
 
 
 

                                                                         Виконала:

                                                                          Слухачка 1 курсу

                                                                         ИПО спеціальності

                                                                         "Психологія"

                                                                          Ткаченко O.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Харків 2007 
 
 

   Формирование навыков конструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы специальных тренингов. 
 

   За  счет повышения социально- коммуникативной  активности детей создается «зона  ближайшего актуального развития личности», организуется ведущая деятельность через потребность в самореализации, что помогает сделать в детском коллективе атмосферу доверия, взаимопомощи. открытого и доброжелательного общения детей между собой , между детьми и педагогами, облегчая тем самым учебно- воспитательный процесс. 

   Объект  исследования: Дети дошкольного возраста

   Предмет исследования: Формирование навыков конструктивного общения

 

   Гипотеза: Использование специальной системы психологических тренингов будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков конструктивного поведения. 

Цель: Доказать эффективность применяемых тренингов/условия эффективности этого подхода, т.е. факторы, содержание/ Выявить факторы, влияющие на формирование конструктивного общения. Определить прогностическую ценность разных подходов формирования конструктивного общения

   Задача/конкретизация  цели/ - Раскрыть сущность понятий, закономерности процесса общения, факторы.

   Актуальность: В связи с тенденцией современного общества к всеобщей глобализации, компьютеризации и содружеству на основе информационных систем/ в истории, культурологи, философии/ процессы конструктивного общения привлекают пристальный интерес. Также наблюдается повышенный интерес к конфликтологии. 

   Предположим, что есть связь между уровнем развития эмпатии и стратегии поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии , тем более часто в конфликте  выбирается  стратегия сотрудничества.

   Степень научной разработки темы исследования- несмотря на то, что понятие «общение» давно используется в понятийно-категориальном аппарате системы психологических знаний, оно еще не в полной мере исследовано.

   Методологическая  основа исследования- являются достижения нескольких смежных научных дисциплин. Среди них в первую очередь надо назвать конфликтологию, социальную психологию, философию.

   В исследовании были использованы методы…

   Научная новизна полученных результатов выявляется в следующих положениях:

   - выделены основные этапы психологического исследования проблемы конструктивного общения. Соответственно выделены основные традиции исследования.

   Научно-теоретическое и практическое значение – полученные результаты способствуют детализации теоретико- методологических представлений о конструктивном общении детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 

                                         

                                                   П Л А Н  

  1. Вступление
 
  1. Раздел

Теоретические основы создания и применения специальной  системы тренингов для формирования навыков конструктивного общения  детей старшего дошкольного возраста. 

    1. Специфика общения детей старшего дошкольного  возраста.
    2. Отличительные особенности  развития психики детей 5-6 лет
    3. Общение как процесс
    4. Развитие личности как части природы, культуры, элемента социума и носителя душевной жизни .Становление ребенка как гражданина на основе базовых воспитательных процессов:

    а) жизнедеятельности

    б) социализации

    в) духовно-морального развития

    г) индивидуализации

   1.5.   Личностно-ориентированный подход

   1.6 Современные воспитательные технологии, направленные на раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка и учет этих особенностей при общении с детьми.

   1.7. Особенности  диагностической  работы с детьми старшего дошкольного  возраста.

   1.8. Ведущий вид деятельности- игра, как основной компонент развития  коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

   1.9 Учет типа темперамента как  проявление индивидуальных особенностей  ребенка- дошкольника при общении

   1.10    Учет новообразований психического  развития ребенка-дошкольника при  составлении коррекционных программ

   1.11. Влияние тренингов как вида  коррекционной работы по формированию  конструктивного общения детей  старшего дошкольного возраста.

   1.12.  Детско-родительские отношения как  фактор развития личности ребенка

   1.13.  Особенности развития социально-эмоциональной сферы личности дошкольника. 

  1. Раздел

Методы  и методология работы с детьми – дошкольниками по формированию конструктивного общения. Диагностическая  работа с дошкольниками. Методы исследования и диагностики конфликтов. 

2.1.Диагностика  психического развития детей-дошкольников 

2.1.1.Особенности  психодиагностики детей – дошкольников

2.1.2. Диагностика эмоциональной, мотивационной  и волевой сфер ребенка- дошкольника.

2.1.3. Диагностика особенностей адаптации  ребенка к детскому коллективу. 

2.2. Типичные проблемы и учет  психологических особенностей ребенка в общении с другими.

2.2.1. Работа психолога с агрессивными  детьми

2.2.2. Работа с гиперактивными детьми.

2.2.3. Работа с застенчивыми и тревожными  детьми

2.2.4. Частные случаи трудностей в  развитии детей-дошкольников.

2.2.5. Социально-эмоциональное неблагополучие  детей-дошкольников

2.2.6. Дитячі острахи

2.3.Воспитание  гуманности как личностного новообразования  ребенка-дошкольника.

«Гуманность- это личностное новообразование, в  котором тесно переплетаются разные компоненты: деловые, эмоциональные, познавательные. В основе- позитивное отношение к себе как личности и к другим людям.» М.И.Лисина 

2.3.1. Репродуктивная аналитическая деятельность  детей с ознакомлением их с  лучшими образцами литературных  произведений и фольклора.

2.3.2.   Игровая деятельность.

2.3.3.   Применение полученных знаний. 

2.4. Возможные причины возникновения  конфликтов и пути их устранения 

2.4.1.Чрезмерная  стыдливость или застенчивость

2.4.2. Психические или физические недостатки

2.4.3. Неумение понятно рассказать о намерениях, своих действиях

2.4.4. Постоянно заниженною оценкою со стороны взрослых или однолеток.

2.4.5. Социально низкий статус родителей

2.4.6. Наличие негативных намерений,  мотивов 

  1. РАЗДЕЛ

Психокоррекция. Ее особенности и методы, формы.(Авторы и направления)Разработка психотренингов по формированию навыков конструктивного общения.

    1. Содержание коррекционной работы психолога с детьми старшего дошкольного возраста
 
      1. Понятие и особенности коррекционной  работы
      2. Предметное обучение как форма коррекционно-развивающей работы
      3. Игры как форма коррекционной работы
      4. Тренинг и психотерапия как формы коррекционно-развивающей работы
      5. Психомоторика
 
    1. Коррекционно-развивающая  работа с детьми- дошкольниками
 

3.2.1.Развитие  и коррекция эмоциональной сферы

3.2.2.Коррекция  сферы межличностных отношений  

IV        РАЗДЕЛ

Выводы  и заключения

Сделаны выводы проведенного исследования, сформулированы основные теоретические результаты работы. Сформулированы некоторые перспектипы  дальнейшего развития темы исследования. 

  
 
 

 

   

                              
 
 
 
 
 
 

                                       Вступ 
 

Поняття «психологічна  допомога» відображає певну реальність, деяку психосоціальну практику, полем  діяльності якої є сукупність питань, ускладнень та проблем, що стосуються психічного життя людини. Вже таке попереднє, хоча й очевидне, припущення вимагає в свою чергу уточнення меж понять «психіка», «психічне». І тут, гадаємо, небезпідставним критерієм може послугувати широко розповсюджене за останнє десятиліття як у вітчизняній, так і в зарубіжній психології уявлення про людину як про трирівневу єдність: фізичну , психоемоційну  и духовну .

 Навіть таке  схематичне членування розуміння людини досить чітко вказує на сферу докладання зусиль, що відображаються слово-поєднанням «психологічна допомога». Очевидно, що галуззю діяльності відповідного спеціаліста є широке коло проблем, які стосуються саме середньої ланки вказаного тричлена: проблеми, у яких відбиваються особливості психічного життя людини як соціальної істоти, рівно як і особливості суспільства, у яких відбивається психологічна специфіка його існування. Логічно тому виходити з такого розуміння психологічної допомоги, яке очевидно випливає з найтверезішого, нехай навіть неодноразово таврованого, але від цього зовсім не позбавленого простодушної привабливості, розуміння, яке зветься здоровим глуздом.

Психологічна допомога є галуззю та способом діяльності, що призначені для сприяння людині й суспільству у вирішенні  широкого кола проблем, породжених душевним життям людини у соціумі. Тому відомо, що розуміння проблематики психологічної допомоги пов'язане з розумінням психіки як такого простору (рівня, способу) людського буття, багатоманітність та багатогранність якого й визначає сукупність проблем у діяльності відповідного фахівця, а саме: міжособистісні стосунки, емоційні внутрішньоособові (як глибинні, так і ситуативні) конфлікти та переживання; проблеми соціалізації (вибір професії, утворення сім'ї, різні форми громадських відправлень), проблеми персоналізації (вікові та екзистенційні), тобто весь спектр емоційно-смислового життя людини як громадської істоти, наділеної психікою. Що ж є визначальним у змісті психологічної допомоги? Уже при першому наближенні до характеристики обсягу та змісту цього поняття, у відмінності від різноманітних позицій, досліджень та міркувань стосовно проблеми, неважко уявити головне: зміст психологічної допомоги полягає у забезпеченні емоційної, смислової та екзистенційної підтримки людини або суспільства в ситуаціях ускладнення, які виникають в ході їх особистісного та соціального буття. 

Информация о работе Формирование конструктивного общения у детей дошкольного возраста