Формирование направленности характера школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить педагогические условия формирования направленности характера школьников в учебном – воспитательном процессе.
Задачи:
- проанализировать понятие, содержание, особенности и физиологические основы характера и различные подходы к её направленности в учебном – воспитательном процессе;
- выявить условия формирования направленности характера школьников в учебном – воспитательном процессе;
- разработать программу по формированию характера младших школьников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Очень удачно прошел классный час на тему «Дружба начинается с улыбки», где ребята рассказывали стихи о дружбе, пели песни, говорили о своих друзьях. Где происходит раскрытие творческих способностей детей. Также интересно прошла встреча с Максимовой из п. Приютово. Демонстрация кукол очень понравилась школьникам.

Дети стараются участвовать во всех мероприятиях, конкурсах, проводимых в классе и в школе. Особенно отличились ребята: Юсупова Гузель, Сафиуллина Женя, Зарипова Карина, Султанова Айгуль. Есть дети, которые достигли результатов в городе. Это Корнилов Данила. Он исполнитель русских народных песен кружка «Горошинка» - есть благодарность от города.

Исходя из вышеизложенного, перед учителем были поставлены задачи на следующий год:

                 Продолжить работу над формированием навыков культуры поведения в школе;

                 Работа над формированием дружного коллектива;

                 Воспитание внимательного ученика.

 

 

2.2 Разработка программы на формирование направленности характера младших школьников в учебном – воспитательном процессе.

 

Цель программы:

1.                 Создать условия для жизнедеятельности младших школьников, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения, которые способствуют формированию характера.

2.                 Создать условия для саморазвития младших школьников.

Задачи:

1.                 Обеспечение младших школьников средствами самопознания.

2.                 Повышение представлений школьника о самом собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственно достоинства.

3.                 Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении.

4.                 формирование характера через мотивацию самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами.

Методы и формы работы:

- ролевая игра;

- групповая дискуссия;

- «репетиция поведения»;

- беседа;

- элементы психогимнастики;

- проективные методы рисуночного и вербального типа.

Программа включает три этапа:

1.                 Ориентировочный (3-4 занятия).

2.                 Развивающий (8-9 занятий)

3.                 Проективный (3-5 занятий)

Каждый этап предполагает работу по 4-м  основным блокам:

1.                 Вербальные и невербальные формы уверенного поведения.

2.                 Способы преодоления трудностей и решения проблем.

3.                 Средства и формы самопознания.

4.                 Поддержка и повышение представлений школьника и собственной значимости, ценности.

В основе программы лежат следующие принципы:

- этичное отношение к личности;

- эмпатическое понимание мира младших школьников;

- конструктивное общение;

- диалогичность;

- добровольность;

              Прогнозируемые результаты:

      будет наблюдаться положительная динамика формирования характера личности по принятым в школе критериям;

      разовьются позитивные качества личности младших школьников: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать;

      закрепиться определенный мотив поведений;

Кадровое обеспечение:

- создание творческих групп учителей по разработке и апробации форм и способов организации личностного ориентированного взаимодействия школьников и педагогов;

- работа постоянно действующего семинара классных руководителей;

- обобщение на методическом совете школы опыта работы классных руководителей классов разных степеней образования;

- проведение постоянного обзора методической литературы по проблемам формирования направленности характера;

- широкое использование воспитательных возможностей центров дополнительного образования, культурных учреждений города.

Предполагаемые действия по реализации программы:

- организация мониторинга потребностей, интересов, черт и особенностей характера, а также способностей школьников;

- создание кружков, клубов, межвозрастных творческих объединений на базе школы и ее социальных партнеров;

- расширение культурно – образовательного пространства развития детей (совместные мероприятия с учащимися других школ, поездки, экскурсии);

- разработка годового цикла дел, направленного на формирование характера учащихся, на презентацию их личностных достижений в соответствии  с возрастными воспитательными подпрограммами.

 

Программа занятий:

Занятие 1.

Тема: Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведение.

Цель: познакомиться с детьми и определить характер детей и их поведение в обществе.

Упражнение 1.

Ритуал принятия правил. Ведущий «торжественно обещает» следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать, и завершать каждое занятие, напоминая участникам об их обогащении.

Домашнее задание: придумай свой «запрещающий знак», указывающий – «не хочу говорить», «не хочу участвовать». 

 

Занятие 2.

Тема: Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного и грубого поведения.

Цель: раскрыть внутренний мир каждого ученика.

Ритуал начала занятий.

Ведущий рассказывает о дневнике и правилах его ведения, раздает школьникам папки. Подчеркивает, что нельзя без разрешения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на суверенность внутреннего мира другого человека, на то, что  никто не имеет права вторгаться в этот внутренний мир. Рассказывает, что дневники будут запечатываться «личной печатью».

Упражнение 2. «Футболка с надписью».

Упражнение 3. «Сила слова».

Упражнение 4. «Зеркало».

Домашнее задание: Понаблюдай за собой и окружающими: как проявляется уверенность, неуверенность, грубость или желание нагрубить.

Ритуал конца занятия.

 

Занятие 3.

Тема: Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.

Цель: через специально подобранные упражнения показать ученикам, как влияет на нашу уверенность и неуверенность отношение со стороны других людей.

Ритуал начала занятия.

Упражнение 5.»Хвалить или ругать»

Упражнение 6. «Я не такой, как все, и все мы разные».

Домашнее задание: Упражнение 7. «Мой портрет в лучах солнца».

Ритуал прощания.

 

Занятие 4.

Тема: Чувство собственного достоинства. Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. Обратная связь.

Цель: через проверку домашнего задания, сделать вывод о том, чем дети похожи и в чем различны, определить, что дает им возможность и что мешает понимать друг друга.

Ритуал начала занятия.

Упражнение 8. «Скульптура»

Ритуал прощания.

 

Занятие 5.

Тема: Мои права и права других людей.

Цель: формировать те черты характера, в которых выражена отношение личности к обществу.

Ритуал начала занятия.

Упражнение 9. «Мои права и обязанности».

Ритуал прощания.

 

Занятие 6.

Тема: Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ в ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.

Цель: с помощью подобранного упражнения развивать у младших школьников волевые черты характера.

Ритуал начала занятия.

Упражнение 10. «Пирог с начинкой».

Упражнение 11. «Чемпионат».

Ритуал прощания.

 

Занятие 7.

Тема: Просьба (продолжение).

Цель: определить систему отношений младших школьников к действительности.

Ритуал начала занятия.

Упражнение 11. «Интервью».

Повторяется упражнение 5.

Ритуал прощания.

 

Занятие 8.

Тема: Я в своих глазах и в глазах других людей.

Цель: помочь детям увидеть свои черты характера и оценить это со стороны.

Ритуал начала занятия.

Упражнение 12.

Упражнение 13. Игра в мяч.

Ритуал прощания.

 


Вывод по главе 2

 

Анализирую воспитательную работу учителя начальных классов можно увидеть, что учитель особое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей, ведь важнейшей педагогической задачей является воспитание гражданина и патриота Отечества.

Классным коллективом постоянно ведется работа по воспитанию уважительного отношения к ветеранам труда, к пожилым людям.

Особое внимание уделяется трудовому воспитанию учащихся, которое предусматривает и субботники, и генеральные уборки, и ежеквартальный сбор макулатуры.

Одним из самых сложных видов труда, требующего кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил педагога, тонкого и тактичного приобщения к моральным нормам и требованиям, является нравственное воспитание. Исходя из этого, в план воспитательной работы были включены мероприятия различных видов деятельности (классные часы, беседы, прослушивания и др.).

Кроме всего этого уделяется внимание по профилактике правонарушений, алкоголизма и наркомании, экологическому воспитанию.

Анализ плана классного руководителя показал, что учитель подходит к составлению плана формально, ограничиваясь перечнем внеучебных дел.

В воспитательной программе не прослеживается углубленной работы над формированием направленности характера младших школьников. Анализирую воспитательные программы и литературу по психологии была разработана программа «Формирование направленности характера младших школьников», которая дана в главе 2.1.  

Данная программа предназначена для работы с младшими школьниками и имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны, развивать у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее  успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для развития характера. Данный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, а с другой стороны – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

 


Заключение

Таким образом, рассмотрев характер через свойство личности, его поведения, темперамента и отношения к обществу можно вывести определение понятие характер.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Характер – это индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Писатель С. Шуртаков в одной из своих книг пишет: «Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таких не приметен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, а останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь. Вспомнишь о нем через месяц, через год – и радостно тебе станет: хорошо, что где-то есть такой чудесный человек!»[4, 45]

Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Человек всегда, так или иначе, ведет себя – совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру и, прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

Информация о работе Формирование направленности характера школьников в учебно-воспитательном процессе