Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования - выявление психолого - педагогических условий формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста. Решение данной проблемы и составит цель исследования.

Объект исследования - процесс формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования - успешному формированию предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:

1.организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста;
2.широкое использование игр, сгруппированных по логическим приемам, на развитие которых они направлены;
3.обеспечение максимальной самостоятельности ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педогогические аспекты формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.
7
1.1. Исследование проблемы формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста в трудах отечественных психологов.
7
1.2. Особенности формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.
13
1.3. Обоснование условий формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.
18
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста (на примере детского развивающего центра «Теремок»).

23
2.1. Определение уровня сформированности предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей младшего возраста детского развивающего центра «Теремок».

23
2.2. Рекомендации по формированию предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста для педагогов детского развивающего центра «Теремок».
32
Заключение 35
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

КР.формиров-е предпосылок сюжетно-ролевой игры у детеей раннего возраста 2.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     На  определенном этапе развития игры с  условным материалом дети ищут еще  большую степень обобщенности, чем мы им предлагаем, сами отказываются от сдерживающего фантазию навязанного выражения лица. Сюжет усложняется, растет продолжительность игры до 45 мин и более, возрастает самостоятельность игры, заинтересованность и поглощенность ею. Игра приобретает ярко выраженный социальный характер, обобщенные игрушки используются фактически как знак, обозначающий действующее лицо без фиксации на предметных свойствах и качествах игрового материала.

     Полученные  результаты позволяют сделать следующие  выводы:

  1. Игровая деятельность детей раннего возраста тесно связана с их предметно-практической деятельностью, на определенном этапе предметно-практическая составляющая может тормозить актуализацию социального опыта в игре.
  2. Существует возможность изменить соотношение предметно-практической и социальной составляющих в игре детей на рубеже раннего и дошкольного возраста; это достигается введением специального обобщенного игрового материала - предметов-заместителей социального объекта, что стимулирует игру с социальным содержанием.
  3. Сюжетно-ролевые игры детей раннего возраста характеризуются низким уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий.
  4. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
  5. Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста в центре не уделяется значительного времени. Консультации по данной проблеме не проводились и не запланированы в дальнейшей работе;
  6. Типичным для воспитателей и родителей является представление о спонтанном развитии сюжетно-ролевой игры как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.
 

2.2. Рекомендации по формированию предпосылок сюжетно-ролевой игры  у  детей раннего возраста для педагогов детского развивающего центра «Теремок» 

     Таким образом, проанализировав особенности формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры младших дошкольников можно прийти к следующим выводам.

     Во-первых, игровая деятельность является основой  развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются  основные понятия человеческих взаимоотношений.

     Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе  с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все  предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых  игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

     В-третьих,   именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных  с дошкольной игровой деятельностью.

     И, наконец, в-четвертых, грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.

       Учитывая все выше сказанное,  можно дать следующие рекомендации для педагогов рассматриваемого нами центра:

  1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
  2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце третьего года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
  5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В соответствии с теоретической частью курсовой работы, сделаем следующие  выводы.

     Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

     В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру.

      Сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

     Предпосылки сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста:

  • ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;
  • усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
  • действия обобщаются и отделяются от предмета;
  • ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;
  • происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

     Становление сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста и основные направления развития сюжетных игр:

    • формируются игровые умения;
    • складывается способность ставить и решать игровые задачи;
    • развивается взаимодействие со сверстниками  в совместных играх.

     Появление социального содержания игровой  деятельности можно считать одной  из основных предпосылок становления  сюжетно-ролевой игры, которую можно  обнаружить уже в конце третьего года жизни.

     Для перехода к игре с социальным содержанием  в числе прочих необходимы следующие  условия: наличие обобщенного социального  опыта у ребенка, т. е. представлений  об отображаемой ситуации и способах поведения в ней; умение актуализировать этот опыт в игре (а для этого  достижение достаточно высокого уровня обобщения и способности к переносу) и, наконец, способность в некоторой степени оторваться от привлекательной предметной стороны деятельности и вещественных качеств игрушки.

     Проведенное во второй главе курсовой работы экспериментальное исследование на базе детского развивающего цента «Теремок» позволяет сделать следующие выводы:

  1. Игровая деятельность детей раннего возраста тесно связана с их предметно-практической деятельностью, на определенном этапе предметно-практическая составляющая может тормозить актуализацию социального опыта в игре.
  2. Сюжетно-ролевые игры детей раннего возраста характеризуются низким уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий.
  3. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
  4. Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста в центре не уделяется значительного времени. Консультации по данной проблеме не проводились и не запланированы в дальнейшей работе.

     Учитывая  все выше сказанное, можно дать следующие  рекомендации для педагогов рассматриваемого нами центра:

  1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
  2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце третьего года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
  5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Болотина  Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для  студентов средних педагогических учебных заведений.  2-е изд. –  М: Издательский центр «Академия», 2006. – 261c.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Логические схемы. – М.:  Владос, 2007. – 252 с.
  4. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
  5. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.
  6. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Логос, 2006. – 288с.
  7. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. – С.14-23.
  8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Норма-М, 2004. - 260 с.
  9. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное  воспитание. – 2005. – №3. –  С. 78-81.
  10. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие. - Пенза, 2005. - 344 с.
  11. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М: Логос, 2007. – 219 с.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 276 с.
  13. Комарова Н.Ф. Как руководить играми детей: Методические рекомендации. - Н.Новгород, 2005. – 332с.
  14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Логос, 2004. - 323 с.
  15. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. - 2006. - №1. – С. 14-25.
  16. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7. – С. 14-19.
  17. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.: Юнити, 2004. – 183с.
  18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2005. - 422 с.
  19. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. – С. 13-18.
  20. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. – С. 15-18.
  21. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2007. - 154 с.
  22. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Логос,  2004. – 239 с.
  23. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. – С. 12-18.
  24. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. – С. 18-21.
  25. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.  – 174 с.
  26. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М.: Юнити,  2003. – 195 с.
  27. Рубинштейн С.Л. Избранные психологические труды. – М.: Гардарика, 2005. - 342 с.
  28. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  29. Смирнова Е.О. Ролевые игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.73-76.
  30. Солнцева О. Играем в ролевые игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С.33-37.
  31. Тарловская Н.Ф. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года жизни //Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 1995. – 67 с.
  32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.  Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995. – 296 с.
  33. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Алма-Ата Мектеп,  Пер. с 3-го рус. изд. / А.П. Усова ; Под ред. А. В. Запорожца, 1998. - 175 с.
  34. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с.

Информация о работе Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста