Формирование профессионально важных качеств студентов экономического профиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление причин, которые повлияли на выбор специальности студентов экономического факультета Полесского государственного университета, а также проведение опроса, который поможет нам составить перечень профессионально важных качеств и свойств личности, по мнению студентов.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 34.65 Кб (Скачать)

    Согласно  концепции Е.А. Климова, получение  человеком профессионального образования сопровождается внутренними и поведенческими перестройками, что обусловливает его адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. В процессе профессионального обучения студент осваивает систему основных ценностных представлений, характеризующих профессиональную общность, на основе которой развиваются профессионально важные качества, формируются профессиональная пригодность, профессиональное самосознание, которые выражаются впоследствии в синтезе успешной учебно-профессиональной и трудовой деятельности, а также удовлетворенности выбранным путем. Стадия профессиональной подготовки и самоопределения, согласно концепции Д. Сьюпера, является начальной стадией формирования карьеры. Профессиональный путь человека обусловлен его представлениями о своей личности - профессиональной Я-концепцией, которая выражается в карьерных решениях. Жизненный опыт человека формирует индивидуальную систему ценностных ориентации, установок по отношению к профессиональной деятельности и карьере, поэтому «субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентации, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности». Социально обусловленные побуждения к деятельности были изучены в рамках американской психологии и получили название «карьерные ориентации». Карьерные ориентации формируются в процессе социализации и на начальном этапе развития карьеры, при этом являются устойчивыми и могут оставаться неизменными длительный период времени.

    Исходя  из концепции Д. Сьюпера, можно говорить о том, что начальный этап формирования карьеры и карьерных ориентации происходит в рамках профессионального обучения и самоопределения. Поэтому для наиболее полного анализа проблемы формирования представлений о своей будущей карьере у молодежи необходимо изучить механизмы, обеспечивающие эффективное профессиональное самоопределение. Такими механизмами выступают Ценности молодежи, находящейся на этапе профессиональной подготовки. Согласно исследованиям Л.И. Катаевой и Т.А. Полозовой, успех профессионального самоопределения и профессиональной самореализации обеспечивается «согласованной и непротиворечивой системой ценностных ориентации, которая лежит в основе формирования согласованной системы жизненных целей и планов». Исходя из этого, нам представляется актуальным изучение ценностей и карьерных ориентации студентов вуза.

    1.3 Профессиональное  репродуцирование  потенциала личности.

    В обучении, направленном на передачу знаний, параллельно должны формироваться такие качества, которые способствуют самостоятельной ориентации в мире ключевых профессиональных компетенций, т.е. освоение профессиональных компетенций перестает быть подгонкой личности под определенный стандарт и становится средством расширения деятельных способностей личности. Следовательно, постановка образовательных целей должна быть ориентирована на «профессиональное репродуцирование потенциала личности».

    Не  претендуя на раскрытие всех аспектов рассматриваемого понятия, мы будем в дальнейшем придерживаться следующего определения: профессиональное репродуцирование потенциала личности — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов образовательного процесса по выявлению, формированию и реализации профессионально мобильных качеств личности. При этом необходимо подчеркнуть, что вышеназванные компоненты занимают равноправное положение.

    Профессиональное  репродуцирование потенциала личности необходимо рассматривать в различных аспектах:

  • как условие успешного выполнения учебно-познавательной и профессиональной деятельности;
  • как избирательную активность, настраивающую личность на профессиональную деятельность;
  • как регулятор деятельности;
  • в структуре учебной деятельности — не любые знания вообще, а фонд действенных знаний; не любые свойства личности, а лишь те, которые обеспечивают наибольшую продуктивность соответствующей деятельности и содействуют социальной мобильности личности при изменении траектории профессиональной деятельности.

    Следовательно, необходимо выявление не только содержательного, но и процессуального, методического аспектов репродуцирования потенциала личности при изучении общеобразовательных предметов. Механическая добавка узкоспециализированной деятельности к существующему абстрактно-теоретическому обучению не создает целостного учебного процесса, и, как следствие, возникает необходимость в существенном пересмотре подходов к системе образования. В связи с этим становится очевидным, что формирование социально зрелой, целостно подготовленной личности к осознанному выбору профессиональной деятельности невозможно осуществить за счет коррекции отдельных элементов содержания образования, учебного плана или методики преподавания. Необходимо совершенствовать структуру обучения в целом, его логику, чтобы учебный процесс был способен вооружить учащихся разносторонним социальным опытом, а не только опытом учебно-познавательной деятельности.

    Таким образом, объективное развитие практики поставило перед педагогической наукой ряд проблем, и важнейшая из них профессиональное репродуцирование потенциала личности, которое требует целостного подхода, т.к. является сложным целостным образованием.

    Рассматривая  профессиональное репродуцирование потенциала личности как одну из целей преподавания общеобразовательных предметов, целесообразно выделить из многообразия профессиональных функций те, которые носят наиболее общий характер, присущи каждому участнику производственного процесса независимо от его профессиональной принадлежности.

    Выстраивая  модель, мы исходили из того, что учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, при этом профессиональное репродуцирование потенциала личности — результат действия разносторонних факторов ее развития. В связи с этим в структуре профессионального репродуцирования потенциала личности необходимо выделить два уровня:

  1. уровень системных качеств, характеризующих репродуцирование потенциала личности в целом, в его существенных чертах;
  2. уровень функциональных свойств, характеризующих отдельные компоненты профессиональной деятельности учащихся, его индивидуальные склонности и др.

    Разумеется, различие их не абсолютно, некоторые  функциональные свойства, приобретая регулирующую роль по отношению к профессиональной деятельности, тем самым поднимаются на системный уровень.

    Как отмечают многие исследователи, учащийся, формируясь как субъект профессиональной деятельности, развивается как личность. Важнейшей отправной точкой нашего исследования являются также выработанные к настоящему времени разносторонние представления о ведущих принципах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. Возникающие при этом проблемы также ждут своего решения, при этом нами не ставилась задача проанализировать всю научную проблематику, порожденную необходимостью введения функций по профессиональному репродуцированию потенциала личности в обучении. При этом целесообразно начать методологический анализ с уточнения стоящей в данном случае методологической задачи. Речь идет о способах проектирования учебного процесса, обладающего целевыми функциями, и в силу этого — большей эффективностью в профессиональном репродуцировании потенциала личности.

    Интегрированное представление об учебно-воспитательном процессе должно расшифровывать функцию каждого фактора, учебного предмета, вида деятельности и отношений в системе движущих сил профессионального репродуцирования потенциала личности. Таким образом, методологический анализ поставленной задачи позволяет предположить, что для определения функций и структуры учебного процесса, ориентированного на профессиональное репродуцирование потенциала личности, нахождения системы средств, обеспечивающих эффективное влияние учебного процесса на подготовку учащихся, необходимы следующие условия:

  • определение содержания того опыта учебной деятельности, который обеспечивает профессиональное репродуцирование потенциала личности, этапов овладения этим опытом (социально-профессиональными функциями) в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся, принципов включения этого содержания в различные виды деятельности;
  • определение принципов организации и содержания учебно-воспитательного процесса в рамках предпрофильного и профильного образования по мере профессионального репродуцирования потенциала личности;
  • разработка системы задач, моделирующих основные функции участников профессиональной деятельности, методики применения задач при изучении соответствующих предметов и прохождении элективных курсов предпрофильного и профильного образования.

    При тесном взаимодействии общего образования с предпрофильной подготовкой и профильным обучением качественно изменится представление о структуре общеобразовательных предметов и их функциях в подготовке учащихся, о композиции общеобразовательных и профессиональных компонентов в содержании учебных предметов.

Информация о работе Формирование профессионально важных качеств студентов экономического профиля