Формирование самооценки у младшего школьника под влиянием учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие самооценки у ребенка младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1.1. Сущностная характеристика самооценки в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………………………….
1.2. Особенности развития самооценки у ребенка младшего школьного воз-раста………………………………………………………………………………..
1.3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития самооценки у младшего школьни-ка…………………………………………………..
Заключе-ние…………………………………………………………………………
Список используемой литерату-ры……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ставропольский  государственный педагогический институт

Факультет психолого-педагогический

Кафедра психологии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: «Формирование самооценки у младшего школьника под влиянием учебной деятельности». 

                                                   Студентки 2 курса группы ПН2-А                                                   

                                              Букреевой Юлии Сергеевны

                                  Научный руководитель:

                                                                к. психол. н., старший преподаватель

                                                                Погребная Оксана Сергеевна 
 
 

Работа  допущена к защите             Дата защиты «____»________2009г.

«____»___________2009г.                         

Зав. кафедрой__________              Оценка «_____________» 

                                                Ставрополь,2009 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

1.1.  Сущностная характеристика самооценки в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………………………….

1.2.  Особенности развития самооценки  у ребенка младшего школьного   возраста………………………………………………………………………………..

1.3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития самооценки у младшего школьника…………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список  используемой литературы……………………………………………….

                                                                                     
 
 
 
 

 

     Введение

     Актуальность  исследования. Актуальность темы исследования связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

       Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

     Цель  исследования: изучить развитие самооценки у ребенка младшего школьного возраста.

     Объектом  исследования является самооценка младшего школьника, а его предметом – особенности развития самооценки у ребенка младшего школьного возраста под влиянием учебной деятельности.

Для конкретизации  цели исследования были разработаны  следующие задачи:

1. осуществить  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования;

2. выявить  особенности развития самооценки  у младшего школьника;

3.осуществить  подбор психодиагностического инструментария, направленного на изучение самооценки младшего школьника.

    В соответствии с целью, объектом и предметом было сформулировано теоретическое предположение, ставшее гипотезой исследования: формирование различных видов самооценки у ребенка младшего школьного возраста зависит от организации его учебной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     1.1. Сущностная характеристика самооценки в психолого-педагогических исследованиях.

       Самооценка- это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

     Формирование  самооценки связано с активными  действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Как проявляется уровень самооценки в поведении? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойствен детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

     Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость  часто свойственны детям с  заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности. Ребенок сопоставляет уровень своих притязаний с результатами своей деятельности и  путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Поведение людей с высокой самооценкой противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе , в правильности своих наблюдений и суждений , они не находят в себе сил , чтобы влиять на других людей , противостоять им , не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение .Люди с высокой самооценкой не огорчаются , когда их критикуют , и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за«конструктивный совет». Получив отказ , они не воспринимают его как унижение совей персоны. Причины его они рассматривают иначе : следовало приложить больше усилий , не идти на пролом ; просьба была чрезмерна или , наоборот, несущественна ; время и место были выбраны неудачно ; человек , давший отказ , сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа – не в них , а вне их; эти причины следует проанализировать , чтобы перегруппировать свои силы и предпринять новое наступление более надёжными средствами . Таким людям легко быть оптимистами : они чаще добиваются своего , чем проигрывают. Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он (она) , как правило , более пассивен , внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты.

     Исследователи отмечают в целом более высокую  невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока...Весьма одарённые люди могут выступать сами для себя злейшими врагами , если их самооценка занижена. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым . И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

     В общественной жизни класса на центральные  роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем  ли бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".

     Структура самооценки представлена двумя компонентами –  когнитивными эмоциональным. Первый отражает  знания  человека  о  себе  ,  второй  –  его отношение к себе как меру  удовлетворённости собой. В  деятельности  самооценивания  эти  компоненты   функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть  представлено  ни  то,  ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте,  неизбежно  обрастают  эмоциями,  сила  и  напряженность  которых определяется значимость для личности оцениваемого содержания. Основу когнитивного  компонента  самооценки  составляют  операции сравнения  себя  с   другими   людьми,   сопоставление   своих   качеств   с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих  величин .Самооценка характеризуется по следующим параметрам :

     1) уровню – высокая , средняя  , низкая

     2) соотношению с реальной успешностью  – адекватная и неадекватная

     3) особенностям строения – конфликтная  и бесконфликтная

     По  характеру  временной  отнесённости   выделяются   прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка. В психологическом словаре говорится : «Самооценка  развитого  индивида образует сложную систему , определяющую характер  самоотношения  индивида  и включающую общую самооценку , отражающую уровень  самоуважения  ,  целостное принятие или  непринятие  себя  ,  и  парциальные  ,  частные  самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных  видов  деятельности.  Самооценка  может  быть  разного уровня осознанности » .

     Анализ  самооценки как  самооценивающей деятельности позволил  выявить несколько  её  функций  :   прогностическую   (заключающуюся   в   регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности) ,  корректирующую (направленную  на  контроль  и  осуществление   необходимых   подстроек)   и ретроспективную   (используется   субъектом    на  заключительном этапе деятельности для подведения итогов , соотнесения целей , способов и  средств выполнения деятельности с её результатами .

     Таким образом, самооценка  – это компонент самосознания, который имеет рефлексивную природу, включает в себя  такие  элементы как: образ "Я-реального",  "Я-идеального",  результат  сопоставления  этих образов и самоотношение к результату  сопоставления.  Самооценка  является рефлексивным компонентом самосознания , выполняющим регулирующую  функцию  . Самооценка  есть  отношение  личности  к  результатам  сопоставления   своих образов реального и идеального "Я". 

Информация о работе Формирование самооценки у младшего школьника под влиянием учебной деятельности