Формирование системы регулирования трудовых конфликтов и споров на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии.

Задачи данной работы:

- рассмотреть теоретические аспекты регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии;

- выявить специфические особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях на примере ОАО «НефАЗ»;

- предложить мероприятия по профилактики и решения конфликтов и трудовых споров на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии 6
1.1 Понятие и причины трудовых споров и конфликтов 6
1.2 Система регулирования трудовых споров и конфликтов 10
Глава 2 Анализ эффективности системы регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии ОАО «НефАЗ» 15
2.1 Характеристика организации ОАО «НефАЗ» 15
2.2 Применение системы регулирования трудовых споров и конфликтов в организации ОАО «НефАЗ» 20
Глава 3 Мероприятия направленные на совершенствование системы регулирования трудовых споров и конфликтов в ОАО «НефАЗ». 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Управление трудовыми ресурсами.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      Причины возникновений трудовых споров и конфликтов в ОАО «НефАЗ», как и в любых других организациях могут быть различные, как по типу, так и по содержанию. Они могут возникать, как на счет графика работы, так и о несоответствии требований по кадрам. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. [электронный ресурс №3]

      Так же недостаточно развита кадровая политика. В ОАО «НефАЗ» используются не в полной мере:

      - полученные методом анкетирования и тестирования данные частично используются при приеме на работу персонала;

      - поддерживается дух соревнования сотрудников (ежемесячное, ежеквартальное, ежегодное проведение конкурса среди менеджеров на звание «Лидер-менеджер месяца (квартала, года)».

      Совершенно  не используются такие социально-психологические  методы, как:

      - организация индивидуальной работы с сотрудниками с учетом типа личности, темперамента (мероприятия по аттестации специалистов);

      - проведение тренингов и семинаров для руководителей.

      Необходимо  отметить, что в настоящее время на фирме имеет место нервозность и психологический дискомфорт в коллективе, несмотря на привыкание к некоторым конфликтным ситуациям. Прежде всего, это обусловлено тем, что на предприятии очень мало значения придается социально-психологическим методам, значительно больше значения придается экономическим методам. Для того, чтобы выяснить степень конфликтности работников предприятия, стратегию поведения в конфликте, в организации был применен такой метод исследований, как тестирование [Приложение 1]. В качестве испытуемых были определены работники ОАО «НефАЗ» из разных отделов, но имеющих постоянные производственные отношения. 

      Таблица 1

      Группы  работников подлежащие тестированию 

Должность Возраст (лет) Стаж  работы на данной должности (лет) Оклад, руб.
Директор 39 10 15000 + 20% от

суммы прибыли  всех

менеджеров

Главный бухгалтер 47 9 12000
Менеджер  по сбыту 27 3 10% от инд. прибыли
Начальник базы 38 4 7000
Менеджер (ученик) 22 1 5% от инд.  прибыли
 

      Результаты тестирования показали, что конфликтность имеет место быть, но не в ущерб развитии организации. В среднем коллектив неконфликтный, стиль поведения в конфликтных ситуациях предпочитают такой, компромисс (35%), уход от конфликта (20%), игнорирование (15%) и как сотрудничество(30%).

      Регулирование спора или трудового конфликта  требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность. [Б.Мильнер, 2007, с.586]

      Регулирование спора и  конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта или спора предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта, но к сожаленью не всегда данные условия выполняются. Для его разрешения необходимо изменние самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. [В.Н. Мельникова, Н.Л. Маренкова, 2006, с.240] 

 

      Глава 3 Мероприятия направленные на разрешения

      трудовых  споров и конфликтов 
 

      Многие  специалисты, занимаются вопросами разрешения конфликтов профессионально. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, консультанты, милиция, суды. [ Светлов В.А., 2007, с.230]

      Разрешению  конфликтов в ОАО «НефАЗ» могут посодействовать следующие мероприятия:

    1. Тренинги:

            - по профилактике и разрешение конфликтов;

            -  по решению трудных управленческих ситуаций;

            -  по управлению мотиваций персонала и т.д.

      2) Практикумы на повышение доверия другим и себе, как профилактика конфликтности.

      3) Семинары с элементами тренинга: 

      1. Тренинг «Профилактика и разрешение конфликтов».

      Цель  тренинга: Научить участников эффективным поведенческим стратегиям профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.

      Темы:

      1. Анатомия конфликта:

      - причины возникновения и роль конфликтов в организации;

      - типы конфликтов и их особенности;

      - скрытые (латентные) и провоцируемые конфликты.

      2. Как руководителю управлять конфликтом:

      - стадии развития конфликта;

      - технология разрешения конфликтов. Прямые и косвенные методы;

      - групповая динамика и выбор позиции руководителя на каждом этапе;

      - самые распространенные ошибки руководителей в конфликтных ситуациях. Особенности и способы решения конфликтов «руководитель - подчиненный».

      3. Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях:

      - управление эмоциями в конфликте. Эмоциональная компетентность как ключевая компетенция успешного руководителя;

      - модели поведения в конфликтной ситуации;

      - приёмы психологической защиты в конфликтных ситуациях;

      - техники оперативной саморегуляции. Ситуационный стрессменеджмент;

      - методы противостояния агрессивному и манипуляционному психологическому воздействию. Ассертивное (уверенное) поведение;

      - кейсы и ролевые игры. Анализ индивидуальных стилей поведения участников группы и рекомендации по преодолению проблем, возникающих у них в конфликтных ситуациях.

      4. Профилактика конфликтов в трудовом коллективе:

      - выявление и предотвращение конфликтных ситуаций, их конструктивные и деструктивные последствия;

      - посредничество в конфликте: принципы и методики;

      - рекомендуемые меры по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе. Ключевые принципы организации эффективной совместной деятельности.

      Результаты  тренинга:

      - участники тренинга получат целостное системное представление о природе конфликтов и динамике их развития;

      - осознают собственные неэффективные стратегии поведения в конфликте, выработают новые успешные поведенческие модели;

      - научаться быстро диагностировать, и грамотно разрешать конфиктные ситуации в своем коллективе;

      - освоят способы профилактики конфликтов и методов управления эмоциональным состоянием.

      2. Тренинг «Разрешение трудных управленческих ситуаций»:

      В программе:

      - личные качества руководителя. Лидерство - в чем проявляется и как развить;

      - принципы системного мышления в организации и планировании бизнеса;

      - удержание дистанции. Как отделить личное и функциональное в деловом общении;

      - правила и технологии поощрения и наказания;

      - кейсы: Работа в сложных управленческих ситуациях;

      - характерологические особенности подчиненных и их учет в управлении;

      - техники мобилизации внимания и творческой активности руководителя;

      - стресс-менеджмент. «Синдром перегорания руководителя» - в чем проявляется и как предотвратить.

      В результате:

      - тренинг направлен на повышение эффективности взаимодействия руководителя с подчиненными. Его участники отработают приемы, позволяющие сохранять состояние высокой работоспособности в условиях интенсивных рабочих нагрузок;

      - тренинг позволяет каждому участнику записать массу ценных идей по развитию личной эффективности и применять их, улучшая работу организации и свою собственную

      3.Тренинг «Управление мотивацией персонала»:

      Обучение  руководителей и менеджеров отделов  по персоналу, а также руководителей, которые сталкиваются с необходимостью овладения дополнительными психологическими знаниями и навыками управления и мотивации персонала.

      Задачи:

      - получение знаний о теориях мотивации, причинах пассивности работника;

      - овладение методами материальной и нематериальной стимуляции;

      - разработка корпоративной системы мотивации сотрудников компании.

      Результаты: Обучение приводит к значительному росту эффективности управления персоналом. Использование разработанной системы мотивации и ее инструментария позволит компании сэкономить 15 - 20% времени и средств, затрачиваемых на осуществление трудового процесса.

      Программа тренинга:

      1.Мотивация  сотрудников:

      - теоретическая часть: Теории У.Дугласа Макгрегора, Мак-Клелланда, Гертцберга, А.Маслоу. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и т.п;

      - роль лидера в формировании мотивации;

      - способы психологического влияния.

      2. Материальное и нематериальное  стимулирование:

      Причины пассивности работника

      - значение всех этапов производственного процесса и конечного результата, как мощный мотиватор. Этот блок помогает развить качества эффективного руководителя, овладеть теми умениями и навыками, которые позволят повысить эффективность мотивации персонала на предприятии без увеличения фонда заработной платы.

      3. Моделирование системы мотивации,  адекватной для компании:

      10 правил, повышающих мотивацию сотрудников:

     - конструктивность, позитивность и ответственность - «три кита» успешной мотивации;

      - развитие ответственности и инициативы у подчиненных;

      - конструктивная критика и обратная связь эффективной мотивации;

      - самомотивация, жизненные принципы и их соответствие целям.[электронный ресурс №4] 

      Помимо тренингов, к мероприятиям по профилактики и устранению конфликтов можно отнести:

     - структурнее методы (правильное распределение полномочий);

     - система вознаграждений (премии, бонусы);

Информация о работе Формирование системы регулирования трудовых конфликтов и споров на предприятии