Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений

Содержание

введение
Глава 1. теоретический анализ проблемы воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
1.1 Воображение: определение, виды, функции
1.2 Развитие и роль воображения в учебной деятельности
1.3. Особенности развития воображения у младших школьников с нарушением слуха
Глава 2. исследование формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности
2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых
2.2 Особенности развития воображения младших школьников с нарушением слуха
глава 3. Формирование и развитие воображения младших школьников с нарушением слуха на уроках труда
3.1 Программа занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте
3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после проведения занятий
заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.doc

— 425.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

введение

Глава 1. теоретический анализ проблемы воображения  младших школьников с нарушением слуха  в процессе учебной деятельности

1.1 Воображение: определение, виды, функции

1.2 Развитие и роль воображения в учебной деятельности

1.3. Особенности развития воображения у младших  школьников с нарушением слуха

Глава 2.  исследование формирования воображения  младших школьников с нарушением слуха  в процессе учебной деятельности

2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых

2.2 Особенности развития воображения младших школьников с нарушением слуха

глава 3. Формирование и развитие воображения младших  школьников с нарушением слуха на уроках труда

3.1 Программа занятий по формированию и развитию  воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной  деятельности в младшем школьном возрасте

3.2 Результаты исследования уровня воображения до и после проведения занятий

заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

ПРИЛОЖЕНИЕ А


введение

 

На современном этапе развития науки существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Развитие воображения  идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов,  все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, графические  или музыкальные образы и др.

В настоящее время проблема воображения интересует многих представителей  педагогики, психологии, искусства, медицины и др. Проблемное поле данной области исследований насчитывает большое количество работ, среди авторов которых можно назвать Годовикову Д.Б., Коноплеву О.В., Лисину М.И., Мельшутинову А.Ю., Мухину В.С., Непомнящую Н.И., Осорину М. В., Первушину И.М., Сивицкую Л. А., Смирнову, Е.О. Хухлаеву О.В., Хухлаеву О.Е. и др.

Исследования разных авторов раскрывают важную роль воображения в жизни человека, вопросы взаимосвязи воображения с другими познавательными процессами и функциями и т.п. В то же время, в ряде исследований по специальной психологии и педагогике отмечается, что у детей с нарушением слуха наблюдаются особенности в развитии всех познавательных процессов и функций (восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций), а это в свою очередь, несомненно, влияет и на развитие воображения. В имеющихся исследованиях в области специальной педагогики и психологии не нашли своё отражение многие  вопросы, связанные с проблемой формирования воображения детей с нарушением слуха.

С учетом значимости данной проблемы, изучение особенностей воображения детей с нарушением слуха является актуальным.

Цель данной работы заключается в изучении проблемы формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

- провести аналитический обзор работ по проблеме исследования;

- выявить уровень развития воображения учащихся младших классов с патологией слуха;

- разработать и провести программу занятий по формированию и развитию воображения у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте (на уроках труда);

- определить эффективность проведенной программы занятий на основе сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития воображения до и после проведения занятий.

Объект исследования: воображение младших школьников.

Предмет исследования: особенности формирования воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.

Гипотеза исследования: воображение младших школьников с нарушением слуха имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастным аспектом и имеющейся патологией, и будет развиваться более эффективно в процессе учебной деятельности в условиях специально организованной коррекционно-развивающей работы.

Методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестов, количественный и качественный анализ, описательная статистика.


Глава 1.
теоретический анализ проблемы воображения
младших школьников с нарушением слуха
в процессе учебной деятельности

 

 

1.1 Воображение: определение, виды, функции

 

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им [16, с. 92].

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.

Воображение может быть четырех основных видов: активное или пассивное, репродуктивное или продуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Для репродуктивного (воссоздающего) и продуктивного (творческого) воображений существует способы создания образов воображения:

- агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс);

- гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер;

- схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок;

- типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

- акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура [12, с. 49].

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [19, с. 34].

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представляются сначала в воображении творца и только потом становятся реальностью. Прежде, чем нарисовать картину, художник в своем воображении строит ее замысел.

Во-вторых, первоначальный замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении.

В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения.

Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для изображения того, что он видит, но он и видит по иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения - показать другим, что и как видит художник.

Творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль [21, с. 117].

С репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины девятнадцатого века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Творческое (продуктивное) воображение - это процесс создания новых образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Бывает так, что человек, создавая что-либо, не знает, что оно (или нечто подобное) уже создано кем-то другим. Тем не менее, по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс творческого воображения.

Информация о работе Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности