Фрейдизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:49, реферат

Описание работы

Философия Фрейда формировалась под влиянием философии детерминизма и позитивизма девятнадцатого века, и он считал человеческий организм сложной энергетической системой, черпающей энергию из потребляемой пищи и расходующей ее на столь различные вещи, как кровообращение, дыхание, мышечные усилия, восприятие, мышление, память. Фрейд не видел причин считать, что энергия, обеспечивающая дыхание или пищеварение, обладает какими-либо отличиями, кроме отличия по форме, от энергии, обслуживающей мышление и память. Энергия должна определяться с точки зрения осуществляемой работы. Если работа представлена психической активностью, например, мышлением, то правомерно, по мысли Фрейда, назвать эту форму энергии психической энергией. В соответствии с принципом сохранения энергии энергия может трансформироваться из одного состояния в другое, но не может исчезать в рамках тотальной космической системы; из этого следует, что психическая энергия может трансформироваться в физиологическую, и наоборот. Это положение и легло в основу всей психоаналитической теории Фрейда.

Содержание

Введение
1. Структура психики по Фрейду.
2. Структура личности
3. Защитные механизмы поведения
4. Психосексуальное развитие и его роль в развитии личности.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Суперэго  как сопровождающий человека интернализированный  моральный арбитр развивается в  ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть — одну из подсистем суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал – другую подсистему суперэго. Механизм обоих процессов называется интроеция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль. 

Основные  функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, суперэго находится в оппозиции к ид и к эго и пытается строить мир по своему образу. Однако суперэго подобно ид в своей иррациональности и подобно эго в стремлении контролировать инстинкты . В отличие от эго суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует. 

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что ид, эго и суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством эго. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, эго – как психологическая составляющая, суперэго – как социальная составляющая 

  

3. Защитные механизмы  поведения 

Динамика  личности во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира. Среда обеспечивает голодный организм едой, жаждущего – водой. Помимо этой роли источника обеспечения – внешний мир играет и иную роль в судьбе личности. В нем есть опасности: он может не только удовлетворять, но и угрожать. Окружающая среда обладает властью причинять боль и увеличивать напряжение, равно как приносить удовольствие и снижать напряжение. Она – источник и беспокойства, и покоя. 

Обычная реакция индивида на внешние угрозы боли и разрушения, с которыми он не готов справиться, – страх. Эго, подавленное чрезмерной стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой. Под давлением чрезмерной тревоги эго иногда, дабы снизить ее, вынуждено принимать чрезвычайные меры. Эти меры называются защитными механизмами. Важнейшие механизмы защиты – вытеснение, проекция, формирование реакции, фиксация и регрессия. Все механизмы защиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность; 2) они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании. 

Вытеснение. Это одно из самых ранних понятий  психоанализа. Прежде чем Фрейд пришел к формулированию своей теории в  терминах ид, эго и суперэго, он разделил психическое на три области –  сознательное, предсознательное и бессознательное. Предсознательное содержит психический материал, который при необходимости может стать сознательным. Материал же бессознательного, по мнению Фрейда, относительно недоступен сознанию; он считается вытесненным. 

Когда Фрейд пересмотрел свою теорию личности, понятие вытеснения сохранилось для обозначения одного из защитных механизмов эго. Он приписал вытеснение эго, а вытесненное — ид. Считается, что вытеснение возникает тогда, когда объект-выбор, побуждающий несоразмерную тревогу, изгоняется из сознания посредством антикатексиса. Например, до сознания не допускается болезненное воспоминание, или же человек не может видеть чего-то, ясно видимого, потому что вытесняется перцепция этого предмета. Вытеснение может вмешиваться и в нормальное функционирование тела. Импотенция возможна из-за боязни сексуальных импульсов, артрит может развиться из-за вытеснения чувства враждебности. 

Вытеснение  может прокладывать себе путь через  антикатексисы или находить выражение  в форме смещения. Если смещение успешно предотвращает возвращение тревоги, оно должно обрести соответствующую символическую форму. Сын, вытеснивший враждебные чувства по отношению к отцу, может выражать враждебные чувства по отношению к другим символам авторитарности. 

Проекция. Обычно эго справляется с реальной тревогой легче, чем с невротической или моральной. Следовательно, если источник тревоги может быть приписан внешнему миру, а не собственным примитивным импульсам или угрозам со стороны совести, человек скорее достигнет облегчения тревожного состояния. Этот механизм, посредством которого невротическая или моральная тревога обращаются в объективный страх, называется проекцией. Это превращение происходит просто, ибо изначальным источником как невротической, так и моральной тревоги является страх наказания со стороны внешнего агента. 

Формирование  реакции. Этот защитный механизм представляет замещение в сознании продуцирующего тревогу импульса или чувства  его противоположностью. Например, ненависть заменяется любовью. Изначальный  импульс все еще существует, но маскируется таким, который не вызывает тревоги. Часто возникает вопрос, как можно отличить формирование реакции от истинного выражения импульса или чувства. Например, как можно отличить реактивную любовь от истинной? Как правило, реактивное образование отмечено экстравагантностью, внешней броскостью – человек слишком протестует – и компульсивностью. Крайние формы поведения любого рода обычно свидетельствуют о формировании реакции. Иногда формирование реакции успешно удовлетворяет изначальный импульс, для защиты от которого предназначено, например, когда мать «душит» ребенка своей любовью и вниманием. 
 

4. Психосексуальное  развитие и его  роль в развитии  личности 

В течение  первых пяти лет жизни ребенок  проходит ряд динамически дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний период – латентный период – когда динамика более или менее стабилизируется. С наступлением подросткового периода динамика вновь усиливается и затем постепенно, по мере перехода ко взрослости, спадает. По Фрейду, первые пять лет жизни ребенка играют решающую роль в формировании личности. 

Каждая  стадия развития в течение первых пяти лет жизни определяется особенностями  реагирования определенных телесных зон. На первой стадии, длящейся около года, важнейшей областью динамической активности является рот. 

За оральной стадией следует развитие катексиса  и антикатексиса в связи с  функциями выделения, что обозначается как анальная стадия. Она продолжается в течение второго года, за чем  следует фаллическая стадия, когда ведущими эрогенными зонами становятся половые органы. Эти стадии – оральная, анальная и фаллическая – называются прегенитальными. Затем ребенок попадает в длительный латентный период – так называемые спокойные с динамической точки зрения годы. В это время импульсы в основном вытеснены и удерживаются в этом состоянии. Динамическое возрождение в подростковом возрасте реактивирует прегенитальные импульсы; если эго успешно смещает и сублимирует их, человек переходит на финальную стадию созревания — генитальную. 

Оральная  стадия. Еда — основной источник удовольствий, связанных с ротовой  полостью. Еда предполагает тактильную стимуляцию губ и ротовой полости, глотание или, если пища неприятна, сплевывание. Благодаря наличию зубов рот  используется для кусания и жевания. Эти два способа оральной активности, принятие пищи и кусание, являются прототипом многих появляющихся позже характерных черт. Удовольствие от орального принятия может быть смещено на другие способы принятия, например, человек может получать удовольствие от овладения знаниями или владения собственностью. К примеру, доверчивый человек – это тот, кто фиксирован на оральном инкорпоративном уровне личности: такой человек проглотит почти все, что ему говорят. Кусание или оральная агрессия может, сместившись, обрести форму сарказма и любви к спорам. Посредством смещений и сублимаций различного рода, а также защит от примитивных оральных импульсов эти прототипические модели создают основу для широкой системы интересов, отношений, характерных черт. 

Анальная  стадия. Когда пища переварена, отходы собираются в нижней части кишечного  тракта и рефлекторно выделяются, когда давление на анальные сфинктеры  достигает определенного уровня. Извержение фекалий устраняет источник дискомфорта и вызывает чувство облегчения. Когда ребенка обучают правилам туалета, что обычно начинается на втором году жизни, он проходит первый и очень важный этап внешней регуляции инстинктивных импульсов. Ему приходится отдалять удовольствие от разрядки анального напряжения. В зависимости от того, какой конкретно метод использует мать при обучении правилам туалета, и ее отношения к процессу дефекации это обучение может иметь далеко идущие последствия в плане формирования специфических черт и ценностей. Если методы матери жестки и репрессивны, ребенок может сдерживать фекалии и страдать запорами. Если такая реакция распространяется на другие виды поведения, у ребенка может развиться «сдержанный» характер. Он станет упрям и скуп. Или же вследствие репрессивных мер ребенок может проявлять свое негодование, извергая фекалии в самые неподходящие моменты. Это – прототип всех видов несдержанности: жестокости, беспричинной деструктивности, своенравия, беспорядочности; мы упомянули лишь некоторые. 

С другой стороны, если мать относится к тем людям, кто упрашивает ребенка испражниться и по-особому награждает его за это, у ребенка появляется представление о чрезвычайной важности деятельности по производству фекалий. Эта идея может стать основой креативности и продуктивности. О многих других чертах характера тоже можно сказать, что корни их – в анальной стадии. 

Фаллическая стадия. На этой стадии личностного  развития в центре оказываются сексуальные  и агрессивные чувства, ассоциируемые  с функционированием генитальных  органов. Удовольствие от мастурбации и фантазий, сопровождающих детскую эротическую активность, направляет эту стадию в сторону эдипова комплекса. Выявление эдипова комплекса Фрейд полагал одним из важнейших своих открытий. Эдипов комплекс получил название по имени фиванского царя, убившего своего отца и женившегося на матери. 

Строго  говоря, эдипов комплекс состоит в  сексуальном катектировании родителя противоположного пола и враждебном катектировании родителя своего пола. Мальчик хочет владеть своей  матерью и устранить отца, девочка – владеть отцом и отстранить мать. Эти чувства проявляются в детских фантазиях во время мастурбации, в чередовании исполненных любви и враждебных действий в отношении родителей. Поведение ребенка трех-пяти лет в значительной мере отмечено проявлениями эдипова комплекса, и он, несмотря на то что после пяти лет модифицируется и вытесняется, остается важной силой, действующей в личности на протяжении жизни. Отношение к противоположному полу и авторитарным фигурам, например, во многом обусловлены эдиповым комплексом. История и судьба эдипова комплекса у мужчин и женщин различны. 

Генитальная стадия. Катексисы прегенитальных периодов по характеру являются нарциссическими. Это означает, что индивид получает удовлетворение, стимулируя собственное  тело или манипулируя им, а другие люди катектируются лишь постольку, поскольку помогают обеспечить дополнительные формы телесного удовольствия. В подростковом периоде часть этой самовлюбленности, или нарциссизма, переходит в особый объект-выбор. Подросток начинает любить других по альтруистическим мотивам, а не просто по эгоистическим или нарциссическим причинам. Начинают проявляться сексуальная аттракция, социализация, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни. К концу подросткового периода эти социализированные, альтруистические катексисы хорошо стабилизируются в форме привычных смещений, сублимаций и идентификаций. Из ищущего удовольствий нарциссического ребенка человек превращается в ориентированного на реальность социализированного взрослого. Однако не следует думать, что прегенитальные импульсы замещаются генитальными. Скорее, катексисы оральной, анальной и фаллической стадий смешиваются и синтезируются с генитальными импульсами. Важнейшая биологическая функция генитальной стадии – воспроизводство; психологический аспект связан с определенной степенью стабильности и безопасности этого. 

Несмотря  на то, что Фрейд выделил четыре стадии личностного развития, он не предполагал наличия резких переходов  от одной к другой. Конечная организация личности связана с тем, что привнесено всеми четырьмя стадиями. 
 

Заключение 

Фрейдизм  как социальную и философско-антропологическую  доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает универсальное значение. Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признается энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе аналитической психологии К.Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы. 

Информация о работе Фрейдизм