Функции эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Эмоции, как и ряд других явлений, становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем - то ему препятствуют. Стремясь всё более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

               Сферы эмоций

               Проявления эмоций

 

1. Органическая (аффектно -эмоциональная) чувствительность.

  

1.   Элементарные  удовольствия и неудовольствия (удовлетворение  органических потребностей).

 

 

2. Предметные  чувства:

   а) материальные;

   б) интеллектуальные;

   в) эстетические. 

  

2. Обладание  определёнными предметами и занятие  отдельными видами деятельности.

   Восхищение  одними предметами, людьми и видами  деятельности и отвращение к  другим.

 

 

3. Обобщенные  мировоззренческие чувства.

  

3. Мораль и  отношения человека к миру, социальным  событиям, нравственным категориям  и ценностям.

 

 

4.4. ДРУГИЕ ТЕОРИИ.

 

Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности и грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций. Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т.к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Таким образом, Джеймс и независимо от него Ланге  предложили«периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».

В данном аспекте  представляет интерес концепция  Арнольда, согласно которой интуитивная  оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория Джеймса - Ланге сыграла положительную  роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что  нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации - только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений - ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает  собственную концепцию о «центральном мотивационном состоянии» - комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично видовых действий.   

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Изучая данную тему, я пришла к следующим выводам.

В результате столкновения человека с каким-либо предметом  или явлением, у него возникает  определенная реакция. Если данный предмет или явление не касаются его лично, возникает объективный ориентировочно - исследовательский процесс. Но, когда событие непосредственно касается данного человека на любом уровне (физическом, моральном, этическом и др.), то реакция будет субъективная. И, в результате - возникает эмоция.

В первую очередь, происходит изменение состояния  равновесия субъекта, появляется эмоциональное  возбуждение. В этот же момент оценивается  возникшая ситуация и, в зависимости  от этой оценки, будет формироваться сила и характер эмоции. Эти параметры зависят от следующего: 1) какое значение имеет данное событие - позитивное или негативное, в результате чего возникает положительная или отрицательная эмоция; 2) может ли человек соответственно отреагировать на данное событие или он лишен этой возможности; 3) время, когда произошло событие.

От того, в  каких условиях зарождается эмоция, ее функции будут различны.

Эмоция может  внести дезорганизацию в деятельность индивида, будет мотивировать его  поведение или регулировать его действия в зависимости от ситуации.

Нельзя однозначно сказать о положительном или  отрицательном значении эмоций в  жизни человека. Они могут оказывать  и то, и другое влияние.

В сложных ситуациях  эмоции человека могут протекать  в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

 

 

СПИСОК ЛИЕРАТУРЫ:

 

1.   ВИЛЮНАС  В.К.   Психология эмоциональных  явлений. 1976 г.

2. Психология  эмоций. Тексты. Под ред. ВИЛЮНАСА  В.К.,   ГИППЕНРЕЙТЕР Ю.Б.

3. ИЗАРД К.Е.  Эмоции человека. - М., МГУ, 1980г.

4. РЕЙКОВСКИЙ  Я. Экспериментальная психология  эмоций. - М., Прогресс, 1979г.

5. КЛИМОВ Е.А.  Общая психология. - М., Юнити - Дана, 1999.

6. СТОЛЯРЕНКО  Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.

 

Информация о работе Функции эмоции