Функциональная асимметрия головного мозга

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Мозг всех животных и мозг человека симметричен — его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. С незапамятных времен было известно, что при очаговых поражениях коры (вследствие кровоизлияний, травм, опухолей и т. п.) может возникать полная или частичная потеря речи — афаэия. Однако лишь немногим более ста лет назад было доказано, что афазия развивается только при поражениях левого полушария.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...…стр.3

Теории происхождения асимметрии……………………………………………………….стр.4

Патология и функциональная межполушарная асимметрия……………………………..стр.7

Пути наблюдения и изучения……………………………………………………………..стр.11

«Левополушарный» человек……………………………………………………………....стр.12

«Правополушарный» человек……………………………………………………………..стр.16

Оба полушария как единый мозг……………………………………………………….…стр.19

Вывод………………………………………………………………………………………..стр.21

Список использованных источников……………………………………………………..стр.22

Работа содержит 1 файл

Ассиметрия головного мозга.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра социальных наук, педагогики и права. 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Психология и  педагогика»

Тема  «Функциональная асимметрия головного мозга»

Выполнила ст. гр. 07- ЭП

шифр 020800. 62 – экология и природопользование

Чередниченко  Анастасия Артуровна 
 
 

Контрольная работа сдана                            Контрольную работу проверил:

«6» декабря 2010 г.                                        д. п. н., профессор

                                                                                      Гончаров Владимир Сергеевич                                                                                                                           

К защите ______________ 

Контрольная работа зачтена

_______________________ 

   

Калининград

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...…стр.3

Теории  происхождения асимметрии……………………………………………………….стр.4

Патология и функциональная межполушарная асимметрия……………………………..стр.7

Пути  наблюдения и изучения……………………………………………………………..стр.11

«Левополушарный»  человек……………………………………………………………....стр.12

«Правополушарный» человек……………………………………………………………..стр.16

Оба полушария  как единый мозг……………………………………………………….…стр.19

Вывод………………………………………………………………………………………..стр.21

Список  использованных источников……………………………………………………..стр.22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В классификации живых существ  человеку присвоено почетное наименование — homo sapiens (человек разумный). Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга. Мозг человека имеет большие размеры и большой вес. Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее. У человека велик относительный вес мозга, то есть доля веса мозга на килограмм общего веса тела. Но и в этом отношении мы уступаем животным,— по относительному весу мозга лидируют китообразные. Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, что в ней больше извилин, что она содержит больше нервных клеток, что нервные клетки плотнее в ней расположены. Но выяснилось, что животные с легендарной репутацией — дельфины — обогнали нас и по этим показателям.

     Отличительной особенностью мозга "человека разумного" является — функциональная асимметрия.

     Мозг  всех животных и мозг человека симметричен  — его правая и левая половины построены однотипно как по составу  и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. У  животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. С незапамятных времен было известно, что при очаговых поражениях коры (вследствие кровоизлияний, травм, опухолей и т. п.) может возникать полная или частичная потеря речи — афаэия. Однако лишь немногим более ста лет назад было доказано, что афазия развивается только при поражениях левого полушария.

     Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений.  
 
 
 
 
 
 
 

     Теории  происхождения асимметрии

     У человека, как и у многих животных, большинство органов парные: две  руки, две ноги, два глаза, два  уха, две почки, два полушария  мозга. Парность органов не означает их одинаковое функционирование. Мы знаем, какая рука у нас ведущая – выполняет наиболее сложные, тонкие операции. У большинства людей – это правая рука. Мы едим, шьем,  пишем, рисуем правой рукой. Среди людей -  правшей, использующих для точных действий правую руку,  90%, тогда как левши составляют в среднем 10%.

     Левши всех рас и культур в прошлом  и настоящем находились в меньшинстве  среди праворукого окружения.

     При изучении вопроса о происхождении  левшества выделились три основных направления: "генетическое", "культурное" и "патологическое".

     Начиная с 1871 г., когда В.Огль установил высокую  частоту семейного левшества  среди леворуких испытуемых, обсуждается  модель генетического детерминирования леворукости. Постулировался факт наследования левшества, а Ф.Рамалей сформулировал правило о подчиненности леворукости рецессивному распределению по Менделю.

     В настоящее время наибольшее распространение  получили две генетические модели. Согласно М.Аннетт асимметрия мозга определяется присутствием одного гена, который был назван ею фактором "правого сдвига". Если данный фактор имеется у индивидуума, последний предрасположен быть правшой. Если фактор отсутствует, человек может быть либо левшой, либо правшой в зависимости от случайных обстоятельств. При этом большое значение придается повреждениям мозга в пренатальном и раннем постнатальном периоде, которые могут повлиять на фенотипическую реализацию фактора "правого сдвига".

     Более сложная модель была предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки. Эти ученые предполагают, что рукость является функцией двух генов. Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализацию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а аллель r - локализацию центров речи в правом полушарии и является рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять речевое полушарие - ипсилатеральной или контралатеральной. Контралатеральный контроль кодируется доминантным аллелем C, а ипсилатеральный - рецессивным аллелем с. Индивидуум с генотипом LrСС, например, будет правшей с центром речи в левом полушарии. А у индивидуума с генотипом Lrсс центры речи будут также в левом полушарии, но он будет левшой. Эта модель предполагает, что рукость конкретного человека связана с характером его межполушарной асимметрии и типом моторного контроля.

     На  вероятность не генетической, а цитоплазматической закодированности асимметрии указывает  С.Морган (1978), выдвигая концепцию, согласно которой и мозговая латерализация, и мануальное предпочтение рассматриваются в широком общебиологическом аспекте. Предполагается, что развитие мозга находится под влиянием лево-правого градиента, а это приводит к более раннему и быстрому созреванию в онтогенезе левого полушария, которое при этом оказывает тормозящее влияние на правое - в результате возникает доминирование левого полушария по речи и праворукость.

     С "генетическим" направлением непосредственно  сочетаются исследования, связанные  с выявлением анатомических, физиологических  и морфологических стигматов, свойственных правшам и левшам. Показано, что у правшей сильвиева борозда справа расположена выше левой, в то время, как у 71% левшей правая и левая борозды примерно симметричны. У правшей отмечается больший диаметр внутренней сонной артерии слева и выше давление в ней, чем в правой, а у левшей - обратная картина. Аналогичная диссоциация выявляется у правшей и левшей при изучении средней мозговой артерии. Гипотеза Н.Гершвинда и А.Галабурды также предполагает эндокринное влияние на формирование различий в строении мозга мужчин и женщин. Известна теория Ф.Превика, согласно которой церебральная латерализация у человека формируется при асимметричном пренатальном развитии системы внутреннего уха и лабиринта.

     Существует  и генетико-культурная гипотеза функциональной асимметрии. Английский ученый из Кембриджа К.Лэлэнд и его коллеги считают, что левшество является в равной степени генетически и культурологически обусловленным.

     Альтернативными "генетическим" представляются гипотезы возникновения межполушарной асимметрии, базирующиеся на признании детерминирующей роли культурных условий в формировании рукости. "Культурно-социальные" концепции рассматривают правшество-левшество как следствие социального воспитания, опыта, условий жизни.

     Наряду  с представленными выше теориями, широко распространены представления о патологическом происхождении левшества. Крайней точки зрения придерживается П.Бэкан, который утверждает, что любое проявление леворукости есть следствие родовой травмы. По мнению А.П.Чуприкова, изменение моторного доминирования является одним из объективных доказательств врожденной энцефалопатии. В подтверждение приводятся факты увеличения левшей среди близнецов, особенности пренатального развития которых предполагают риск внутриутробной гипоксии мозга. В пользу этого подхода говорят и результаты проб Вада, согласно которым повреждение левого полушария на ранних этапах онтогенеза может привести к смене ведущей руки и доминантного по речи полушария.

     Изучение  вопроса о происхождении латеральности  продолжается. Обилие фактов, подчас противоречащих друг другу, показывает, что каждая из теорий функциональной межполушарной асимметрии мозга требует дальнейшего обоснования. Вместе с тем очевидно, что основополагающие принципы вышеперечисленных подходов составляют базу для будущего системного исследования, необходимость которого вытекает из множества проблем и вопросов, оставшихся открытыми.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Патология и функциональная межполушарная асимметрия

     Патологические  процессы могут быть связаны с  межполушарной асимметрией функций головного мозга по крайней мере двумя способами: патология может иметь непосредственное отношение к дисфункции одного из полушарий, т.е. нарушению одной(или более) его способностей; а может быть связана с характером межполушарной асимметрии, отличным от нормального. При возникновении патологического процесса имеют место оба вида дисфункций.

     Среди различных последствий повреждений  мозга можно выделить наиболее поддающиеся  определению и явно диагностируемые  дисфункции.

     Агнозия означает "неспособность узнавать". Выделяют следующие виды агнозий: зрительная, слуховая агнозия и астереогнозис или неспособность узнавать знакомые предметы с помощью прикосновения или ощупывания.

     Особой  формой зрительной агнозии является прозопагнозия - агнозия на лица. Зрительные агнозии возникают при двусторонних повреждениях теменно-затылочных долей мозга различной этиологии или при повреждении этих долей в левом (доминантном) полушарии.

     Слуховые  агнозии появляются при поражении  областей височной доли в левом (доминантном) полушарии. Астереогнозис возникает обычно вследствие поражения областей теменной доли, расположенных по соседству с соматосенсорными проекционными зонами, которые предположительно являются ответственными за приобретение и сохранение тактильно-кинестетической памяти.

     Заслуживает отдельного описания синдром игнорирования  или односторонняя пространственная агнозия, чаще возникающая при поражении  теменных или теменно-затылочных областей правого полушария. При наличии  данного синдрома больной демонстрирует левостороннюю гемианопсию - т.е. буквально "полуслепоту", при которой пациент не видит никаких предметов слева от точки фиксации взора.

     Еще один вид дисфункции - это афазия (нарушение способности говорить или понимать речь). Известны две  основные формы - экспрессивная ("моторная") и рецептивная ("сенсорная") афазии.

     Экспрессивная афазия (афазия Брока) состоит в нарушении  главным образом собственной  речи больного; понимание чужой речи в основном сохраняется. Этот тип  афазии связан с повреждением лобных областей левого полушария, контролирующих речевой выход, в особенности зоны Брока. Могут наблюдаться также расстройства письма. В большинстве случаев пациенты осознают свои ошибки.

Информация о работе Функциональная асимметрия головного мозга